Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции финансов




Сущность финансовой системы

Австрийская модель

Основная статья: Австрийская школа

Представители Австрийской школы считают, что сбережения, то есть отказ от потребления нынешних благ в пользу большего потребления в будущем является основой экономического развития.

 

 

27. Финансовая система: сущность, роль и функции финансов.

 

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

 

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

 

 

Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

 

1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

 

В целом роль финансов в обществе заключается в следующем:

1) финансы обеспечивают кругообращение финансовых ресурсов и тем самым беспрерывность процесса воспроизводства;

2) обеспечивают распределение ВВП и обеспечивают финансовые потребности юридических, физических лиц и государства;

3) осуществляют перераспределение первичных и вторичных доходов между отраслями, регионами, слоями населения, юридическими и физическими лицами;

4) влияют на интересы субъектов распределительных отношений и регулируют различные направления социально-экономического развития;

5) играют главную роль в системе экономических методов управления экономикой;

6) финансовые показатели являются индикаторами економического и социального уровня развития общества, субъектов хозяйствования;

7) обеспечивают контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов в государстве.

 

28. Госбюджет, его формирование и использование.

 

Согласно определению, данному в бюджетном кодексе РФ, бюджетная сис-

тема Российской Федерации – это основанная на экономических отношени-

ях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокуп-

ность федерального бюджета, бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов

государственных внебюджетных фондов.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, пред-

назначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного са-

моуправления.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной сис-

темы РФ на соответствующей территории. Консолидированный бюджет РФ включает

федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования

денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. В России существует три ос-

новных социальных внебюджетных фонда, средства в которые с 2001 г. поступают путем

сбора Единого социального налога. Это Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального

страхования (ФСС) и федеральные и территориальные Фонды обязательного медицин-

ского страхования (ФОМС).

Основные принципы бюджетной системы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ:

• единство бюджетной системы РФ;

• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

• самостоятельность бюджетов;

• полнота отражения доходов и расходов бюджета и бюджетов государственных

внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность использования бюджетных средств;

• общее (совокупное) покрытие расходов бюджета;

• гласность;

• достоверность бюджета;

• адресность и целевой характер бюджетных средств.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов дохо-

дов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством

Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также

пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муници-

пальной собственности, к примеру, средства, получаемые от сдачи в аренду государ-

ственной собственности, часть прибыли государственных и муниципальных унитар-

ных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных плате-

жей и пр.;

• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося

в государственной или муниципальной собственности;

• доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной

власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, админист-

ративной и уголовной ответственности: штрафы, компенсации, конфискации и пр.

• доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов

других уровней.

Безвозмездные перечисления могут поступать в бюджет от физических и юриди-

ческих лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а так-

же в результате взаимных расчетов между бюджетами разных уровней бюджетной

системы РФ.

В условиях рыночной экономики главным источником доходов госбюджета явля-

ются налоги. В РФ они составляют около 80% доходов бюджета.

 

 

Расходы госбюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся

на текущие и капитальные.

Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность государства. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или создаваемые организации; средства, предоставляемые в виде бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам;

средства, выделяемые на проведение капитального ремонта; расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное имущество и пр.

Текущие расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также государственную поддержку бюджетов других уровней и

отдельных отраслей экономики.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих основных формах:

• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

• трансфертов населению;

• бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по упла-

те налогов) юридическим лицам;

• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и

внебюджетным фондам;

• кредитов иностранным государствам;

• средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государст-

венные и муниципальные гарантии.

 

29. Бюджетный дефицит и государственный долг.

 

 

В зависимости от соотношения доходов и расходов бюджет может быть сбаланси-

рованным, когда расходы равняются доходам. Сбалансированность бюджета, как уже

говорилось выше, выступает одним из принципов бюджетной системы РФ.

Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами.

Профицит – это превышение доходов над расходами бюджета.

Начиная с 2002 года, бюджет РФ формируется с профицитом.

Государственный долг – это обязательства, возникающие из государствен-

ных или муниципальных займов (заимствований), а также принятых на себя

государством гарантий по обязательствам третьих лиц или обязательств

третьих лиц.

Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процен-

тов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.

Внешний долг составляют долговые обязательства перед физическими и юриди-

ческими лицами, иностранными государствами и международными организациями, вы-

раженные в иностранной валюте.

 

30. Государственный и региональные бюджеты и взаимоотношения между ними.

 

 

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ

состоит из трех звеньев:

1) федеральный бюджет РФ;

2) бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ,

бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

3) местные бюджеты.

 

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

 

Трансфе́рт (фр. transfert, от лат. transferoпереношу, перемещаю) Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному.

Виды межбюджетных трансфертов:

1) Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio — дар, пожертвование) имеет несколько значений:

В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

2) субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета.

Основные свойства субсидии:

1. безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)

2. целевой характер

3. софинансирование (на условиях долевого финансирования)

 

3) Субве́нция (от лат. subvenire — приходить на помощь) — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций).

 

 

31. Налоги: определение, принципы налогообложения, функции налогов.

 

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

§ Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

§ Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

§ Регулирующая функция налогообложения — направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

§ Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

§ Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

§ Дестимулирующая функция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.