Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научные сообщества и их исторические типы




Проблемы экологической этики в современной Западной философии (О. Леопольд, Б. Калликот, Р. Атфильд).

Взаимоотношение науки и экономики, власти и государства.

1. Влияние науки на экономику

· Создание новых технологий, материалов

· Преобразование мировой экономической системы. Мировой системный подход Валерштайма

· Превращение науки в решающую производительную силу в ходе НТР

Проблемы взаимоотношения науки и экономики

· Неконкретность для бизнес целей получаемых наукой результатов

· Ориентирование бизнеса на краткосрочные проекты

· Невозможность вернуть вложенные средства в случае неудачного проекта который своим результатом имеет научную ценность

· Отсутствие финансирования фундаментальных разработок

2 Влияние экономики на науку

· Определение путей развития науки

· Финансирование научной деятельности

Проблемы взаимоотношения экономики с наукой

· Противоречие между целями бизнеса и общества

· Зависимость финансирования научных разработок от экономической конъюнктуры

3. Влияние власти на развитие науки

Конкурируют 2 подхода:

· Государственный – наука обеспечивает суверенитет государства и должна государством поддержана.

· Рыночный – Наука должна содержать себя сама. В реалиях современной российской экономики больше подходит 1подход.

Государство выполняет 3 функции в отношении науки:

1. Политическая создание национальных программ развития науки. Оборонные заказы, защита интересов национальной науки, реформирование науки.

2. Управленческая. Создает научный коллектив и производство. Организует взаимодействие вузов НИИ и производства, контроль за расходованием средств.

3. Хозяйственно-финансовая. Предоставление средств и материальных ресурсов.

 

4. Влияние науки на государство.

 

1. Борьба за мир.

2. Отстаивание своих интересов. Профсоюзы.

 

 

1 из особенностей современной постнеклассической науки является ее экологизация (определение экологических ресурсов отдельных наук, синтез экологии с другими науками – экоматематика, создание комплексов наук для устранения экологических проблем).

Конкретное применение экологизация науки находит в:

1) концепции устойчивого развития – предполагает сохранение окружающей среды для будущих поколений на основе неизменности фундаментальных констант экосистемы (состав воздуха, почв и др.)

2) концепция коэволюции

3) появление экологической экономики добавляет к отношениям производства, обмена, потребления восстановление и ее лозунг: «Загрязняющий платит»

4) экологическое право (экологическая полиция)

5) экологизация политики (Зеленые – самая мощная фракция ФРГ)

6) синтезом всех направлений экологизации является концепция экологического человека и рождение на этой основе экологической этики

Сущность экологической этики – переход от антропоцентризма к биоцентризму, осознание ответственности перед природой, отказ от позиции «Человек – хозяин вселенной»

Потребительское отношение к природе получило следующее обоснование:

1) Библия – человек совершеннейшее из материальных тварных существ и природа дана ему в подчинение

2) античная философия – человек – это «микрокосм» (Вселенная в миниатюре), он превосходит животных и растения сложностью души

3) Декарт на основе дуализма полагал, что только в человеке совпадают 2 субстанции материальная и духовная, а животные и растения – бездушные механизмы

4) Кант – только человек является целью для человека, а все остальное средства

Концепция антропоцентризма привела к глобальной экологической катастрофе в настоящее время, что делает оптимальным обращение к концепции биоцентризма

Источники биоцентризма:

1) тотемистические взгляды древних племен

2) восточная философия – например понятие «ахимса» - не причинение вреда живому в джайнизме

3) ислам – животные полагаются одушевленными и есть понятие «хима» - территория на которой недопустима хоз. Деятельность

Теоретиками экологической этики 20в. являются преимущественно западные исследователи:

Олда Леопольд (1887-1948) книги: «Круговая река», «Хроники песчаного графства», «Управление дичью». Он является 1 теоретиком научного охотоведения в США, основателем 1 охотоведческого журнала.

Основные положения его учения:

1) выдвинул тезис о необходимости расширения этики с межличностных отношений на отношения человек – природа

2) ввел понятие этика Земли – девизом этой концепции были слова: «думать как гора»

Концепция включает в себя требования:

1) не уничтожать виды животных

2) не смешивать виды животных

3) препятствовать запрудам рек

4) не извлекать энергию из природы в таких масштабах, которые она не сможет компенсировать

5) эстетика Земли – полагал критерием красоты объектов природы его дальность от человека и эстетичность в отношении природы должна проявляться не в улучшении ее, а в сохранении.

Бейер Калликот в 70г. Прочел в США курс «Экологической этики»

Основные идеи:

1) обоснование не инструментальной ценности природы – она ценна не потому что полезна, а потому что она есть (как ребенок)

2) актуализация опыта индейских племен в отношении к природе: воспроизводство животных на которых охотятся, обожествление природы, главным в воспитании детей – гармонию с природой, не противопоставляет себя природе.

Робин Атфильд.

Основные идеи:

1) человек – это венец эволюции, цель которого управление природой

2) управление чем – то предполагает ответственность перед ним

3) степень ответственности зависит от степени близости объекта природы к человеку (собака - таракан)

 

 

Наука существует на только как знание и деятельность, но и как социальный институт

Деятельность

 

 

Нормируется, упорядочивается

 

 

Институционализация(научная)

 

Научная деятельность

       
   

 

 


Внутренний этос науки(вопр.1) Внешнее формирование академической системы:

Исследовательские НИИ

Вспомогательные Заводы

Образование

Просветительские ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЭНАНИЯ

Упорядочивание научной деятельности происходит помимо названного еще в 2 плоскостях:

1) когнитивная институционализация (упорядочивание знания) – дисциплины, специальности, направления

2) деятельностная институционализация (упорядочивание усилий по упорядочиванию знания) – кафедры, НИИ, технопарки

Синтез всех этих видов институционализации рождает понятие «Научное сообщество». Впервые это понятие ввел М. Полони, а разработал Т. Кунн.

Под научным сообществом понимают 4 вида групп ученых:

1) все ученые как таковые

2) национальные сообщества ученых

3) дисциплинарные сообщества

4) междисциплинарные проблемные группы

Знания научных сообществ:

Позитивное

1) конкретизируется тематика и проблематика научных исследований

2) производит оценку результатов исследования

3) вырабатывает критерии обоснованности знания

4) сокращает парадигму

Негативные

1) разобщение ученых

Этапы развития научных сообществ:

1) Пифагорейский союз предполагал 3 ступени посвящения – испытание учеников, посвящение, очищение. Знание носило тайный характер, а ученики делились на акусматиков и математиков

2) академия Пифагора существовала более 900 лет и в ней занятия проводились по расписанию

3)Ликея Аристотеля (перепотетики) занятия проводились во прогулок

4) сад Эпикура был расположен в садах и огородах за Афинами и в него принимали не только мужчин, но и женщин и не различали людей по знатности

5) с 12в. Появляются университеты

6) с 17в. – академии

7) в 18в. – дисциплинарные сообщества

8) во 2 четверти 19в. – научные лаборатории на предприятиях

9) 20 – 30г. – НИИ

10) с середины 20в. – междисциплинарные проблемные группы

В современной науке выделяют 2 больших типа научных сообществ:

1) Официальные – созданные «сверху» административным путем

2) Неофициальные - появляются в составе официальных и делятся на 3 вида:

- неофициальные научные группы, ее признаки: общность тематики, человеческая приязнь, разделение труда, коллективное авторство

- научная школа – группа ученых совместно осущ. деятельность по получению и представлению знания: научный руководитель, создавший эффективную научную программу, его деятельность – создание программы, подбор коллектива, распределение обязанностей, контроль, вдохновление и мобилизация коллектива, представление школы (наличие учеников и последователей не менее 3 поколений, работающих в рамках программы основателя школы)

- научная традиция образуется научными школами в которых сменилось несколько поколений руководителей, но которые сохранили преемственность эффективных научных программ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.