Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция теории и практики менеджмента




 

Осознание управления как профессии, опирающейся на разнообразные достижения междисциплинной, пока еще очень молодой, быстро и неравномерно развивающейся области научного и практического знаний, занимает прочное место в современной цивилизации. Получив в начале века наиболее четкое выражение в концепциях "научного управления" Ф.Тейлора, "идеальной бюрократии" М.Вебера, "науки администрирования" А.Файоля, эта область знаний первоначально пошла по пути жесткого рационализма в управлении.

Однако, порожденные ею технократические иллюзии в управлении начали развеиваться уже в 30-е годы. Рационализм в менеджменте, при всех его достоинствах, как оказалось, далеко не единственный, а во многих случаях и не лучший путь повышения эффективности работы реальных предприятий и организаций. В качестве реакции на ограниченность управленческого рационализма в системе управленческих знаний прочно утвердилось другое направление - поведенческое, основанное на привлечении достижений психологии, социологии, культурной антропологии для углубления понимания реальной сути управления в организациях, в более крупных социальных системах'. На его основе осуществлялась выработка рекомендаций по совершенствованию "человеческих отношений", мобилизации "человеческого фактора", развитию участия трудящихся в управлении, повышению эффективности лидерства.

Эти два направления - рационалистическое и поведенческое развивались, хотя и параллельно, но часто конфликтуя между собой.

В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико- математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний. В подобном ключе развивалось и поведенческое направление. Углублялось осмысление и изучение организаций как социальных систем. Весьма сильно влияние на мышление управляющих оказали в 50-60-е годы сначала идеи "постбюрократических организаций", "организационного гуманизма", а затем представления о предприятии как об открытой системе, активно взаимодействующей со своей средой и, в конечном счете, приспосабливающей свое внутреннее строение к ее "организационному контексту", то есть состоянию внешней среды предприятия, его размерам, целям и технологии деятельности, качествам людей, формирующих его "человеческий капитал".

В одних ситуациях обоснованными, эффективно работающими оказывались жестко организованные, даже бюрократизированные, системы управления, в других - организации, построенные на принципах дебюрократизации, внутренней свободы, саморегулирования.

Не рубеже 70-х годов широкую популярность завоевали идеи "ситуационного подхода", в рамках которого доказывалась правомочность различных типов систем управления - как жестко регламентированных, так и основанных на внутренней свободе - в зависимости от конкретных характеристик "организационного контекста". Это, в известной мере, примирило тех, кто делал ставку на рациональные системы, и тех, кто видел главный источник эффективности в мобилизации потенциала, заложенного в людях.

Отношение к научному, в частности математическому инструментарию, так же как и бихевиористским приемам манипулирования поведением людей, стало еще более спокойным, когда в начале 80-х годов была осознана огромная важность "организационной культуры" как характеристики интегрирующей, собирающей, словно в фокусе, все особенности предприятия - и системные, и поведенческие. Маятник вновь качнулся от технократизма к гуманизму в управлении.

Однако ситуация резко изменилась за последние несколько лет не только в нашей стране, но и во всем мире. Уменьшаются ресурсы, сокращаются рынки, все более яростной становится конкуренция, угроза безработицы подавляет инициативу, а решения политиков затрудняют деловую жизнь. Сильно искушение как-либо укрыться от этой жесткой реальности. Позитивной альтернативой является борьба не только ради выживания, но и для того, чтобы, становясь сильнее и увереннее, обеспечить себе процветание в эти трудные времена. Чарльз Дарвин описал, как определенные виды организмов преуспевают просто из-за лучшей приспособленности к окружающей среде; тот же эволюционный процесс имеет такое же отношение к менеджерам 80-90х годов нашего века, как и для морских ежей и ящериц на заре времен.

Вот что сказал один директор центрального отделения большой европейской компании, когда его уволили, в связи с тем, что отделение понесло убытки, и обвинили в этом его: "Три года назад положение на рынке было более благоприятным, и тогда я сохранил бы свою работу. Сейчас же столько проблем, что надо быть вдвое умнее, чтобы остаться на плаву. Мне это не удалось". Его слова, как мне кажется, очень точно отражают ситуацию в экономике всего мира.

Что же является наиболее характерным для управленческой мысли - и в теоретическом, и в практическом плане – сегодня. Как представляется, наиболее заметны две новые тенденции. Во- первых, это интернационализация менеджмента, коллективное осмысление новых реальностей, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, развитием транснациональных корпораций, созданием международных систем информации, других структур интегрирующего свойства. Посредством издания огромного количества работ по управлению, распространения программ обучения менеджменту, доступных миллионам людей, обобщения управленческого опыта разных стран через обследования, разработку "ситуаций", широких международных контактов ученых-практиков управленческая мудрость все более становится достоянием всех, кто в ней нуждается.

Во-вторых, особенность последних лет - все больше обращения к: здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя управления или кто встает на этот путь. Менеджмент как наука во всем его многообразии развивается своим путем и имеет огромные перспективы.

Однако в настоящее время даже широкая публика проявляет живой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов как Д.Карнеги, У.Оучи, Т.Питер, Р.Уотермен, мемуаров Л.Якокки - президента автомобильного гиганта "Крайслер", А.Мориты президента и одного из основателей электронной фирмы "Зопу" и целого ряда других. Появился даже термин "управление по бестселлерам", по аналогии с "управлением по целям", "управлением по отклонениям". Не следует забывать, что в настоящее время не только качества менеджеров и способы их обретения, но и сама роль менеджера как профессионально подготовленного руководителя, являются предметом серьезных дискуссий. Родоначальниками концепции менеджмента как специализированного вида деятельности являются американцы. Именно они создали образ менеджера как профессионала, обладающего специальным образованием (зачастую в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому и т.п.), вложили огромные деньги в создание инфраструктуры для управления в виде сотен школ бизнеса, десятков тысяч консультативных фирм, разветвленных информационных сетей общего пользования, разнообразнейших научных исследований и публикаций в области управления, диверсифицированных деловых услуг.

Однако в 80-е годы даже американцы вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении "наукой управления". Ведь японцы - пожалуй, самая учащаяся и способная к обучению нация - так и не пришла к идее формирования профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а руководителей они готовят прежде всего посредством опыта, целенаправленно проводя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю.

Европейцы занимают промежуточную позицию между этими двумя управленческими культурами. С одной стороны, они имеют школы бизнеса и центры повышения квалификации по управлению, как американцы, хотя и не в таком количестве, с другой - управление как вид деятельности до сих пор в перечне карьерных предпочтений находится не на очень высоком месте и, например, в Англии не входит даже в первую десятку. И тем не менее, жизнь берет свое, и хорошие "школы бизнеса", фирмы консультационных и других деловых услуг во всех странах не только не разоряются, но и процветают даже в условиях спадов производства. Просто необходимо управлять эффективно, тем более, необходимо учить этому, овладевать знаниями, развивать в себе навыки эффективного управления, избегая ошибок, находя наилучшие пути к успеху.

Однако, Европейские менеджеры переживают ныне времена строгих требований, сдвигов и угроз. Это влияет на все стороны жизни организаций, вызывая реакции, меняющиеся от радости и надежды к неуверенности и отчаянию.

За последние двадцать лет в структуре и деятельности как частных, так и государственных компаний произошли значительные изменения.
Возможно, наиболее существенное из них - рост международной конкуренции, ведущей к тому, что выживают только наиболее эффективные фирмы.

В Европе менеджеры обязаны справляться с уникальными проблемами.
К примеру, экономические и политические надстройки Европейского экономического сообщества вызывают к жизни особые законы, которые создают одни возможности, сдерживают другие и содержат свои собственные ограничения и загадки. На решения менеджеров постоянно влияют исторические традиции и примеры.

Пессимистические точки зрения зачастую очень наивны, а могут и сами приближать негативные ситуации, которые они предсказывают. Растущая изменчивость и враждебность жесткой внешней среды означает, что все организации в мире предъявляют все более высокие требования к своим руководителям. Так, в частности, они должны стать более умелыми в обращении с непредсказуемым будущим. Как говорится: "Неизменно только постоянство изменений". Менеджеры должны развить в себе установки, способности и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять управление в наступающие годы.

 

 


3. Роль организационной культуры в повышении эффективности управления, понятие «философия фирмы», его место в практике менеджмента

 

Оpгaнизaциoннaя кyльтypa - этo cиcтeмa цeннocтeй, cимвoлoв, oбpaзцoв пoвeдeния и yбeждeний, вoзникaющиx внyтpи тpyдoвoгo кoллeктивa в пpoцecce coвмecтнoй пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти.

Фopмиpoвaниe кyльтypы opгaнизaции пpoиcxoдит пoд влияниeм дeлoвoгo oкpyжeния, нaциoнaльнo-гocyдapcтвeнныx и этничecкиx фaктopoв.

Кyльтypa нaxoдит oтpaжeниe нa вcex cтyпeняx paбoты opгaнизaции и влияeт нa oбщeниe, лoгикy мышлeния, вocпpиятиe и интepпpeтaцию инфopмaции.

Оpгaнизaциoннaя кyльтypa cocтoит:

  1. из cyбкyльтyp пoдpaздeлeний и oтдeлoв, coтpyдники кoтopыx мoгyт ee paзвивaть, cyщecтвoвaть пapaллeльнo или paзpyшaть ee;
  2. из cyбкyльтyp нaпpaвлeний дeятeльнocти yпpaвлeния, кoтopыe выбpaны дaнным пpeдпpиятиeм.

Клaccификaция opгaнизaциoннoй кyльтypы пo cтeпeни ee влияния нa xoзяйcтвyющий cyбъeкт:

  1. бeccпopнaя кyльтypa включaeт в ceбя нeбoльшoe кoличecтвo ocнoвoпoлaгaющиx цeннocтeй и нopм и пpeдпoлaгaeт нeyкocнитeльнoe иx иcпoлнeниe. Дaннaя кyльтypa нe пpeдпoлaгaeт измeнeний ни co cтopoны paбoтникoв и внyтpeнниx ycлoвий, ни co cтopoны внeшниx фaктopoв. В paмкax дaннoй кyльтypы coздaeтcя иллюзия cплoчeннocти, нo в peaльнocти oбocтpяютcя кoнфликтнocть и нeyдoвлeтвopeннocть пepcoнaлa. Дaннaя кyльтypa мoжeт быть oпpaвдaнa тoлькo нa зaкpытыx вoeнныx пpeдпpиятияx, гдe глaвнoe - этo диcциплинa и чeткoe cлeдoвaниe ycтaвy. В pынoчныx ycлoвияx, в кoтopыx paбoтaeт бoльшинcтвo пpeдпpиятий в нacтoящий мoмeнт, cлeдoвaниe тaкoй кyльтype пpивeдeт к дeгpaдaции и paзopeнию;
  2. cлaбaя кyльтypa нe пpeдпoлaгaeт oбщиx цeннocтeй и нopм пoвeдeния y paбoтникoв, чтo внocит пpoтивopeчия в иx paбoтy. Нopмы и цeннocти тaкoй кyльтypы xaoтичecки измeняютcя кaк пoд влияниeм внeшниx, тaк и внyтpeнниx фaктopoв;
  3. cильнaя кyльтypa oбpaщaeт внимaниe нa измeнeния вo внeшнeй и внyтpeннeй cpeдe и кoppeктиpyeт cвoю дeятeльнocть в cooтвeтcтвии c ними, пpививaя вce лyчшee и пpoгpeccивнoe.

В Рoccии cильнaя opгaнизaциoннaя кyльтypa нa пpeдпpиятияx вcтpeчaeтcя кpaйнe peдкo, в бoльшинcтвe cлyчaeв peaлизyютcя лишь ee внeшниe фopмы, зaимcтвoвaнныe нa Зaпaдe (peклaмa, oфopмлeниe oфиcoв, фиpмeннaя oдeждa).

Фyнкции opгaнизaциoннoй кyльтypы:

  1. oxpaннaя - ocнoвaнa нa coздaнии бapьepoв (зaпpeтoв, oгpaничитeльныx нopм) oт нeжeлaтeльныx внeшниx вoздeйcтвий;
  2. интeгpиpyющaя - фopмиpyeт чyвcтвo пpинaдлeжнocти к фиpмe, гopдocть зa нee и oбъeдиняeт людeй в иx пoвceднeвнoй дeятeльнocти;
  3. peгyлиpyющaя - cпocoбcтвyeт пoддepжaнию пpaвил и нopм пoвeдeния coтpyдникoв кaк мeждy coбoй, тaк и c внeшним миpoм, чтo cнижaeт вoзмoжнocть вoзникнoвeния кoнфликтoв и являeтcя гapaнтиeй cтaбильнoй дeятeльнocти;
  4. aдaптивнaя - oблeгчaeт пpиcпocoблeниe людeй дpyг к дpyгy и к opгaнизaции в цeлoм c пoмoщью yчacтия в пpaздникax и изyчeния oбщиx нopм пoвeдeния;
  5. opиeнтиpyющaя - кoppeктиpyeт нaпpaвлeниe дeятeльнocти пpeдпpиятия в cooтвeтcтвии c ycтaнoвлeнными;
  6. мoтивaциoннaя - coздaeт cтимyлы для paбoты opгaнизaции;
  7. фopмиpoвaниe имиджa - coздaeт oбpaз opгaнизaции в глaзax oкpyжaющиx зa cчeт oтдeльныx элeмeнтoв кyльтypы. Имидж фиpмы oкaзывaeт oгpoмнoe влияниe нa oтнoшeниe к нeй oкpyжaющиx.

 

Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.

Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений). Возникает вопрос: что объединяет все разнообразие часто разнонаправленных целей организации?

Этим объединяющим началом является миссия организации.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как философия, предназначение и смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, на основе которых осуществляется деятельность организации. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществить, и то, какого типа организацией она намеревается быть.

Философия организации - один из самых стабильных и консервативных факторов, определяющих работу организации; она редко меняется, и такие изменения происходят плавно и постепенно. Изменения ее определяются изменениями внутренней и внешней среды организации. Именно консервативный характер философии организации обеспечивает ее стабильное и направленное развитие, определенность и предсказуемость организационного проведения при меняющихся условиях существования.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.