Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание в целостном образовательном процессе. Противоречия воспитательного процесса




Воспитание всегда осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. С точки зрения гуманистического подхода в воспитательном процессе всегда есть субъекты: обучающийся, группа, коллектив, взаимодействующие с педагогом.

Следовательно, процесс воспитания может быть индивидуальным или коллективным, но обязательно должен носить двусторонний характер взаимодействия. Организуется и осуществляется этот процесс в семье, в различных образовательных учреждениях (школа, училище, колледж, вуз), в учреждениях системы дополнительного образования детей (клубы, кружки, секции), в культурных учреждениях и центрах (театры, музеи, выставочные залы), в детских общественных организациях.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов. Движущие силы и логика воспитательного процесса определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками: диалектичностью, противоречивостью, целенаправленностью, систематичностью, вариативностью, оптимистичностью.

Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни. Как показывает практика, функция воспитательного воздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, с множественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать на себя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведением и активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом от позиции человека в отношении себя (кем бы он хотел быть в настоящем и стать в будущем) зависит выбор воспитательной цели и способов ее достижения.

Воспитательный процесс в современных условиях строится на основе реализации принципов гуманизации и гуманитаризации, что обусловлено требованиями модернизации российского образования.

Организация воспитательного процесса требует определенной четкой последовательности действий, направленных на реализацию соответствующих целей. В общем виде воспитательный процесс можно представить как последовательность действий, состоящую из трех основных этапов:

· выдвижение цели;

· реализацию цели в совместной деятельности и общении, имеющих определенное содержание;

· получение результата и его оценка.

Во взаимодействие педагог и воспитанники руководствуются своими целями, ценностями, мотивами. Несмотря на то, что цели есть у каждого участника воспитательного процесса, для реализации взаимодействия нужны общая цель и совпадение интересов в совместной деятельности. Только тогда возможен положительный результат процесса воспитания.

Таким образом, воспитательный процесс представляет собой объединение действий и мнений субъектов (воспитателей, детей, коллективов).

Процесс воспитания осуществляется в ходе воспитательной деятельности через разные формы воспитательной работы. Воспитательная работа – это специально организуемая педагогическая деятельность по развитию у воспитанников определенных качеств личности.

По своей структуре воспитательный процесс можно рассматривать как последовательную, непрерывную смену следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.

Рассмотрим особенности и противоречия воспитательного процесса.

Обучение и воспитание – два взаимосвязанных процесса. Они имеют различные задачи, но одновременно неразрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени. Воспитательная деятельность может быть отдельной сферой деятельности воспитателя (иметь свои цели, задачи, содержание) или органично вписываться в процесс обучения (т.к. обучение носит воспитывающий характер).

Условно, принципиальная разница состоит в том, что процесс обучения ориентирован на освоение учениками основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств. Особенности этого процесса зависят от:

  • уровня и особенностей культуры общества;
  • окружающей социальной среды;
  • субъектов воспитания с учетом их целей, потребностей, мотивов, установок, интересов.

Каковы особенности воспитательного процесса?

· целенаправленность (чем понятнее цель, тем эффективнее результат);

· единство цели (показатель сотрудничества между воспитателями и воспитуемыми);

· длительность (результаты не ощущаются сразу, как в процессе обучения);

· многофакторность (личность подвергается огромному количеству влияний, как положительных, так и отрицательных. В процессе воспитания должна происходить их корректировка. Если влияния воздействующих сторон на личность совпадают, то результат воспитания более эффективен);

· подвижность (воспитуемый подвергается как целенаправленным, так и стихийным воздействиям);

· непрерывность (никакие одноразовые, даже яркие мероприятия, не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы);

· комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);

· вариативность (воспитуемые отличаются индивидуальными особенностями, социальным опытом. Это следует учитывать в процессе воспитания, т.к. даже при одинаковом воздействии возможен различный воспитательный эффект);

· двусторонность (сотрудничество воспитателя и воспитуемых);

· процесс воспитания длится всю жизнь, он достаточно динамичен и изменчив;

· личность воспитателя – важный фактор, влияющий на процесс воспитания (от его умений, мастерства, ценностных ориентаций, способности сотрудничать зависит продуктивность воспитательного процесса);

· противоречивость (противоречия рассматривают как движущую силу воспитания).

К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между:

· новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней;

· неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни;

· активной, деятельностной природой человека, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хотя процесс воспитания идет одновременно с процессом обучения, он имеет ряд существенных особенностей, поэтому и рассматривается самостоятельно.

Главным критерием педагогической целесообразности воспитательного процесса признается самочувствие ребенка, его личностное развитие, умение педагога предвидеть кризисные состояния и преодолевать их. Следовательно, результативность воспитательного процесса во многом зависит от педагога, его профессионализма, умения определять и решать педагогические задачи, осуществлять разнообразные подходы к ребенку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.