Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность образования. Образование как важнейшее условие развития общества




 

Образование – это «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образо-вательных уровней (образовательных цензов)» (Закон РФ «Об образовании»); система, процесс и результат познавательной и практической деятельности, до-стигнутый уровень знаний, умений и навыков (Л.В. Мардахаев, В.И. Смирнов); ценность и система, процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков в ходе обучения (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Е.С. Рапацевич); уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов (В.А. Ситаров); составная часть и одновременно продукт социализации (Б.М. Бим-Бад); результат обучения, т.е. формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека; система накопленных человеком в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления; главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей (М.Н. Скаткин); объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый (И.П. Подласый); образование как культура индивида: сколько культурных ценностей, столько и видов образования.

Подводя итог, можно сказать, что образование имеет три основных значения: образование как достояние личности, как процесс обретения личностью своего достояния, как система (социальный институт) в обретении такого достояния (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова). Как показал анализ литературы, образование следует рассматривать как ценность, как систему, как процесс и как результат.

В качестве особенностей образования в современном мире можно выделить следующие. Во-первых, образование обладает определенной консер-вативностью, благодаря чему не все изменения становятся достоянием различных инновационных образовательных процессов. Во-вторых, образование имеет глобальный характер, т. е. проблемы образования, возникающие в России, актуальны и для других стран. В-третьих, образование имеет резонансный характер, т. е. процессы, происходящие в обществе, оказывают ощутимые воздействия на систему образования. В-четвертых, хранителями разумной консервативности выступают достаточно устойчивые образования в виде региональных, муниципальных систем. В-пятых, образование выступает как ценность, к которой стремятся все.

Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.

Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования личности становятся:

· способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;

· толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

· правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Только опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вопросы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии ХХI в.

Возрастает роль образования в модернизации экономики. Располагая первоначально очень ограниченным инвестиционным ресурсом, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета – одной из «национальных точек роста». Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. На потребности экономики, которые заявят о себе через 5–15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас.

В среднесрочной перспективе (2005–2010 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Уровень качества человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.