КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современная законодательная база РФ в области природопользования. Международное сотрудничество и опыт в области управления природными ресурсами
Правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации представляет собой совокупность законодательно установленных норм, направленных на выполнение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, достижение оптимального уровня качества жизни населения, обеспечения экологической безопасности, а также реализации целей устойчивого развития в интересах настоящего и будущих поколений людей. В системе правового обеспечения природопользования и природоохранной деятельности России можно выделить следующие группы юридических мероприятий: 1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов. 2. Финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий. 3. Организация экологического контроля в области охраны окружающей среды (государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль). 4. Система воспитания и обучения кадров, повышение уровня квалификации специалистов, а также мероприятия по повышению уровня экологического образования населения. 5. Юридическая ответственность нарушителей законодательства в области охраны окружающей среды. В соответствии с природоохранным законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — совокупность компонентов природной среды природных и природно-антропогенных объектов, обеспечивающих благоприятные условия для существования жизни на Земле. В правовых вопросах природопользования первостепенным является Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Источниками экологического права в Российской Федерации являются: Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, которая декларирует право граждан на землю и др. природные ресурсы; право на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного здоровью; определяет организационные и контрольные функции государственных и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов; устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств. Федеральные Законы и Кодексы, которые составляют экологическую и природноресурсную правовую основу. Это, прежде всего: Закон об охране окружающей природной среды; Земельный Кодекс; Закон о недрах; Водный Кодекс; Лесной Кодекс; Закон о животном мире. Закон об охране окружающей природной среды (2002) определяет основные принципы использования и охраны окружающей среды (ст. 3). Каждый из ресурсных Законов (Кодексов) кроме характеристики ресурса, разграничения компетенции, порядка пользования, охраны и платежей предусматривает выполнение указанных принципов использования и охраны окружающей среды. Указы и распрояжения президента, постановления правительства. Примером может служить Указ О федеральных природных ресурсах (1993 г) и др. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразым вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и юридических лиц. Например, Приказ государственного комитета РФ по охране окружающей среды "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную Книгу РФ" (1997 г). Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды. Нормативные документы Госкомэкологии РФ: ГОСТ Р, СниП, СаНПиН и т.д. Международное сотрудничество в области природопользования и управления природными ресурсами г— это совокупность управленческо-правовых норм и мероприятий, предусматривающих заключение международных договоров и деятельность международных организаций. Международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды посвящена глава XV Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Нормативные договоры как источники права, регулирующие отношения в области природопользования, можно разделить на две группы: 1) международные договоры Российской Федерации; 2) внутрифедеральные нормативные договоры (договоры о разграничении предметов ведения и контроля). В Российской Федерации международные договоры являются составной частью ее правовой системы. В свою очередь, если международным договором Российской Федерации в области охраны окружающей среды установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом «Об охране окружающей среды», то применяются правила международного договора (ст. 82). По предмету правового регулирования их можно классифицировать на три группы. Договоры об охране и использовании природных объектов, т.е. регулирующие отношения какого-либо природного ресурса, находящегося в национальной юрисдикции государства или договоры о межгосударственном сотрудничестве в рассматриваемой области.Особого внимания заслуживают те договоры, которые были заключены по трансграничному признаку. В них одна сторона — Россия, другая — иное сопредельное государство. Третьи договоры имеют природоохранную характеристику. Договоры, направленные на решение глобальных экологических проблем конкретного региона. Здесь следует выделить Стокгольмскую Декларацию ООН от 16.06.72, Конвенцию по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) от 03.03.73 Договоры в отношении природных ресурсов как объектов имущественных отношений. В настоящее время вопросами охраны окружающей среды занимаются более ста международных организаций, которые можно подразделить на две группы: международные правительственные союзы и международные неправительственные объединения. Наиболее авторитетной международной межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), В ее состав входят следующие объединения: — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), — Всемирная метеорологическая организация (ВМО), — Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), — Всемирная организация продовольствия, — Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В 1957 г. для изучения и использования атомной энергии было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». В 1960 г. в связи с возрастающим значением океана для человечества была создана Межправительственная океаническая комиссия (МОК). Существенный вклад в осмысление человечеством современного кризисного состояния биосферы внесли представители международной научной неправительственной организации «Римский клуб», созданной в 1984 г. и объединяющей около 100 ученых из 30 стран мира. Среди международных неправительственных организаций, способствующих решению экологических проблем, следует отметить и Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). И, конечно, самой известной международной неправительственной организацией является «Гринпис», на весь мир прославившееся своими экстремальными акциями в защиту природы. Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, форумов, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей государственных структур, вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и непосредственно заключаются международные договоры (соглашения, конвенции). Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплексная глобальная проблема охраны биосферы в целом была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1986 г., результатом которой стало принятие одной из крупнейших научных программ «Человек и биосфера». Также наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.), день открытия которой— 5 июня— был объявлен Всемирным днем окружающей среды; а также конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на которой были подведены некоторые промежуточные итоги по состоянию окружающей среды и принята программа действий устойчивого, экологически приемлемого развития общества в XXI в. В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный саммит, посвященный проблемам глобального развития нашей планеты.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |