КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория диадического взаимодействия Д.Тибо и Г. Келли
Схема регистрации взаимодействия Р. Бейлса В процессе наблюдения реального межличностного взаимодействия перед психологом-практиком встает вопрос о важнейших характеристиках процесса взаимодействия. Какие характеристики наблюдаемого обмена действиями между партнерами по общению являются действительно важными для анализа всего процесса общения, а какие играют второстепенную роль? Ответ на этот вопрос зависит от типа наблюдаемого общения, его направленности, а также целей наблюдения. Вместе с тем, можно выделить ряд инвариантных характеристик взаимодействия, фиксация и анализ которых важны в самых различных ситуациях наблюдения. Схема регистрации таких характеристик разработана, в частности, Р. Бейлсом, и дает возможность по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Бейлс фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (насчитывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлз выделил параметры наблюдения, по которым можно понять, как отдельный человек или малая группа ведут себя в четырех важнейших сферах взаимодействия: позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки и решения проблем. Каждая сфера раскрывается через несколько важнейших проявлений (видов взаимодействия), образуя следующую схему регистрации взаимодействия:
Таким образом, он выделил 12 параметров анализа, по 3 внутри каждой сферы. Регистрируя частоту и форму проявления тех или иных сфер в ходе реального взаимодействия, можно понять его особенности. Например, в какой именно сфере разворачивается общение, на что оно направлено, было ли поведение участников конструктивно или направлялось на эмоциональное отвержение других участников и так далее. Для того чтобы пользоваться данной схемой, превратить ее из теоретической в практическую, необходимо разработать эмпирические. т.е. реально присутствующие в поведении показатели каждого параметра. Например, что в поведении наблюдаемых людей будет являться показателем дружелюбия? Нагнетания напряжения? Согласия? Как правило, выделяют несколько вербальных и невербальных показателей. Так, дружелюбие на вербальном уровне - положительные оценки и похвала, обращение по имени, позитивные реакции на шутки человека. На невербальном уровне - выслушивание до конца, взгляд в глаза (лицо), угу-поддакивания и улыбка. · Пример наблюдения за одним человеком. Нужно составить схему для регистрации результатов наблюдения, состоящую их 3-х строк и 12-ти столбцов. Каждый столбец – параметр наблюдения по схеме Бейлза. На одной строке фиксируйте вербальные проявления, на другой – невербальные. В итоге Вы сможете понять, какими поведенческим средствами лучше всего владеет человек и где преимущественно располагаются его реакции – в сфере эмоций или в сфере деловой активности. · Пример наблюдения взаимодействий в паре. Дает возможность регистрировать реакции человека на те, или иные поведенческие шаги партнера. Для этого нужно составить большую регистрационную таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали будут располагаться параметры схемы Бейлза. Например, по горизонтали – действия первого партнера, а по вертикали – ответные реакции второго. Каждый ставится отметка на пересечении двух строк: скажем, первый партнер выразил доброжелательное отношение, второй в ответ выразил несогласие; первый поставил проблему, второй в ответ дал информацию и т.д. Такая работа позволяет увидеть сильные и слабые стороны во взаимодействии, поэтому схема может испольховаться в конфликтном взаимодействии.
Подход Тибо и Келли очень кратко может быть представлен следующей цепочкой рассуждений. 1. Любое межличностное отношение – это прежде всего взаимодействие, реально наблюдаемый обмен поведенческими реакциями в рамках некоторой ситуации. 2. Это взаимодействие с большой вероятностью буде продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они выгадывают от него.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |