КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур. Для совершенной конкуренции характерны следующие признаки: а) множество мелких продавцов и покупателей; б) однородность продукции, т. е. продукты, предлагаемые конкурирующими фирмами, идентичны и взаимозаменяемы; в) свободные вход на рынок и выход с рынка (отсутствие барьеров входа или препятствий для выхода с рынка для существующих фирм); г) совершенная информированность (совершенное знание) продавцов и покупателей о состоянии рынка. Информация распространяется среди субъектов рынка мгновенно и ничего им не стоит; д) продавцы и покупатели не могут воздействовать на цены и принимают их как данность; е) мобильность производственных ресурсов. В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы.
Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента
В силу однородности продукции и наличия большого количества совершенных заменителей, ни одна фирма не может продавать свой товар по цене, хоть немного превышающей цену равновесия, Ре. С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продать всю свою продукцию по цене Ре, т.е. у нее нет необходимости продавать товар по цене ниже Ре. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене Ре, определяемой рыночным спросом и предложением. Доход фирмы — совершенного конкурента Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции. 1. Совокупный доход () — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции, представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем на величину, равную рыночной цене!!Ре??. 2. Средний доход () — доход от реализации единицы продукции, определяется рыночной ценой равновесия!!Ре??, а кривая совпадает с кривой спроса фирмы. По определению 3. Предельный доход () — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска, Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска. Все функции дохода представлены на рис. 2.
Рис. 2. Доход фирмы-конкурента 19 Монополия и её виды. Монопольная (рыночная) власть фирмы (на распечатке)
Монополия – это ситуация, когда на рынке присутствует только один продавец товаров или услуг. Этот продавец полностью регулирует рыночную цену и доминирует при производстве и распределении конкретного продукта или услуги, не имеющих близких заменителей. Монополия возникает там и тогда, когда велики барьеры для вступления в отрасль. Чистая монополия характеризуется следующими основными чертами: а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией; б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста); в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе; г) фирма-монополист устанавливает сама цену на свой товар, а не принимает ее как данное, как рыночную реальность; д) совершенная информированность. Барьеры для вступления в отрасль 1 Единоличное владение ключевым ресурсом. 2 Патенты и авторские права, которые дают одному лицу исключительное право продавать некоторые товары и услуги населению. 3 Эффект масштаба. Например, в автомобильной промышленности начальные издержки для разработки новой модели автомобиля и доведение его до массового производства на заводах является значительным барьером для входа фирм в эту отрасль. 4 Естественные монополии, возникающие тогда, когда экономия на масштабах производства приводит к тому, что на рынке остаётся только одна фирма, производящая товар. Самая большая фирма способна устанавливать цены ниже тех, которые устанавливает любая маленькая фирма. Пример – железнодорожные перевозки, энергетический комплекс (энергоснабжение). 5 Реклама. Монополист может настолько раскрутить торговую марку своего товара, что покупатели будут его приобретать даже при появлении на рынке более дешёвого или качественного продукта. Виды монополий 1 Закрытая монополия – имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающие её от конкуренции. 2 Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. 3 Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обуславливает минимальные средние издержки при обеспечении всего рыночного спроса. экономики и функционирующая по её законам. 5 Административная монополия – монополия, возникшая в условиях административно-командной системы. Она базируется на государственной собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Она развивается в условиях закрытой экономики и опирается на государственную монополию внешней торговли. 6 Монопсония представляет собой тип рыночной структуры, для которого характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Монопсония возникает в том случае, когда одна фирма выступает единственным покупателем на отраслевом рынке при отсутствии возможностей альтернативного сбыта для продавцов. Рыночная власть монопсоний состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. 5 Двухсторонняя монополия имеет место тогда, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем. Эта модель часто встречается на рынках вооружений.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |