Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция: сущность, виды и роль в экономике




Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Интенсивность конкуренции, или силу конкурентной борьбы, можно определить по формуле, I= 1/ n, где n – число (количество) фирм в отрасли.

Для характеристики конкурентной среды на том или ином рынке ис-

пользуют следующие параметры:

- количество производителей и потребителей;

- тип производимой продукции;

- способность отдельного производителя влиять на рыночную цену;

- наличие барьеров для вступления в отрасль;

- наличие неценовых факторов конкурентной борьбы на том или

ином рынке.

Сущность конкуренции наиболее полно раскрывается в ее функциях(она способствует):

- расширению предприятиями масштабов производства, повышению производительности труда и за счет этого снижению затрат производ­ства на единицу продукции, а следовательно, и цены;

- экономии ресурсов;

- внедрению достижений науки и техники в производство;

- улучшению качества продукции и обслуживания потребителей;

- перераспределению капитала между отраслями и выравниванию нор­мы прибыли в разных сферах и отраслях экономики;

- созданию условий для банкротства отсталых и ненужных обществу предприятий (их продукции);

~ возникновению экономических кризисов;

- усилению процесса дифференциации товаропроизводителей

- монополизации экономики.

Т.о. конкуренция имеет как – так и +.

В зависимости от того, как данные параметры реализуются на том или ином рынке, различают следующие типы рыночных структур:

-совершенная, или свободная, конкуренция;

- несовершенная конкуренция;

-чистая монополия как антипод совершенной конкуренции.

Конкурентные рынки - на которых существуют условия для совершенной конкуренции.

Виды конкуренции:

-Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров.

- Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Формы: монополистическая конкуренция, олигополия, Монопсония, Олигопсония, Монополия.

Две основные формы конкуренции:

-Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.

-Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую

Роль конкуренции для экономики(положительная+ и отрицат-):

+конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи

+способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю.

-необходимость постоянной борьбы за лучшие условия существования.

-разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.