КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская система Аристотеля
Учение о государстве Государство — «совместное поселение», которое возникает там, где люди для своего выживания нуждаются в кооперации. При совместной жизни справедливость — главная (но не единственная) идея (добродетель) идеального государства. Согласно идее справедливости, каждой части души должно соответствовать определенное сословие идеального государства: разуму — правители, воле — стражи, телесным влечениям — ремесленники, земледельцы и торговцы. В идеальном государстве каждое сословие должно вознаграждаться пропорционально своим способностям, но при этом в нем не должно быть ни богатых, ни бедных. Справедливости подчиняются три остальные добродетели идеального государства — мудрость, мужество и рассудительность. Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, стражи — мужеством и рассудительностью, все остальные — только рассудительностью. Справедливые виды государства — монархия (один правитель) и аристократия (несколько правителей). Они руководствуются четырьмя указанными добродетелями, устанавливают общий уклад жизни, не допускают появления богатых и бедных. Несправедливых видов государств (форм правления) — четыре: - тимократия (власть честолюбцев; главное благо — слава, почести); - олигархия (власть немногих богачей; главное благо — богатство); - демократия (власть большинства; главное благо — неограниченная свобода); - тирания (власть одного над всеми; благо — личная неограниченная власть). Несправедливые государства основаны на корыстных интересах, разделении граждан на богатых и бедных. Итак, учение Платона – первая развернутая, включающая основные разделы философии концепция объективного идеализма (идеи первичны по отношению к вещному, материальному миру, при этом они недоступны чувственному познанию, трансцендентны). Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. После смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве воспитателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло антимакедонское восстание. Умер Аристотель на о, Эвбея в Халкиде. До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими на них являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «Политика», «О поэтике». «Никомахова этика» и др. Некоторые его произведения не всеми исследователями признаются подлинными, Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и подверг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но истина дороже» — гласит приписываемое Аристотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Следуя Платону, мы как бы умножаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек — Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще — «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво. Теория идейПлатона неудовлетворительна в качестве теории первого бытия. Идеи без необходимости удваивают существующее: есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты. Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрицательного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного, всего, что нарушает порядок (катастрофа)... Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются. Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является составной частью единичных вещей. Невозможно, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?» Платон не объясняет, почему вечные и совершенные идеи не передают эти качества своим копиям — вещам.
Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теоретические (математика, физика, психология), практические (этика), творческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?» Главные положения философии Аристотеля, 1. Философия - н аука об умопостигаемом (т. е, о том, что находится за пределами нашего опыта). «Первая философия» — метафизика, букв, «то, что после физики». Предмет науки — общее, постигаемое умом. Однако умозрительно постигаемое знание не дано нашему уму от рождения и предполагает деятельность: собирание фактов. Таким образом, общее познается через индуктивное обобщение чувственно воспринимаемого мира. 2. Учение о категориях. Различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, поэтому Аристотель выделяет десять категорий, основная из которых «сущность», отождествляемая с бытием. Остальные девять: «качество», «количество», «отношение», «место», «время», «действие», «состояние», «страдание», «обладание» — соотносятся с бытием через категорию «сущность», которые отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» То есть категории — есть высшие роды, к которым сводятся остальные. 3. Наука о законах мышления — логика (Аристотель дал понятие дедуктивного метода познания). Формальная логика Аристотеля — силлогистика — тесно связана с учением о бытии, с теорией истины, так как в логических истинах философ видел вместе с тем формы бытия. 4. Учение о материи и форме, где материя — пассивная возможность, потенция становления, а форма — активное начало, сущность бытия, действительность, т. е. то, чем одна вещь отличается от другой. Форма превращает потенциальное существование в актуальное сущее. Общая причина движения — лишенность материи формы; следовательно, всякое движение — некоторое изменение, вызванное приобретением материей какой-либо формы. Новая форма должна соответствовать потенции вещи. Все движения делятся на изменения в субстрате, качестве, количестве или местоположении вещи. Цель изучения природы — причины движения, содержащиеся в самих вещах. Таких причин четыре: - материальная (отвечает на вопрос «Из чего сделана эта вещь?»), - формальная (отвечает на вопрос «Что это за вещь?»), - действующая (отвечает на вопрос «Кто или что сделал эту вещь?»), - целевая (отвечает на вопрос «Ради чего сделана эта вещь?»).
5. Учение о душе. По Аристотелю, душа есть не только у человека, но и у растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством. Душа человека есть разумная душа, т. е, человек отличается наличием мышления и разума, способностью жить в коллективе («общественное животное»). Но разум не зависит от тела, он вечен и неизменен. Его Аристотель называл деятельным разумом и отличал от разума пассивного, в основном и присущего человеку. Моральный образец, по Аристотелю, — Бог, или совершеннейший философ, «мыслящее себя мышление». В отличие от абсолютного идеализма Платона учение Аристотеля содержит материалистические положения. Сущность вещей Аристотель указывал в самих вещах, хотя и считал, что форма - идеальное начало вещей, главенствующее над их материальным содержанием. Материальное бытие Аристотель признает реальным существованием, однако причину мира или конечный источник всякого движения он связывает с Богом как «неподвижным перводвигателем всего». 6. Учение о государстве. Материальная причина государства — люди с их имуществом и территория проживания; после образования государства его члены наделяются правами законосовещательной и судебной власти и становятся гражданами. Формальная причина государства — способ общения людей, гарантирующий самодостаточность их существования. Действующая причина государства — его верховная власть. Целевая причина — счастливая жизнь всех граждан государства.
«...Человек по природе своей есть существо политическое, в силу чего даже те люди, которые нисколько не нуждаются во взаимопомощи, безотчетно стремятся к совместному жительству» («Политика»). «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает» (там же). Государство не может быть единым целым — иметь общую собственность, жен, детей (как у Платона); ведь то, что составляет единство, всегда различно по качеству. Общая собственность станет ничьей; общность жен и детей приведет к потере уважения к отцу, исчезнет дружелюбие, разрушится семья. В каждом государстве — три сословия: «очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посередине между теми и другими» Кто должен управлять государством, чтобы оно выполняло свое предназначение — богачи, неимущие или средние по достатку? — Ни первые, ни вторые. Государством должны управлять люди среднего достатка. Полития как регулярно сменяемая власть большинства среднего сословия, подчиняющаяся только закону, — наилучший способ управления государством. Правители получают решающее значение только в тех случаях, когда законы не дают однозначного решения.
Наследие Аристотеля энциклопедично. Он систематизировал и обобщил все философские знания, накопленные античной мыслью к 1У в. до н. э. Из-под его пера вышло первое систематизированное изложение начал философии, им была разработана основная структура философского знания, введены в оборот и субординированы многие категории, которыми наука пользуется до сих пор. Аристотель положил начало существованию физики и формальной логики как самостоятельных дисциплин, разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии. В космологии Аристотель отверг учение пифагорейцев и разработал геоцентрическую систему, существовавшую вплоть до гелиоцентрической системы Коперника. Вместе с учением Платона учение Аристотеля послужило идейной основой философии христианства.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |