Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постмодернизм как образ жизни




В каждой конкретной области постмодернизм проявляет себя по-разному.

Пост-культура пребывает в состоянии хаоса, нестабильности и неопределенности, в ней постепенно формируется порядок нового мира, но его ценности пока не определены.

Рассмотрим, к примеру, искусство. Искусство постмодернизма противостоит модернизму и авангардизму. Отвергается авангардистская страсть к экспериментированию, погоня за новизной, устремленность в будущее. Появился эклектизм (смешение стилей и манер, сочетание разнородных элементов, форм, отсутствие единства, целостности).

Появилась эстетика кича (кич – это низкопробное, массовое искусство). Если это архитектура, то безобразная - без всяких претензий на величие, «декорированные сараи».Раньше была эстетикагармонии, успокоения и безопасности. В центре искусства, находилось произведение, понимаемое как вечный и нетленный памятник. А в постмодернизме главным становится не само произведение, а то, как оно дается зрителю, как воздействует на него. Эстетическое значение произведения совпадает с историей его успеха, каков был эффект, был ли «шок» у зрителя. Сегодня культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью». Эстетизация постсовременной жизни идет не столько от искусства, сколько от средств массовой коммуникации, которые устанавливают вкусы.

Искусство постмодернизма не претендует бьггь «великим», «вечным искусством». Оно часто довольствуется малым. В нем есть все, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку. Для постмодернизма не существует никаких правил. Происходит смешение стилей и жанров. В его произведениях часто модернизм сочетается с кичем. Однако в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходнyю эпоху. Он разрушил многих отжившие стороны и элементы предшествующей эпохи. Положительного ничего не внес. Некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре будущего столетия.

 

 

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления, главным образом материального, выступает в нем основным критерием деления на социальные слои, между которыми нет какого-либо существенного противостояния.

Это общество всеобщего конформизма (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей) и компромисса. Интеллигенция уступила место интeллектуалам, представляющим умственный труд. Число таких лиц возросло многократно и стало огромным, однако их социально-политическая роль в жизни общества стала почти незаметной. Раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на взятие бастилий, теперь они делают карьеру на их управлении.

Две распространенные фигуры в постсовременном обществе: «яппи» и «зомби».

· «яппи» – «молодой горожанин-профессионал». Это - преуспевающий представитель среднего класса, лишенный каких-либо «интеллигентских комплексов", целиком принимающей удобства современной цивилизации, умеющий наслаждаться жизнью, хотя и не слишком уверенный в cобственном благополучии. Яппи выглядит весьма активным, деятельным и даже самоуверенным человеком.

· «зомби», представляющий собой целиком запрограммированное существо, лишенное личных свойств, неспособное к самостоятельному мышлению. Это в полном смысле массовый человек, его нередко сравнивают с видеомагнитофоном, подключенным к телевизору, без которого он теряет жизнеспособность.

Постсовременное общество теряет интерес к целям - не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть ценностью. Причиной тому служит опять же разочарование в идеалах и ценностях, в исчезновении будущего, которое оказалось как бы yкpaдeнным. Все это ведет к усилению нигилизма (полное отрицание всего общепризнанного) и цинизма (отказ от многих прежних нравственных норм и ценностей). Этика в постсовременном обществе принимает форму гедонизма (этическое учение, которое целью жизни и высшим благом признает наслаждение), где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

Постсовременный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма. Он предпочитает жить одним днем, не слишком задумываясь о завтрашнем и тем более о далеком будущем. Главной ценностью для него становится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех должен придти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради успеха постсовременный человек готов поступиться любыми принципами. Если еще в XVI веке М. Лютер заявил: «На том стою и не могу иначе». Как бы полемизируя с ним, С. Кьеркегор спустя три столетия ответил ему: «На том я стою: на голове или на ногах - не знаю». Позиция постмодерниста является примерно такой же: «Стою на том, но могу где угодно и как угодно».

Мировоззрение постсовременного человека лишено достаточно прочной опоры, поскольку все формы идеологии выглядят размытыми и неопределенными. Они как бы поражены неким внутренним безволием. Некоторые авторы называют такую идеологию «софт-идеологией», то есть мягкой и нежной. Она уже не является ни левой, ни правой. В ней мирно уживается то, что раньше считалось несовместимым.

Постсовременная идеология лишена вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология. В средневековье - религия. В эпоху современности - сначала философия, а затем наука. Постсовременность развенчала авторитет науки, но не предложила ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентирования в мире.

В целом мировоззрение постсовременного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе. Яппи хотя и выглядит весьма деятельным и самоуверенным человеком. однако понимает, что слишком многое в его жизни зависит от игры случая, удачи и везения. Он уже не может сказать, что начинал с нуля и всего достиг сам.

Вся жизнь постсовременного человека иногда кажется беспрерывной игрой в лотерею. Об этом свидетельствует также невиданное господство моды, которая, как известно, капризна, мимолетна и непредсказуема. Мода – это ядро не только культуры, но и всей постсовременной жизни. Она выполняет ту роль, которую раньше играли религия, разум, философия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все, что не прошло через моду, не признано ею, - не имеет права на существование, не может стать элементом культуры. Даже научныe теории, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутренних достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательности.

Важную черту постсовременности составляет театрализация. Она также охватывает все области жизни, пронизывает политическую жизнь. В политике постсовременности уже не встает вопрос о жизни или смерти. Она все больше наполняется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни общества не уменьшается, но даже возрастает.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.