Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапа приватизации в России




1. 1989-1991 подготовительный этап. Цель - создание принципиально новой модели.

2. 1992-1994 ваучерный этап. Цель – осуществление структурной перестройки предприятий и их реорганизация в акционерные общества.

3. 1995-... этап денежной приватизации. Цель – последовательное проведение реформ собственности.

В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная; кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однакокоренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, тотальный контроль над всеми сферами экономических отношений. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства. Поэтому основной упор в преобразовании отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, делался на ликвидацию тоталитарного государственного господства в этой сфере.

Предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий в соответствии с рядом присущих именно ему закономерностей. Структурные элементы этого сектора – разнообразные предприятия – действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство. Этот принцип, реализуемый в условиях конкуренции, неизбежно диктует стремление усилить деловую активность, увеличить хозяйственный оборот.

Предприниматель в условиях нынешней рыночной экономики – это, прежде всего новатор, осуществляющий такую сложную комбинацию факторов производства, результатом которой становится товар и услуга, не имеющие себе аналогов.

Результаты предпринимательства выступают в виде коммерческого эффекта, воплощенного в деньгах (прибыли).

Предпринимательство (бизнес) – это любая, приносящая прибыль, деятельность, удовлетворяющая потребности общества в товарах и услугах. Две стороны современного бизнеса: прибыльность и направленность на удовлетворение нужд потребителей – неразрывно связаны друг с другом, определяют экономические и социальные ориентиры его развития.

Теневая экономика (скрытая экономика) — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика – это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью. Впервые «теневая» экономика наиболее громко заявила о себе в 1930-е годы, когда итальянская мафия вторглась в американс кую экономику и на пиратский манер взяла ее «на абордаж». С тех пор «теневая» экономика превратилась из проблемы правоохранительных органов в экономическую и об щегосударственную проблему. В 1930-е годы появились исследо вания, которые касались только криминальной стороны такой деятельности. В 1970-е годы к изучению «теневой» деятельности под ключились экономисты. Автором одной из первых работ, посвя щенных изучению всех аспектов «теневой» экономической деятель ности, был американский ученый П. Гутманн. В своей статье под названием «Подпольная экономика» он убедительно показал, что недоучитывать «теневую» деятельность нельзя.

Термин «теневая экономика» произошел от английских слов «underground economy». «Теневую» экономику также можно охарактеризовать как совокупность разнотипных экономических отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, «теневая» экономика – это неконтролируемые обществом и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг. В данном случае мы имеем дело с очень сложным экономическим явлением, которое в той или иной степени присуще социальным системам любого типа. Теневая, «серая», экономика, как правило, достаточно связана с «белой», официальной экономикой.

 

29. Рынок труда; распределение и доходы; преобразования в социальной сфере.

Рынок труда. Напомним, в современных условиях наиболее важным из всех рынков ресурсов является рынок труда, имеющий дело с человеческим капиталом. Рынок труда в России последнего десятилетия отражал общее экономическое состояние страны. В период с 1992 по 1997 г. в связи со спадом производства нарастала безработица. Так, по данным Госкомстата РФ, численность безработных в 1996 г. превысила уровень 1992 г. втрое и достигла

7 млн человек, что составляло около 9% экономически активного населения.

В конце 90-х гг. в связи с наметившимся ростом производства стала увеличиваться занятость и сокращаться безработица. Примером этого процесса могут служить статистические данные по Тульской области, приведенные ниже, в том числе в табл. 13.2.

8 частности, общая численность безработных за 2001 г., первый год нового века, уменьшилась в области на 39,6% и составила в среднем за год 48,5 тыс. человек, или 5,8% экономически активного населения.

В течение 2001 г. на предприятия и в организации было принято на работу свыше 120 тыс. человек, из них 4,9 тыс. человек, или 4,0%, были трудоустроены на новые рабочие места. Доля принятых на работу от среднесписочной численности работников за год составила 24,4%. За тот же период с предприятий и организаций по различным причинам выбыло 137,2 тыс. человек, или 27,6% среднесписочной численности персонала. Среди выбывших работников 76% уволились по собственному желанию, 3,9% — по причине административного сокращения. Сократилась доля работников, не получавших во время вынужденных административных отпусков никакой денежной компенсации — с 24,8% в 2000 г. до 10,0% в 2001 г. Увеличилось число свободных рабочих мест, заявленных предприятиями в органы государственной службы занятости населения. В результате нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию снижалась с 1,8 человека в начале до 1,3 человека к концу года.

Распределение и доходы. В период проведения в России реформ произошла значительная по своим масштабам дифференциация доходов населения. Разница в доходах различных по их уровню групп населения в советский период в России была ниже, чем в развитых странах. В настоящее время эта разница в России превосходит разницу в доходах групп населения развитых и новых индустриальных стран. В конце 90-х гг. несколько десятков миллионов человек имели доход ниже прожиточного минимума, тогда как 10% богатых получали не менее 1/3 всех доходов. Следует отметить, что дифференциация доходов пока продолжает нарастать.

В 1992—1997 гг. наблюдалось значительное снижение реального уровня основных традиционных видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий и стипендий. Во второй половине 90-х гг. они составляли менее половины от уровня 1991 г. Уровень жизни основной массы населения существенно снизился. Лишь начиная с 1998 г. реальный уровень доходов населения стал постепенно повышаться.

Преобразования в социальной сфере. В системе, существовавшей в Советском Союзе, был единственный — государственный канал мобилизации ресурсов для социальной сферы, включающей такие важные отрасли, как образование, здравоохранение. Но социальная сфера в советский период рассматривалась как «затратная», как сфера, связанная только с затратами на нее. Для рыночной системы характерна многоканальная схема мобилизации средств для социальных нужд. При сохранении элементов социального обеспечения преобладающее значение имеет социальное страхование в сочетании с платностью социальных услуг.

Социальная политика в России в последние годы осуществлялась в условиях экономического кризиса. Обострение экономической ситуации оказывало отрицательное воздействие и на положение дел в социальной сфере. Для определения эффективности социальной политики используются различные индикаторы. В качестве важнейшего международного индикатора качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения. По этому показателю Россия в конце 90-х гг. занимала 52-е место в мире.

Проводимый в 90-е гг. курс реформ не сопровождался четко определенной социальной политикой. Государству не удавалось эффективно контролировать важнейшие социальные процессы. Так, в решении проблемы бедности приоритетное значение имеет минимальная заработная плата, выполняющая функцию важ-

нейшей социальной гарантии. В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда. Но во второй половине 90-х гг. минимальная заработная плата составляла всего 16—20% От прожиточного минимума.

Правительством намечены масштабные реформы во многих отраслях социальной сферы — в системе пенсионного обеспечения, образовании, здравоохранении, коммунальном хозяйстве. Проведение реформ в социальной сфере должно стать одним из важнейших направлений дальнейшего реформирования российской экономики.

30. Структурные сдвиги в экономике; формирование открытой экономики.

СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ В ЭКОНОМИКЕ [structural changes in national economy] — изменения в структуре экономической системы (см. Структура системы) под воздействием различных экономических и внеэкономических факторов, процессов управления экономической системой. Измеряются с помощью таких характеристик, как соотношение темпов роста и прироста экономических показателей отдельных структурных подразделений (отраслей, секторов и т. д.), изменения в процентных удельных весах или в долях этих подразделений в общем объеме общественного производства. Прогрессивными структурными сдвигами следует считать те, которые приводят в конечном счете к повышению долгосрочной эффективностиэкономической системы.

Задачи оценки структурных сдвигов можно разделить на два типа: частные и общие. В частных измеряются абсолютные приросты или темпы роста удельного веса, доли отдельных изучаемых структурных подразделений в структуре системы. В общих задачах дается сводная количественная характеристика структурных сдвигов в целом.

Углубляющаяся социальная дифференциация населения требует усиления социальной составляющей курса проведения рыночных реформ в России. В сложившихся условиях преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
– обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимого населения;
– реализацию всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
– создание экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов иметь более высокий уровень социального потребления, включая жилье, качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
– формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность для максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – предоставление высокого качества и возможностей широкого выбора населением социальных услуг.

Предлагаемая правительством программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.

Экономика страны имеет определенную структуру – соотношение между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики (1991 г.) структура российской экономики была крайне деформирована: 1) гипертрофия оборонной и добывающей промышленности; неразвитость производства потребительских товаров и сферы услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности; 2) затратный характер экономики, низкий уровень технологий и прямые потери ресурсов из-за неразвитости производственной инфраструктуры; 3) зависимость от импорта товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной политики сегодня являются:
1) качественное обновление технологий, создание источников долговременного роста;
2) перераспределение ресурсов в пользу развития потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и долговременную (10–50 лет) перспективы различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, незатратный, эколого-защитный тип экономического роста; сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики. В этой связи должны произойти следующие структурные сдвиги в экономике:
1) ускоренное развитие гражданского сектора экономики за счет сокращения оборонного сектора, или за счет так называемой конверсии;
2) развитие комплекса отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование научно-технического потенциала страны;
3) создание современной производственной инфраструктуры – информационного, энергетического, транспортного и складского обеспечения.

В целях решения названных задач целесообразно развивать рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен и открытости экономики. Открытая экономика – экономика, участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

В товарной структуре российского импорта сохраняется перекос в сторону потребительской сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена на обеспечение:
– наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
– эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
– доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено);
– благоприятного платежного баланса страны;
– эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
– соблюдения принципа взаимности – благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Присоединение России к ВТО позволяет ей принимать участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и самое главное – на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.