КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции финансов
Сущность финансовой системы Австрийская модель Основная статья: Австрийская школа Представители Австрийской школы считают, что сбережения, то есть отказ от потребления нынешних благ в пользу большего потребления в будущем является основой экономического развития.
27. Финансовая система: сущность, роль и функции финансов.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.
Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета; 2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета; 3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики; 4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
В целом роль финансов в обществе заключается в следующем: 1) финансы обеспечивают кругообращение финансовых ресурсов и тем самым беспрерывность процесса воспроизводства; 2) обеспечивают распределение ВВП и обеспечивают финансовые потребности юридических, физических лиц и государства; 3) осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, слоями населения, юридическими и физическими лицами; 4) влияют на интересы субъектов распределительных отношений и регулируют различные направления социально-экономического развития; 5) играют главную роль в системе экономических методов управления экономикой; 6) финансовые показатели являются индикаторами економического и социального уровня развития общества, субъектов хозяйствования; 7) обеспечивают контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов в государстве.
28. Госбюджет, его формирование и использование.
Согласно определению, данному в бюджетном кодексе РФ, бюджетная сис- тема Российской Федерации – это основанная на экономических отношени- ях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокуп- ность федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, пред- назначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного са- моуправления. Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной сис- темы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. В России существует три ос- новных социальных внебюджетных фонда, средства в которые с 2001 г. поступают путем сбора Единого социального налога. Это Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и федеральные и территориальные Фонды обязательного медицин- ского страхования (ФОМС). Основные принципы бюджетной системы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ: • единство бюджетной системы РФ; • разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ; • самостоятельность бюджетов; • полнота отражения доходов и расходов бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; • сбалансированность бюджета; • эффективность и экономность использования бюджетных средств; • общее (совокупное) покрытие расходов бюджета; • гласность; • достоверность бюджета; • адресность и целевой характер бюджетных средств. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов дохо- дов, а также за счет безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся: • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муници- пальной собственности, к примеру, средства, получаемые от сдачи в аренду государ- ственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитар- ных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных плате- жей и пр.; • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями; • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, админист- ративной и уголовной ответственности: штрафы, компенсации, конфискации и пр. • доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней. Безвозмездные перечисления могут поступать в бюджет от физических и юриди- ческих лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а так- же в результате взаимных расчетов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ. В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета явля- ются налоги. В РФ они составляют около 80% доходов бюджета.
Расходы госбюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные. Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые организации; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам; средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество и пр. Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики. Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих основных формах: • ассигнования на содержание бюджетных учреждений; • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам; • трансфертов населению; • бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по упла- те налогов) юридическим лицам; • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам; • кредитов иностранным государствам; • средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государст- венные и муниципальные гарантии.
29. Бюджетный дефицит и государственный долг.
В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбаланси- рованным, когда расходы равняются доходам. Сбалансированность бюджета, как уже говорилось выше, выступает одним из принципов бюджетной системы РФ. Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами. Профицит – это превышение доходов над расходами бюджета. Начиная с 2002 года, бюджет РФ формируется с профицитом. Государственный долг – это обязательства, возникающие из государствен- ных или муниципальных займов (заимствований), а также принятых на себя государством гарантий по обязательствам третьих лиц или обязательств третьих лиц. Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процен- тов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга. Внешний долг составляют долговые обязательства перед физическими и юриди- ческими лицами, иностранными государствами и международными организациями, вы- раженные в иностранной валюте.
30. Государственный и региональные бюджеты и взаимоотношения между ними.
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: 1) федеральный бюджет РФ; 2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные бюджеты.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации; субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.
Трансфе́рт (фр. transfert, от лат. transfero — переношу, перемещаю) Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному. Виды межбюджетных трансфертов: 1) Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio — дар, пожертвование) имеет несколько значений: В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. 2) субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета. Основные свойства субсидии: 1. безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель) 2. целевой характер 3. софинансирование (на условиях долевого финансирования)
3) Субве́нция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки. Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций).
31. Налоги: определение, принципы налогообложения, функции налогов.
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую. § Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными. § Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). § Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. § Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. § Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д. § Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |