Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прототипы — это ментальные модели типичных качеств, свойственных членам некоторой группы или категории




Особенности процесса категоризации, прототипы

Категоризация - группировка двух или более различаемых объ­ектов, которые трактуются одним и тем же способом. Процесс категоризации способствует когнитивной экономии, позволяет категоризирующему выходить за рамки данной ин­формации, а когда категории объединены, позволяет формировать сложные понятия.

Процесс категоризации - психический процесс отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого мо­гут выступать вербальные и невербальные значения, символы, сенсорные и перцептивные эталоны, социальные стереотипы, стереотипы поведения и т.п.

Посредством категоризации человек расчленяет информационный по­ток, поступающий извне, на мир означенных единиц, что предоставляет ему возможность ориентировки и временной стабилизации этого потока. Без наличия возможности катего­ризации человек просто утонул бы в бесконечном море информации, не имея возможности ориентировки в нем. Когда мы идентифицируем и обозначаем объект как что-либо (книга, животное, дерево) мы категоризируем его.

По сравнению с категоризацией объектов соци­альная категоризация обладает большей сложностью. Выделяя какое-либо основание для категоризации, мы понимаем, что в отличие от не социальных объектов они могут сильно варьироваться, причем, как у самих объектов (людей), так и по прототипам, которые чаще всего и выступают в качестве таких оснований. *Например, категоризируя людей, мы обычно в качестве критериев изби­раем их определенные характеристики (красота, национальность, вспыльчивость и т.п.), осознавая при этом, что могут быть существенные различия между представителями од­ной и той же национальности (не все бельгийцы любят пиво), что вспыльчивость может по- разному оцениваться различ­ными людьми и т.д. Тем не менее, категоризируя людей и ситуации, мы получаем возмож­ность структурирования социального мира и, на этой основе, прогнозирования будущего развития событий и взаимоотношений.

Прототипы. Наиболее близкой к категории единицей социального познания выступает прототип.Прототипы мы также используем для интерпретации социального мира. Прототип – наилучший образец данной категории. Абстрактное представление об отличительных чертах, связанных с категорией, которая хранится в памяти и используется для организации информации.

Т.Обр, Прототипы главным образом включают в себя модели типичных качеств представителей определенной группы или категории. Прототипы описывают типичного представителя таких категорий — «образец», с которым мы сравниваем новых людей, встретившихся нам впервые, для того чтобы определить, попадают ли они в эту категорию или нет. Когда соответствие налицо, мы можем легко поместить их в определенную категорию. Когда соответствие не прослеживается, ситуация оказывается более сложной.

Схема как единица познавательной активности

Схема – когнитивная структура, которая представляет организованное знание о данном понятии или стимул и оказывает влияние на восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов.

Схемы -ментальные структуры, содержащие информацию об определенных ситуациях или событиях




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.