КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научные сообщества и их исторические типы
Проблемы экологической этики в современной Западной философии (О. Леопольд, Б. Калликот, Р. Атфильд). Взаимоотношение науки и экономики, власти и государства. 1. Влияние науки на экономику · Создание новых технологий, материалов · Преобразование мировой экономической системы. Мировой системный подход Валерштайма · Превращение науки в решающую производительную силу в ходе НТР Проблемы взаимоотношения науки и экономики · Неконкретность для бизнес целей получаемых наукой результатов · Ориентирование бизнеса на краткосрочные проекты · Невозможность вернуть вложенные средства в случае неудачного проекта который своим результатом имеет научную ценность · Отсутствие финансирования фундаментальных разработок 2 Влияние экономики на науку · Определение путей развития науки · Финансирование научной деятельности Проблемы взаимоотношения экономики с наукой · Противоречие между целями бизнеса и общества · Зависимость финансирования научных разработок от экономической конъюнктуры 3. Влияние власти на развитие науки Конкурируют 2 подхода: · Государственный – наука обеспечивает суверенитет государства и должна государством поддержана. · Рыночный – Наука должна содержать себя сама. В реалиях современной российской экономики больше подходит 1подход. Государство выполняет 3 функции в отношении науки: 1. Политическая создание национальных программ развития науки. Оборонные заказы, защита интересов национальной науки, реформирование науки. 2. Управленческая. Создает научный коллектив и производство. Организует взаимодействие вузов НИИ и производства, контроль за расходованием средств. 3. Хозяйственно-финансовая. Предоставление средств и материальных ресурсов.
4. Влияние науки на государство.
1. Борьба за мир. 2. Отстаивание своих интересов. Профсоюзы.
1 из особенностей современной постнеклассической науки является ее экологизация (определение экологических ресурсов отдельных наук, синтез экологии с другими науками – экоматематика, создание комплексов наук для устранения экологических проблем). Конкретное применение экологизация науки находит в: 1) концепции устойчивого развития – предполагает сохранение окружающей среды для будущих поколений на основе неизменности фундаментальных констант экосистемы (состав воздуха, почв и др.) 2) концепция коэволюции 3) появление экологической экономики добавляет к отношениям производства, обмена, потребления восстановление и ее лозунг: «Загрязняющий платит» 4) экологическое право (экологическая полиция) 5) экологизация политики (Зеленые – самая мощная фракция ФРГ) 6) синтезом всех направлений экологизации является концепция экологического человека и рождение на этой основе экологической этики Сущность экологической этики – переход от антропоцентризма к биоцентризму, осознание ответственности перед природой, отказ от позиции «Человек – хозяин вселенной» Потребительское отношение к природе получило следующее обоснование: 1) Библия – человек совершеннейшее из материальных тварных существ и природа дана ему в подчинение 2) античная философия – человек – это «микрокосм» (Вселенная в миниатюре), он превосходит животных и растения сложностью души 3) Декарт на основе дуализма полагал, что только в человеке совпадают 2 субстанции материальная и духовная, а животные и растения – бездушные механизмы 4) Кант – только человек является целью для человека, а все остальное средства Концепция антропоцентризма привела к глобальной экологической катастрофе в настоящее время, что делает оптимальным обращение к концепции биоцентризма Источники биоцентризма: 1) тотемистические взгляды древних племен 2) восточная философия – например понятие «ахимса» - не причинение вреда живому в джайнизме 3) ислам – животные полагаются одушевленными и есть понятие «хима» - территория на которой недопустима хоз. Деятельность Теоретиками экологической этики 20в. являются преимущественно западные исследователи: Олда Леопольд (1887-1948) книги: «Круговая река», «Хроники песчаного графства», «Управление дичью». Он является 1 теоретиком научного охотоведения в США, основателем 1 охотоведческого журнала. Основные положения его учения: 1) выдвинул тезис о необходимости расширения этики с межличностных отношений на отношения человек – природа 2) ввел понятие этика Земли – девизом этой концепции были слова: «думать как гора» Концепция включает в себя требования: 1) не уничтожать виды животных 2) не смешивать виды животных 3) препятствовать запрудам рек 4) не извлекать энергию из природы в таких масштабах, которые она не сможет компенсировать 5) эстетика Земли – полагал критерием красоты объектов природы его дальность от человека и эстетичность в отношении природы должна проявляться не в улучшении ее, а в сохранении. Бейер Калликот в 70г. Прочел в США курс «Экологической этики» Основные идеи: 1) обоснование не инструментальной ценности природы – она ценна не потому что полезна, а потому что она есть (как ребенок) 2) актуализация опыта индейских племен в отношении к природе: воспроизводство животных на которых охотятся, обожествление природы, главным в воспитании детей – гармонию с природой, не противопоставляет себя природе. Робин Атфильд. Основные идеи: 1) человек – это венец эволюции, цель которого управление природой 2) управление чем – то предполагает ответственность перед ним 3) степень ответственности зависит от степени близости объекта природы к человеку (собака - таракан)
Наука существует на только как знание и деятельность, но и как социальный институт Деятельность
Нормируется, упорядочивается
Институционализация(научная)
Научная деятельность
Внутренний этос науки(вопр.1) Внешнее формирование академической системы: Исследовательские НИИ Вспомогательные Заводы Образование Просветительские ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭНАНИЯ Упорядочивание научной деятельности происходит помимо названного еще в 2 плоскостях: 1) когнитивная институционализация (упорядочивание знания) – дисциплины, специальности, направления 2) деятельностная институционализация (упорядочивание усилий по упорядочиванию знания) – кафедры, НИИ, технопарки Синтез всех этих видов институционализации рождает понятие «Научное сообщество». Впервые это понятие ввел М. Полони, а разработал Т. Кунн. Под научным сообществом понимают 4 вида групп ученых: 1) все ученые как таковые 2) национальные сообщества ученых 3) дисциплинарные сообщества 4) междисциплинарные проблемные группы Знания научных сообществ: Позитивное 1) конкретизируется тематика и проблематика научных исследований 2) производит оценку результатов исследования 3) вырабатывает критерии обоснованности знания 4) сокращает парадигму Негативные 1) разобщение ученых Этапы развития научных сообществ: 1) Пифагорейский союз предполагал 3 ступени посвящения – испытание учеников, посвящение, очищение. Знание носило тайный характер, а ученики делились на акусматиков и математиков 2) академия Пифагора существовала более 900 лет и в ней занятия проводились по расписанию 3)Ликея Аристотеля (перепотетики) занятия проводились во прогулок 4) сад Эпикура был расположен в садах и огородах за Афинами и в него принимали не только мужчин, но и женщин и не различали людей по знатности 5) с 12в. Появляются университеты 6) с 17в. – академии 7) в 18в. – дисциплинарные сообщества 8) во 2 четверти 19в. – научные лаборатории на предприятиях 9) 20 – 30г. – НИИ 10) с середины 20в. – междисциплинарные проблемные группы В современной науке выделяют 2 больших типа научных сообществ: 1) Официальные – созданные «сверху» административным путем 2) Неофициальные - появляются в составе официальных и делятся на 3 вида: - неофициальные научные группы, ее признаки: общность тематики, человеческая приязнь, разделение труда, коллективное авторство - научная школа – группа ученых совместно осущ. деятельность по получению и представлению знания: научный руководитель, создавший эффективную научную программу, его деятельность – создание программы, подбор коллектива, распределение обязанностей, контроль, вдохновление и мобилизация коллектива, представление школы (наличие учеников и последователей не менее 3 поколений, работающих в рамках программы основателя школы) - научная традиция образуется научными школами в которых сменилось несколько поколений руководителей, но которые сохранили преемственность эффективных научных программ.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |