КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Креативность и интеллект, креативность и личность
Формальный анализ интеллекта (Спирмен, Тернстоун, Барт). Большое значение имеют модели интеллекта, лежащие в основе интерпретации полученных данных. Построить целостное представление об интеллекте на основе результатов, накопленных от измерения множества отдельных способностей, нелегко. Многие исследователи находят требуемую четкость определений, обращаясь к математическим, факторно-аналитическим моделям. Английские психологи были первыми, кто в начале двадцатого столетия инициировал эту линию исследований, Чарлз Спирмен (Spearmen, 1927), психолог-с математическим образованием, сконцентрировал свои усилия, а также активность своих учеников и коллег вокруг главной идеи - все ментальные тесты, в действительности, измеряют одну, базовую интеллектуальную способность. Ч. Спирмен был убежден в том, что многочисленные диагностируемые способности есть проявление некоего общего фактора "g", отражающего уровень ментальной энергии, присущей данному индивиду. Сопутствующий же специфический фактор "s" отображает, через различные измеряемые с помощью тестов параметры, инструментальные средства, или engine (от лат. ingenium - естественная предрасположенность, талант), индивида, благодаря которым ментальная энергия может быть приложена к конкретным формам взаимодействия. Современные исследования того, что Ч.Спирмен понимал под фактором "g" обнаруживают недостаточность в качестве глобальной характеристики интеллекта, которая в данном случае ограничивается логическими интеллектуальными особенностями. Спирмен представил выделенные им общие и специальные способности как двухфакторную модель, построенную на основе иерархии общности, в которую включаются групповые факторы арифметических, вербальных и механических способностей. Терстоун (Thurstone, I938) выделил двенадцать факторов (среди них - пространственный, числовой, словесное понимание, речевая беглость, скорость восприятия и ассоциативная память etc.), а также предложил метод многофакторного анализа матриц интеркорреляций. Популярными стали также иерархические модели интеллекта, которые разрабатывали П.Верной {Vernon, 1979), Ч.Барт {Burt, 1949) и Р.Кэтгел (Cattell, 1971). Общим для них является выделение: первичных и производных от них вторичных и третичных факторов. Креативность (от лат creatio - созидание) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет уже наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам, при активизации интеллектуальной активности, считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастания свойств критичности и рассудочности в сознании ребенка. Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда; для ребенка важно, чтобы среда содержала образцы креативного поведения, его результаты и предметно-информационную обогащенность. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно- личностном, затем - на продуктивном (поведенческом) уровне. В результате огромной работы исследователи креативности установили, что она проявляется неравномерно, с интервалом в четыре года (5, 9, 13, 17 лет).
Процесс развития креативности проходит как минимум две фазы: Креативность более, чем интеллект, определяющийся факторами среды. Большинство психологов согласны, что креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации; креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству. Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы. Ч.Спирмен считал, что это - «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». У.Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления». По мнению Е. Торренса, креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению. Дж.Гилфорд выделил основные параметры креативности: Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике - тест Е. Торренса. Этот тест позволяет оценить: По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что его креативные способности не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |