Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская система Аристотеля




Учение о государстве

Государство — «совместное поселение», которое возникает там, где люди для своего выживания нуждаются в кооперации.

При совместной жизни справедливость — главная (но не единст­венная) идея (добродетель) идеального государства.

Согласно идее справедливости, каждой части души должно соот­ветствовать определенное сословие идеального государства: разуму — правители, воле — стражи, телесным влечениям — ремесленники, зем­ледельцы и торговцы.

В идеальном государстве каждое сословие должно вознаграждать­ся пропорционально своим способностям, но при этом в нем не долж­но быть ни богатых, ни бедных.

Справедливости подчиняются три остальные добродетели идеаль­ного государства — мудрость, мужество и рассудительность. Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, стражи — мужеством и рассудитель­ностью, все остальные — только рассудительностью.

Справедливые виды государства — монархия (один правитель) и аристократия (несколько правителей). Они руководствуются че­тырьмя указанными добродетелями, устанавливают общий уклад жиз­ни, не допускают появления богатых и бедных.

Несправедливых видов государств (форм правления) — четыре:

- тимократия (власть честолюбцев; главное благо — слава, почести);

- олигархия (власть немногих богачей; главное благо — богатство);

- демократия (власть большинства; главное благо — неограниченная свобода);

- тирания (власть одного над всеми; благо — личная неограниченная власть).

Несправедливые государства основаны на корыстных интересах, разделении граждан на богатых и бедных.

Итак, учение Платона – первая развернутая, включающая основные разделы философии концепция объективного идеализма (идеи первичны по отношению к вещному, материальному миру, при этом они недоступны чувственному познанию, трансцендентны).

Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. Пос­ле смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве вос­питателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и мето­дику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло ан­тимакедонское восстание. Умер Аристотель на о, Эвбея в Халкиде.

До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими на них являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «По­литика», «О поэтике». «Никомахова этика» и др. Некоторые его про­изведения не всеми исследователями признаются подлинными,

Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и под­верг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но исти­на дороже» — гласит приписываемое Аристотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Следуя Платону, мы как бы умно­жаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек — Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще — «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво.

Теория идейПлатона неудовлетворительна в качестве теории пер­вого бытия.

Идеи без необходимости удваивают существующее: есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты.

Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрица­тельного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного, всего, что нарушает порядок (катастрофа)...

Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются. Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является состав­ной частью единичных вещей.

Невозможно, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущ­ность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?»

Платон не объясняет, почему вечные и совершенные идеи не пере­дают эти качества своим копиям — вещам.

 

Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущ­ностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которо­му все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теорети­ческие (математика, физика, психология), практические (этика), твор­ческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?»

Главные положения философии Аристотеля,

1. Философия - н аука об умопостигаемом (т. е, о том, что находится за пределами нашего опыта). «Первая философия» — метафи­зика, букв, «то, что после физики». Предмет науки — общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постига­емое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познает­ся через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира.

2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобще­ны в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отноше­ние», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «об­ладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные.

3. Наука о законах мышления — логика (Аристотель дал понятие дедуктив­ного метода познания). Формальная логика Аристотеля — сил­логистика — тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия.

4. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в ак­туальное сущее.

Общая причина движения — лишенность материи формы; следо­вательно, всякое движение — некоторое изменение, вызванное приоб­ретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответ­ствовать потенции вещи.

Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количе­стве или местоположении вещи.

Цель изучения природы — причины движения, содержащиеся в са­мих вещах. Таких причин четыре:

- материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»),

- формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»),

- действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сде­лал эту вещь?»),

- целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).

 

5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает спо­собностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т. е, че­ловек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не за­висит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл де­ятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление».

В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристо­тель указывал в самих вещах, хотя и считал, что форма - идеальное начало вещей, главенствующее над их материальным содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существовани­ем, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего».

6. Учение о государстве.

Материальная причина государства — люди с их имуществом и территория проживания; после образования государства его чле­ны наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами.

Формальная причина государства — способ общения людей, гаран­тирующий самодостаточность их существования.

Действующая причина государства — его верховная власть.

Целевая причина — счастливая жизнь всех граждан государства.

 

«...Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаи­мопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» («Политика»).

«Государство создается не ради того только, чтобы жить, но пре­имущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает» (там же).

Государство не может быть единым целым — иметь общую собст­венность, жен, детей (как у Платона); ведь то, что составляет единство, всегда различно по качеству.

Общая собственность станет ничьей; общность жен и детей приве­дет к потере уважения к отцу, исчезнет дружелюбие, разрушится се­мья.

В каждом государстве — три сословия: «очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими»

Кто должен управлять государством, чтобы оно выполняло свое предназначение — богачи, неимущие или средние по достатку? — Ни первые, ни вторые.

Государством должны управлять люди среднего достатка. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, под­чиняющаяся только закону, — наилучший способ управления государ­ством. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда законы не дают однозначного решения.

 

Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к 1У в. до н. э. Из-под его пера вышло первое систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника.

Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.