КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и задачи дидактики. Современные дидактические концепции
Понятие о содержании образования. Факторы, определяющие содержание образования. Основные концепции содержания образования Содержание образования – это система знаний, включающая факты и обобщения, умения и навыки (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров), основные знания, умения и навыки соответствующей области научных знаний (Т.А. Ильина), система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-этических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементы социального, познавательного и творческого опыта. «Содержание образования – это некоторая адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности». Содержание образования – это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всесторонне развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду. В этом определении присутствуют все элементы социального опыта, накопленного человечеством, и содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения. Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере (Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин). В Законе РФ «Об образовании» в ст. 14 обозначены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества». В.С. Ледневым определены факторы, оказывающие существенное влияние на отбор структурных компонентов содержания образования. К числу таковых им отнесены: – факторы глобального уровня, на основе которых образование делится на основные отрасли и последовательные ступени; – определяющие структуру содержания общего, политехнического и специального образования с учетом их разделения на теоретическую и практическую части; – содержания образования в общеобразовательной школе; – содержания образования в профессиональных учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования; – факторы, лежащие в основе содержания отдельных уч. курсов, практик и уч. проектов. Современные концепции новых типов содержания образования
Теория обучения называется дидактикой. Дидактика изучает закономерности обучения, дает научное обоснование целям, выбору содержания, средств и методов обучения, определяет его организацию. Концепции (системы обучения): 1) Традиционная система. Основоположники данной системы Коменский, Песталоцци, Гербарт доминирующую роль в преподавании отводили деятельности педагога. Процесс обучения строится следующим образом: изложение, понимание, обобщение, применение. Такой подход упорядочивает, организует процесс обучения, предписывает рациональную деятельность педагога и учащихся. Однако эта система все более критикуется за то, что ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая учащегося в умственную деятельность, и не способствует развитию мышления. 2) Программированное обучение. В основе лежит обучающая программа, представляющая собой упорядоченную последовательность задач. Она и управляет всем процессом обучения. Линейное программирование – установление связи между стимулом и реакцией. Правильный шаг обучающегося служит сигналом для дальнейшего выполнения программы. Разветвленное программирование – ориентировано на уяснение причины совершенной или возможной ошибки. Смешанное программирование. 3) Проблемное обучение – это целостная система, в основе которой лежит идея разрешения проблем. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающихся посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. Проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу: при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, условиями и требованиями. 4) Концепция развивающего обучения. Основной целью является обеспечение условий для превращения ученика в субъекта учебной деятельности, способного к самоизменению. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. Основная задача педагога состоит в организации учебной деятельности учащегося, направленной на развитие познавательной самостоятельности и способностей, формирование активной жизненной позиции. Центральное звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащегося, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Суть развивающего обучения состоит в том, что учащиеся не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью. Главная цель обучения – развитие учащегося, само же обучение есть условие и основа развития.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |