КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Линейная структура
Основные виды организационных структур. Организационная структура предприятия зависит от того, насколько высок уровень специализации на предприятии, сколько разнообразных работ (или функций) приходится выполнять каждому ее сотруднику. Пример простейшей организационной структуры выглядит так: Вы – владелец, скажем, небольшого предприятия Вы одновременно и управляющий, и бухгалтер и агент по закупкам и сбыту. Ваш подчиненный совмещает функции продавца, кассира, грузчика, уборщика, изготовителя. Пример более сложной организационной структуры: (рис.1) Организационная структура не д.б. застывшей и навсегда определенной. Она д.б. гибкой, быстро реагировать на изменения рынка, приспосабливаться к ним. Под структурой управления организацией понимается совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся с собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и др. звенья аппарата управления, а отношения с ними поддерживаются благодаря связям (горизонтальным и вертикальным). Горизонтальные носят характер согласования. Вертикальные связи - связи подчинения. Кроме того связи могут быть линейные и функциональные. Линейные отражают движение управленческих решений и информации. Функциональные - имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. Сущность линейной структуры управления является прямое подчинение работников руководителю, решающему все проблемы группы, т.е. прямое подчинение, которое осуществляется в виде прямых управленческих решений. При этом труппа сотрудников или работников м.б. как однородной, так и разнородной, при этом они равны между собой. Наиболее распространена данная структура в сфере деятельности небольших организаций с законченным циклом трудового процесса и численностью работников не более 15 человек. При большем количестве работников трудно осуществлять управление ими. Сущность линейного руководства заключается еще и в том, что руководитель несет полную ответственность за своих сотрудников. В этой связи предъявляются высокие требования к личности руководителя, его уровню профессионализма и компетентности.
Достоинства: высокий уровень централизации (руководитель пишет, что кому надо сделать, сотрудник получает четкую команду) предполагает быстроту, оперативность принятия управленческого решения; четкость в осуществлении функций контроля; влияние руководителя на социальные и социально-психологические отношения в группе. Недостатки: высокие требования к руководителю (трудно найти такого руководителя, уровень профессионализма дается только большим опытом); трудность перемещения, замены руководителя; перегрузка руководителя управленческими решениями; низкая адаптивность организации (компетентности) к внешней среде; отсутствие эффективных механизмов участия работников в принятии решения. 2. Линейно-функциональная структура. Линейно-функциональная структура основывается не только на выделении отдельных функций руководителя, но и в создании дополнительных структур под каждого руководителя, основанных на: линейных схемах управления (У главного бухгалтера есть отдел бухгалтеров). Достигается большая продуманность, качественность решения. При этом от руководителя того или иного звена уже не требуется знания всего трудового процесса. Гл. бухгалтер совсем не должен знать химическое производство. Точно также и менеджер должен только продвигать конечный продукт на рынке. Т.е. существует узкая специализация руководителей. Кстати сказать, гл. бухгалтер совсем на обязан знать все тонкости бухгалтерского дела. Его обязанность хорошо организовать процесс и управлять им. Достоинства линейно-функциональной структуры: · высокий уровень специализации, возможность установления информационной контроля по каждому направлению деятельности; · возможность использования преимущества линейной структуры в условиях функциональной разделения управленческого труда. Под руководителями отдельных звеньев (бухгалтерия, маркетинг, транспорт) - линейные структуры. Недостатки: · медленное реагирование управленческих структур на изменения внешней среды, поведение потребителей; · противодействие инновационным (новшество) изменениям; · отсутствие гибкости взаимоотношений аппарата управления из-за высокого уровня формализации; · бюрократический тип управленческого решения. 3. Матричная структура управления. Наиболее связана с инновационными, маркетинговыми требованиями внешней среды. Особенное распространение данная структура получила в научно-исследовательских организациях и венчурных организациях. Результатом внедрения таких структур стало выделение в составе организации полуавтономных групп, каждая из которых концентрируется на выполнении определенного задания. (Из каждого отдела взяли по несколько нужных людей для какого-то нового проекта. Формально они подчинены старому начальнику). Особенностью данной структуры является двойное подчинение работника (руководителю проекта и руководителю функциональной службы). Достоинства: - высокая направленность конечного продукта, конечной деятельности) на потребителя, удовлетворение его запросам; - целостный характер деятельности (делаем конкретный костюм для конкретного человека, чтобы он его удовлетворял); - участие в трудовом процессе различных специалистов, между которыми устанавливаются отношения кооперации; - высокий уровень социально-психологических отношений, совместимости членов трудового коллектива, участие всех работников не только в подготовке к решению, но и в его результате - справедливое распределение стимулирующих факторов между сотрудниками; - высокая эффективность в соотношении времени и ресурсов, выделяемых для достижения конечных целей (набираю сам сотрудников для своего проекта, эффективность достижения конечного результата). Недостатки: - возможные конфликты между руководителями функциональной группы и матричной структуры; - возможная дисквалификация привлеченных сотрудников по отношению к своей основной профессиональной деятельности; - отсутствие контроля между распределением заданий функциональных и матричных структур; - отсутствие контроля за поведением исполнителей; - отсутствие социально-экономических критериев в оценке конечной деятельности данных структур; - ослабление действующих функциональных служб за счет отбора наиболее квалифицированных специалистов.
75 Хозяйственные организации: понятие, классификации. Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.Каждую организацию характеризуют наиболее общие признаки. К ним относятся: ь количественная определенность, необходимость минимального количества членов организации. Но организация не может превышать и определенного максимума ее участников, иначе она начинает терять присущие ей свойства и качества; ь наличие общих целей, ради которых люди объединились в организацию и создали ее определенную структуру, а также средств достижения этих целей; ь обособленность, «границы», которые отделяют одну организацию от других и создают целостность, единство действий работников внутри данной системы, несмотря на ее открытость, т. е. взаимодействие с внешним окружением; ь управляющий, руководящий и координирующий центр. В крупных организациях может быть несколько таких центров. Например, производственное объединение может состоять из множества центров управления, начиная с производственной бригады, смены, цеха, участка, отделения, заводоуправления, генерального директора, совета директора и супер отделений. Кроме этого, организацию характеризуют определенная организационная культура и возможность, в необходимых пределах, осуществлять саморегулирование своей деятельности Классификация организаций позволяет сгруппировать их по сходным признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий (например, налоговая политика, кредитная политика, политика государственной поддержки бизнеса и пр.). 1. Юридическое лицо — это организация, которая имеет печать, расчетный счет в банке, имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс, может быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована в государственных органах власти. 2. Неюридическое лицо — подразделения организации — юридического лица (не зарегистрировано). 3. Неюридическое лицо — предприниматель без организации юридического лица (зарегистрировано). 4. Неформальная организация граждан — это объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах и обязанностях, они не регистрируются в государственных органах. Всем формам организаций присущи общие черты: · по отношению к власти ~ правительственные и неправительственные; · по отношению к главной цели — общественные и хозяйственные; · по отношению к прибыли — коммерческие и некоммерческие; · по отношению к бюджету — бюджетные и внебюджетные; · по форме собственности — государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности; · по уровню формализации — формальные и неформальные; · по отраслевой принадлежности — промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.; · по самостоятельности принятия решений — головные, дочерние, зависимые; · по размеру и численности членов организации —- крупные, средние, малые.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |