Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиологические основы индивидуальных различий




Индивидуальная специфика психических процессов.

Можно выделить следующие индивидуальные особенности восприятия:
• Конкретность — абстрактность
Абстрактные фиксируются на выделении, вычленении одной какой-нибудь стороны, свойства явления или предмета и отвлечение от остальных; конкретные привязывают свойство к конкретному предмету;
•Аналитичность — синтетичность

Аналитичные проявляют тенденцию к восприятию отдельных частей, испытывая трудности при вычленении целостной структуры, и ориентируются на различие, синтетичные воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями;
•Объективность — субъективность
Объективисты обладают точным восприятием, в большой мере соответствующим объективной реальности; субъективисты дают субъективную интерпретацию воспринимаемого, в значительной мере искажающую реальность, привносят многое от себя;
• Описательность — объяснительность Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаясь объяснить суть воспринимаемого; лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии, всегда стараются объяснить увиденное или услышанное;
• Цветоориентированность — формоориентированность
Цветоориентированные предпочитают в качестве основания классификации принимают цветовые признаки, формоориентированные — признаки формы.
• Визуальность — гаптичность
Визуальные ориентируются на зрительные образы, гаптические — на осязательно-кинестетический канал информации. Существуют также индивидуальные особенности восприятия, связанные с преобладающей модальностью — визуальной, аудиальной и др.

До недавнего времени проблема способностей рассматривалась в основном психологами. Это дало возможность Т. И. Артемьевой создать чисто психологическую теории способностей, а А. А. Бодалеву написать, что способностями обозначают образования в психике человека. Нерациональность этой точки зрения очевидна. Ведь даже сторонники личностно-деятельностного подхода не могли обойти стороной врожденные анатомо-физиологические задатки, связанные с особенностями строения и функционирования мозга. Уже это заставляет говорить о способностях как о психофизиологической проблеме.

Еще очевиднее такая необходимость возникает при рассматривании двигательных способностей. Так, способность к длительной циклической работе (бег, плавание, езда на велосипеде и т. п.), т. е. аэробная выносливость, во многом определяется уровнем кислородного обеспечения организма (МПК), который, как показано В. М. Зациорским и Л. П. Сергиенко, В. Б. Шварцем и др., генетически обусловлен. Кроме того, в числе задатков, обусловливающих двигательные способности, входят не только типологические особенности свойств нервной системы (т.е. физиологические характеристики протекания нервных процессов), но и морфо-функциональные особенности строения мышц, в частности соотношение в них быстрых и медленных мышечных волокон, которое тоже генетически обусловлено. Функционально-генетический подход к способностям имеет ряд привелегий:
- нет необходимости объяснять, каким образом задатки (физиологическое) превращается в способности (психологическое), поскольку способности понимаются как целостное интегральное психофизиологическое образование;
- нет необходимости привязывать способности только к деятельности: становится очевидным, что они могут проявляться и развиваться и в жизнедеятельности (в быту), и в игре;
- одна и та же способность может развиваться в различных сферах и видах деятельности (поэтому, например, и возможна профессиональная подготовка средствами физической культуры или путем развития способностей в психотренинге);
- функционально-генетический подход устраняет пропасть, образовавшуюся между возможностями человека и животных в результате увязывания способностей только с деятельностью людей. Животные обладают большинством функций и психических процессов, присущих и человеку. У них имеются те же, что и у него, задатки (в частности, типологические особенности свойств нервной системы). Следовательно, есть основание говорить и о способностях животных;
- привязка способностей к функциям (психическим и психомоторным) ограничивает сферу практического задействования этого понятия, открывая путь для дифференцированного рассмотрения и развития возможностей человека. Например, для педагогики имеет существенное значение, что в данном случае проявляется у учащегося - опыт, приобретенный ранее, или способности, от чего зависят оценки обучаемого, прогноз его будущих успехов.

Признание врожденности и генотипической природы способностей не означает фатальной предопределенности профессиональных успехов или неуспехов человека. Способности составляют только часть его возможностей, а успех определяется и волевыми качествами, мотивацией, социальной средой. Но и недооценивать роль способностей не следует. Можно согласиться с академиком Д. К. Беляевым, замечающим, что врожденные различия в способностях людей есть реально, независимо от нашего сознания существующий факт.

Индивидуальные особенности мышления связаны с его самостоятельностью, критичностью, гибкостью, глубиной, широтой, последовательностью, быстротой.

Самостоятельность мышления характеризуется умением ставить новые задачи и разрешать их, не прибегая к помощи других. Критичность мышления — способность субъекта познавательной деятельности не попадать под влияние чужих мыслей, объективно оценивать позитивные и негативные аспекты явления.

Гибкость мышления — умение быстро изменять свои действия при изменении ситуации деятельности, готовность быстро переключаться с одного способа решения задач на другой.

Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность сложных вопросов, раскрывать причины явлений, определять проблему, предвидеть возможные последствия действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.