Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие финансового менеджмента (ФМ)




Менеджмент как система управления фирмой включает в себя управление производством, управление рыночными отношениями и управление финансами. Соответственно финансовый менеджмент можно определить как управление денежными потоками в целях обеспечения текущей платёжеспособности фирмы и получения прибыли в перспективе.

ФМ предполагает разработку определённых финансовых стратегий и тактик на основе анализа финансовой отчётности и прогнозирования доходов и расходов в зависимости от структуры активов и пассивов фирмы. В связи с высокой сложностью этих процессов их реализацией занимается подготовленный специалист – финансовый менеджер. Он обычно проводит все необходимые виды анализов и готовит инвестиционные решения (операции по изменению структуры активов) и предлагает источники их финансирования (операции по изменению структуры пассивов). Принятие окончательных решений в сфере финансового менеджмента обычно остаётся за высшим руководством фирмы.

Обычно в функции финансового менеджера входит:

· управление оборотным капиталом, определение его оптимальной величины и структуры;

· анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;

· оценка эффективности капитальных вложений и рисков этих вложений;

· изучение возможных источников финансирования;

· управление временно свободными денежными средствами;

· анализ финансово-хозяйствнной деятельности фирмы;

· финансовое планирование и финансовый контроль.

При этом ФМ действуют в условиях многочисленных ограничений: налоги, проценты за кредит и график погашения кредита, состояние финансового и валютного рынков страны, законодательство и т.п. На схеме на рис 4.2.2 приведены в общем виде денежные потоки, с которыми имеет дело финансовый менеджер.

Финансовый менеджер постоянно обращается на финансовые и валютные рынки, чтобы привлечь дополнительные средства в виде кредитов и реинвестировать в производство средства, которые были там размещены ранее. Также финансовый менеджер обращается на валютные и финансовые рынки, чтобы разместить там временно свободные денежные средства, а также средства, возвращаемые туда в виде процентов за кредиты. Средства, полученные на финансовых и валютных рынках, финансовый менеджер инвестирует в производство. В результате этого получается доход и прибыль, которые опять направляются на финансовые и валютные рынки. При этом финансовый менеджер отслеживает своевременность уплаты налогов и обязательных платежей государству.

40. Бухгалтерский учёт.

Бухгалтерский учёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учёта являются: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Субъектами бухгалтерского учёта могут быть:

· бухгалтерией, входящей в состав предприятия;

· бухгалтером;

· руководителем организации;

· сторонней организацией.

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации

· выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации

· контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций

· контроль целесообразности хозяйственных операций

· контроль наличия и движения имущества и обязательств

· контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов

· контроль соответствия деятельности утвержденным нормам, нормативам и сметам

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователям бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство в лице налоговых и контрольных органов.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом

41. Основные понятия налогообложения. Одним из важнейших рычагов воздействия государства на экономическую жизнь страны являются налоги, представляющие собой обязательные платежи в бюджеты разных уровней, взимаемые с юридических и физических лиц. В каждой стране имеется свой свод налоговых законов, определяющий виды налогов, правила их начисления и распределения между различными государственными и муниципальными органами.

В основе исчисления налога лежит налоговая ставка, представляющая собой определённую долю дохода, подлежащую перечислению в бюджет в виде налога. Налоговая ставка устанавливается законодательно на длительный период и обычно в процентах к сумме дохода. Правительство РФ может предложить законодателям изменить ставку налога. Делается это, как правило, в двух случаях:

· когда Правительство хочет пополнить федеральный и другие бюджеты оно поднимает налоговую ставку; в краткосрочном периоде это, как правило, даёт желаемый результат, то есть общий объём налоговых поступлений возрастает, но в средне- и долгосрочном периоде может привести к снижению экономической активности субъектов предпринимательства и, соответственно, к снижению налоговых поступлений;

· когда Правительство хочет повысить экономическую активность в стране, оно снижает налоговую ставку; в краткосрочном периоде это, как правило, даёт снижение общего объёма налоговых поступлений, но в средне- и долгосрочном периоде приводит к повышению экономической активности субъектов предпринимательства и, соответственно, к повышению налоговых поступлений.

Объём уплачиваемых налогов зависит также и от величины налогооблагаемой базы, то есть от той суммы доходов или имущества, к которой будет применена налоговая ставка. Если налоговая ставка жёстко закреплена на законодательном уровне, то налогооблагаемой базой можно варьировать в зависимости от разрешённых налоговых вычетов, то есть допускаемых уменьшениях её.

Различают прямые налоги, то есть те, которые исчисляются и уплачиваются непосредственно исходя из доходов налогоплательщика, и косвенные налоги, то есть те, которые устанавливаются в виде надбавки к цене (тарифу) на товар. Косвенные налоги действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза или налога с оборота), фискальных пошлин (государственных) и таможенных пошлин. Все остальные налоги являются прямыми.

Ниже кратко рассмотрены налоги, которые формируют практически 90 % всех налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Нало́г на при́быль – прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т.д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок. К вычетам относятся:

· производственные, коммерческие, транспортные издержки;

· проценты по задолженности;

· расходы на рекламу и представительство;

· расходы на научно-исследовательские работы;

Взимается данный налог на основе налоговой декларации по пропорциональным (реже прогрессивным) ставкам.

Нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) – косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Вообще доба́вленную сто́имость можно определить как ту часть стоимости продукта, которая создается в данной фирме:

 

Стоимость продукта = Материалы + Энергозатраты + Труд + + Амортизация + Прибыль + Косвенные налоги.

 

Из перечисленных слагаемых: Добавленная стоимость = Труд + Амортизация + Прибыль

 

Всё остальное приобретается и используется в готовом виде, поэтому в добавленную стоимость не входит.

Акциз – один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию но для товаров, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.

Объектами акцизного обложения признаются следующие операции:

· реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

· продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;

· передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;

· передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);

· передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;

· передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;

· передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;

· передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

· ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

· получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции

· получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

47. Основные правила инвестирования. Правила (принципы), которые целесообразно использовать при разработке инвестиционных проектов:

1. Принцип срочности: использование и получение средств должно происходить в установленные сроки, поэтому краткосрочные инвестиции должны финансироваться из краткосрочных средств, а долгосрочные инвестиции – из долгосрочных средств.

2. Принцип платёжеспособности: планирование инвестиций должно обеспечивать платёжеспособность фирмы в любое время.

3. Принцип рентабельности: для любых инвестиций необходимо выбрать самые дешёвые источники финансирования.

4. Принцип сбалансированности рисков: самые рискованные инвестиции должны финансироваться не за счёт заёмных средств, а за свой счёт.

5. Принцип приспособления к рынку: необходимо учитывать свою зависимость от предоставленных заёмных средств на фоне конъюнктуры рынков.

6. Принцип предельной рентабельности: следует выбирать максимально рентабельные инвестиции.

42. Затраты предпринимателя и цена товара. Предприниматель уже на стадии проработки предпринимательского проекта должен иметь представление о том, по какой цене он будет продавать выпускаемый товар. Для этого производится расчёт затрат на производство товара, то есть определяется его себестоимость. Затем производится сравнение с тем, что предлагает рынок.

Если ожидаемая цена продажи на рынке ниже себестоимости, то предпринимателю лучше отказаться от реализации данного проекта, так как он будет убыточным. Если ожидаемая рыночная цена будет выше себестоимости, то предприниматель должен перейти к анализу того, насколько цена выше себестоимости и позволит ли данная положительная разница обеспечить достаточную предпринимательскую прибыль. Если уровень прибыли недостаточен – фактически проект является бесприбыльным, то лучше также отказаться от его реализации, а денежные средства, предназначенные для реализации проекта лучше положить на депозит в банк. Таким образом, предпринимательский проект имеет смысл реализовывать только в том случае, если расчётная прибыль по нему будет заметно выше, чем прибыль по депозиту в банках. Ещё лучше, если она будет выше и процентов по банковскому кредиту.

Тем не менее, бесприбыльные проекты иногда реализуются. Это происходит, как правило, в среде малых предпринимателей, у которых возможности очень ограничены и они вынуждены соглашаться на бесприбыльные проекты, чтобы обеспечить занятость себе и своему небольшому трудовому коллективу.

 

43. Норма и масса прибыли. Прибыль фирмы характеризуется двумя основными показателями: массой и нормой, которыми предприниматель в своей деятельности вынужден постоянно оперировать.

Масса прибыли – это показатель прибыли в её абсолютном значении. Например, если валовые, суммарные издержки предпринимателя на производство партии товара составили 100 000 рублей, а валовой доход от продажи этой партии составил 150 000 рублей, то валовая масса прибыли или проста валовая прибыль составит 50 000 рублей.

После уплаты налога на прибыль у предпринимателя остаётся чистая прибыль, которая может быть им использована следующими способами:

· присвоена в качестве личного дохода;

· использована для реинвестирования, то есть для расширения и модернизации существующего производства;

· использована для инвестирования в другие проекты.

Норма прибыли – показатель относительный, выражаемый в процентах и показывающий процентное превышение дохода, полученного от реализации товара, над его себестоимостью. Например, если норма прибыли у предпринимателя составляет 10 % при реализации партии товара за 220 000 рублей, то это означает, что себестоимость это партии товаров составила 198 000 рублей.

Норма прибыли показывает степень эффективности производства или отдельного предпринимательского проекта. Например, если средняя норма прибыли в данной местности (её ещё называют нормативной прибылью) при выращивании картофеля составляет 15 %, а конкретный фермер получил 20 %, то очевидно, что сезон для него прошёл удачно.

 

44. Калькуляция цены. Есть несколько методов калькуляции цены производимой продукции. Ниже рассмотрен простейший метод калькуляции цены в виде алгоритмической схемы:

1. Рассчитываются издержки производства:

Издержки производства = Постоян. издержки производства +Переменные издержки производства.

2. Рассчитывается полная себестоимость производства:

Полная себестоимость производства = Издержки производства + Накладные расходы.

3. Рассчитывается минимально допустимая цена:

Минимально допустимая цена = Полная себестоимость производства +

+ Нормативная прибыль.

4. Оценивается желательная цена реализации:

Желательная цена реализации = Минимально допустимая цена + Добавочная прибыль.

Средние значения показателей, использованных для калькуляции цены товара при разработке предпринимательского проекта, могут быть взяты из отраслевых справочников.

 

45. Понятие инвестиций и инвестиционного проекта. Функционирование любой предпринимательской фирмы связано с инвестиционной деятельностью. Инвести́ции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода. Инвестиции являются неотъемлемой составной частью современной экономики. Если инвестиционный проект оказался убыточен, и инвестиции скорее всего будут утрачены. Существуют различные подходы к классификации инвестиций в зависимости от классификационного признака:

по объекту инвестирования:

· реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

· финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

· спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

по основным целям инвестирования:

· прямые инвестиции, то есть инвестирование в материальные и нематериальные активы;

· портфельные инвестиции, то есть в ценные бумаги;

по срокам вложения: краткосрочные (до 1 года); среднесроч. (1-3 года); долгосрочные (свыше 3-5 лет);

по форме собственности на инвестиционные ресурсы: частные; государст.; иностранные; смешанные.

Основным источником инвестиций являются собственные средства фирмы (уставной капитал, фонды накопления, амортизации, резервные, нераспределённая прибыль и т.п.). Наиболее дешёвым источником инвестиций является реинвестируемая прибыль фирмы, так как при этом удаётся избежать выплаты процентов по кредитам в случае использования заёмных средств или снижения уровня контроля над фирмой в случае дополнительной эмиссии акций.

Использ. фирмой инвестиций обычно оформляется в виде инвестиц. проекта, разработка которого позволяет использ. инвестируемые средства наиболее эффект. образом. Оценка инвестиц. проектов производится на основе критериев, выбор которых достаточно произволен, зависит от опыта и интуиции лица принимающ. реш., наличия у него квалифиц. консультантов, экономич. обстановки в отрасли и стране.

 

4.5.2. Инвестиционные расчёты. Одним из самых простых и широко распространённых методов оценки и сравнения между собой инвестиционных проектов является метод определения срока окупаемости инвестиций. При равномерном распределении денежных поступлений по временным периодам (годам) он рассчитывается следующим образом: Сумма инвестиций

Срок окупаемости (n лет) = ------------------------------------------------.

Годовая + Годовая чистая

амортизация прибыль

Гораздо сложнее срок окупаемости рассчитывается, если распределение денежных поступлений по временным периодам неравномерно.

Другим достаточно простым методом оценки и сравнения инвестиционных проектов является метод расчёта коэффициента эффективности инвестиций. Расчёт производится следующим образом:

2 * Среднегодовая чистая прибыль

Коэффициент эффективности = -----------------------------------------------------.

инвестиций Сумма – Остаточная стоимость

инвестиций основных средств

Данный метод позволяет относительно просто сравнивать эффективность альтернативных инвестиционных проектов всего по одному показателю.

Существует группа методов, основанных на принципах дисконтирования денежных потоков. Суть этих методов сводится к сопоставлению величины инвестиций с общей суммой приведённых (дисконтированных) будущих поступлений. Основной принцип дисконтирования заключается в том, что будущая стоимость определённого количества денежных средств, приносящих i процентов на протяжении n периодов, соотносится с настоящей стоимостью как:

Будущая = Настоящая * (1 + i)ⁿ.

стоимость стоимость

Разность между общей накопленной величиной дисконтированных доходов и первоначальными инвестициями составляет чистую текущую стоимость инвестиций:

Чистая текущая Общая величина Величина

стоимость = дисконтированных – первоначальных.

инвестиций доходов инвестиций

Для сравнения инвестиционных проектов можно использовать не только абсолютные показатели, но и относительные, к которым относится рентабельность инвестиций:

Общая накопленная величина

дисконтированных доходов

Рентабельность = -------------------------------------------.

инвестиций Величина инвестиций

Здесь общая накопленная величина дисконтированных доходов за n лет будет равна сумме соответствующих годовых дисконтированных платежей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.