Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды бюджетно-налоговой политики




Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется при помо-

щи целой системы макроэкономических инструментов. Наиболее важными из них являются финансы и финансовая политика.

Под финансами понимают сложившуюся в обществе систему отношений по фор-

мированию и использованию денежных средств.

Финансовая система общества представляет собой совокупность форм и методов

образования, распределения и использования фондов денежных средств. Она включает в

себя финансовые институты разных уровней: государства, хозяйствующих субъектов, на-

селения.

Центральным звеном финансовой системы выступает государственный бюджет

основной финансовый план образования и использования фонда денежных доходов и

расходов государства.

Бюджетно-налоговая политика – это целенаправленная деятельность государства по использованию бюджетно-финансовой системы для реализации

целей социально-экономической политики.

Часто бюджетно-налоговую политику называют фискальной (от лат. fiscus – госу-

дарственная казна). Однако некоторые специалисты считают, что под фискальной более

правильно понимать налоговую политику, поскольку «фиск» – это деятельность по сбору

налогов.

Основными целями бюджетно-налоговой политики являются:

• сглаживание колебаний экономического цикла;

• стабилизация темпов экономического роста;

• обеспечение высокого уровня занятости при низкой инфляции.

Продуманная бюджетно-налоговая политика способствует росту инвестиционных

возможностей государства и предпринимательской активности, повышению уровня со-

циальной защищенности граждан, укреплению конкурентоспособности экономики и

улучшению международного положения страны.

Современная экономическая наука выделяет следующие типы бюджетно-

налоговой политики:

дискреционную (или активную) политику – сознательное манипулирование пра-

вительством налогами и государственными расходами с целью воздействия на эко-

номику;

автоматическую (пассивную) политику, основанную на использовании «встроен-

ных стабилизаторов», которые начинают действовать при изменении экономиче-

ской ситуации «автоматически», без специальных решений правительства.

Бюджетно-налоговая политика, осуществляемая в целях сглаживания циклических

колебаний экономики, бывает двух видов:

экспансионистская (стимулирующая), направленная на стимулирование сово-

купного спроса и оживление экономического роста путем увеличения государст-

венных расходов и снижения налогов;

рестриктивная (сдерживающая), нацеленная на ограничение инфляционного эко-

номического роста при помощи увеличения налогов и снижения государственных

расходов.

Инструментами бюджетно-налоговой политики государства выступают государ-

ственный бюджет, налоги, государственные расходы. Осуществление этой политики

предполагает действие мультипликаторов: налогового, государственных расходов, сба-

лансированного бюджета.

 

34. Валютный рынок: основные понятия. Валютный курс.

 

Валютный рынок (англ. Foreign exchange market, currency market) — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке и/или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.

На валютном рынке происходит согласование интересов инвесторов, продавцов и покупателей валютных ценностей. Западные экономисты характеризуют валютный рынок с организационно-технической точки зрения как совокупную сеть современных средств связи, соединяющих национальные и иностранные банки и брокерские фирмы.

Валю́тный курс — цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Основным понятием, используемым для пояснения валютных курсов является паритет покупательной способности, ППС (purchasing power parity — РРР), для формулирования которого обычно применяют так называемый закон одной цены: цена товара в одной стране должна быть равна цене товара в другой стране; а поскольку эти цены выражаются в разных валютах, это соотношение цен и определяет курс обмена одной валюты на другую.

Пускай Pd — внутренняя цена (domestic price) данного товара, а Pf — его цена за рубежом, в соседней стране (foreign price). Эти цены представляют собой количество валюты, национальной для данной страны и иностранной, которое дают за единицу товара в стране и за рубежом. Отношение цен и будет тем курсом, по которому одну валюту будут обменивать на другую ради покупки данного товара.

 

 

35. Экономическая безопасность: содержание, структура. Обеспечение экономической безопасности.

 

 

В макроэкономике экономическая безопасность — такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов.

Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами: 1) Геополитическим и экономико - географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны. А также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам. 2) Экономическая и военно - политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития. 3) Ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики от которой зависит уровень национальной безопасности. 4) Приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики. 5) Параметры отраслевой и региональной структуры ВВП стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности. 6) Наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств.

 

 

36. Внешние и внутренние угрозы экономической безопасности.

 

 

Угрозы экономической безопасности - явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства.

Меры обеспечения экономической безопасности - совокупность способов, осознанных действий, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности.

 

Основные положения в числе внутренних угроз экономической безопасности рассматривают: увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, деформированность структуры российской экономики, возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация общества и хозяйственной деятельности. При этом Основные положения очерчивают различные факторы, которые оказывают воздействие на национальные экономические интересы и подрывают их безопасность.

 

Главная внешняя угроза национальной экономической безопасности Российской Федерации связана с проблемами глобализации планетарной экономики. Прежде всего, в процессе глобализации происходит масштабное проникновение одних (преимущественно транснациональных) компаний в экономику и инфраструктуру других государств. Причем, уже сформирована группа мощных ТНК, обладающих огромным капиталом и оказывающих влияние на развитие социально-экономической жизни многих стран. И не только. Они заметно влияют на геополитическую ситуацию во всем мире. Иначе говоря, захват (экспансия) чужих территорий имеет место без войн и кровопролитий.

Глобализация экономики проявляется в международном разделении труда национальных экономик. Российское промышленное производство (да и вся экономика в целом) находится в самом начале технологической цепочки. Особенно, это наблюдается в настоящее время, когда промышленно развитые страны перешли от концепции «индустриальной экономики» к теории информационного общества. В условиях информационной экономики повышается значение глобальных, национальных и региональных информационных сетей. Принято говорить об электронной коммерции, Интернет-бизнесе, об изменениях в информационных технологиях. Российская экономика не вписывается в процессы глобализации. Некоторые ученые-экономисты оценивают нынешнее положение России в интеграционных процессах как все более приближающее к колониальной структуре экономики 18 . В итоге – Россия вытесняется из мирохозяйственных процессов, все больше превращается в сырьевого экспортера и рынок сбыта импортной продукции (услуг).

 

Другая внешняя угроза национальной экономической безопасности Российской Федерации проявляется в реализации США имперской политики с целью противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Почему именно США? Действительно, аналогичные угрозы исходят также от различных государств.

 

 

37. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ в мировой торговле.

Международное разделение труда (МРТ):

1. Специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.

2. Способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на изготовлении определённых товаров и услуг, обмениваясь ими.

 

 

Те́ория сравн́ительных преим́уществ (theory of comparative advantage) — это экономическая модель, сформулированная Давидом Рикардо в начале XIX века.

Суть модели состоит в том, что специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, даже если нет абсолютных преимуществ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.