Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние поведения на установки




Социальные психологи пришли к выводу, что для того, чтобы побудить человека сосредоточить внимание на своих внутренних убеждениях, нужно заставить их взглянуть на себя в зеркало, услышать свой голос на магнитофоне, надеть именную табличку и т.д.(метод выставления зеркал).

Высокая установочно-поведенческая корреляция была зафиксирована у «самоосознающей личности», они обычно ладят со своими установками. Внимание самоосознающей личности фокусируется на себе, на собственных эмоциях, желаниях, нормах, установках. Внимание же личности с низким уровнем самоосознания направлено на других людей и их окружение.

Личностные факторы. Людис низким уровнем самомониторинга –те, чье социальное поведение существенно зависит от их внутреннего состояния, характера, установок, поступают в соответствии со своими установками, чем людисболее высоким уровнем самомониторинга (которые ороиентированына ситуационные сигналыилина потенциальные реакциипартнеров по общению).

5. Теория обоснованных действий. Фишбейн и Айзен предложили модель установочно-поведенческой взаимосвязи, которая вводит компонент социальных норм как основной фактор. Эта модель называют теорией обоснованных действий, а ее расширенную версию – теорией планируемого поведения (Айзен и Мадден).

Айзен и его коллеги предположили, что наше поведение зависит от НАМЕРЕНИЯ исполнить или не исполнить это поведение.

1) Поведенческое намерение определяется, в первую очередь, положительной или отрицательной оценкой человека последствий этого поведения, т.е. установкой по отношению к поведению. Например, установка студента относительно хорошей успеваемости: хорошая учеба приведет к позитивным последствиям (большая стипендия, хорошее распределение и т.д.) плохая – к негативным последствиям.

2) Вторым детерминантном поведенческого намерения является так называемая субъективная норма, т.е. ожидание студента, что значимые другие: друзья, близкие и т.п., ожидают от него данного поведения – хорошей учебы).

В первоначальном варианте теории обоснованных действий отмечались лишь эти два фактора, которые воздействовали на поведенческие намерения, и, соответственно, на поведение. Расширенная теория планируемого поведения прибавила еще один фактор – различимый контроль за поведением - ожидание человеком облегчения или затруднения выполнения запланируемого им поведения.).Например, они (студенты) способны преодолеть все возможные проблемы, которые могли бы препятствовать их хорошей успеваемости.

Эти теории проверялись во многих эмпирических исследованиях и полу чили значительное эмпирическое обоснование. Однако некоторые ученые усомнились в предположении о рациональности принятия решения человеком из-за его ограниченных способностей перерабатывать информацию, что составляет основу модели обоснованного действия (Фазио).

Психологами создано множество теорий, в которых не только объясняются процессы формирования и изменения установок, но и делаются попытки прогнозирования возможностей изменения, направления изменений, скорости изменений установоки т. д.

ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО БАЛАНСАразработана Фрицем Хайдером. Ее уточнение и детализация проводились Т. Ньюкомом, который одним из первых подверг ее экспериментальной проверке.

Согласно теории баланса, формирование или изменение наших установок подчиня­ется принципу когнитивного соответствия. При этом, как полагают Хайдер и Ньюком, каждый из нас стремится к тому, чтобы между нашими установками, а также между установками и поведением существовало хотя бы видимое соответствие. Если же человек обнаруживает у себя наличие несоответствующих друг другу установок, то это может вызвать у него психическое напря­жение, состояние дискомфорта. Оно служит для индивида побу­дительным мотивом к достижению когнитивного баланса, то есть соответствия между установками.

Теория когнитивного диссонанса.

Л. Фестингер одним из первых высказал неожидан­ную для многих психологов мысль, что не только установки влияют на поведение, но и поведение, в свою очередь, влияет на установки. И даже более того, воздействие поведения на установочную систе­му настолько сильно, что способно радикально изменить ее.

Леон Фестингер считал, что люди испытывают дискомфорт от любой непоследовательности – даже противоречия, которые существуют только внутри собственной когнитивной системы индивидуума вызывают душевное беспокойство. Для обозначения внутренних противоречий, которые возникают в сознании человека между различными когнитивными элементами, Фестингер ввел понятие «когнитивный диссонанс».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.