Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная законодательная база РФ в области природопользования. Международное сотрудничество и опыт в области управления природными ресурсами




Правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации представ­ляет собой совокупность законодательно установленных норм, направлен­ных на выполнение мероприятий по рациональному использованию при­родных ресурсов, достижение оптимального уровня качества жизни населе­ния, обеспечения экологической безопасности, а также реализации целей устойчивого развития в интересах настоящего и будущих поколений людей.

В системе правового обеспечения природопользования и природоохран­ной деятельности России можно выделить следующие группы юридических мероприятий:

1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2. Финансирование и материально-техническое обеспечение природоохран­ных мероприятий.

3. Организация экологического контроля в области охраны окружающей среды (государственный, производственный, муниципальный и обще­ственный контроль).

4. Система воспитания и обучения кадров, повышение уровня квалифика­ции специалистов, а также мероприятия по повышению уровня экологи­ческого образования населения.

5. Юридическая ответственность нарушителей законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с природоохранным законодательством объектом право­вой охраны выступает природная средасовокупность компонентов при­родной среды природных и природно-антропогенных объектов, обеспечи­вающих благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В правовых вопросах природопользования первостепенным является Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Источниками экологического права в Российской Федерации являются:

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, которая декларирует право граждан на землю и др. природные ресурсы; право на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного здоровью; определяет организационные и контрольные функции государственных и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов; устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

Федеральные Законы и Кодексы, которые составляют экологическую и природноресурсную правовую основу. Это, прежде всего: Закон об охране окружающей природной среды; Земельный Кодекс; Закон о недрах; Водный Кодекс; Лесной Кодекс; Закон о животном мире. Закон об охране окружающей природной среды (2002) определяет основные принципы использования и охраны окружающей среды (ст. 3). Каждый из ресурсных Законов (Кодексов) кроме характеристики ресурса, разграничения компетенции, порядка пользования, охраны и платежей предусматривает выполнение указанных принципов использования и охраны окружающей среды.

Указы и распрояжения президента, постановления правительства. Примером может служить Указ О федеральных природных ресурсах (1993 г) и др.

Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразым вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и юридических лиц. Например, Приказ государственного комитета РФ по охране окружающей среды "Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесённым в Красную Книгу РФ" (1997 г).

Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды.

Нормативные документы Госкомэкологии РФ: ГОСТ Р, СниП, СаНПиН и т.д.

Международное сотрудничество в области природопользования и уп­равления природными ресурсами г— это совокупность управленческо-правовых норм и мероприятий, предусматривающих заключение международных договоров и деятельность международных организаций. Международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды посвящена глава XV Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с ко­торой Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Нормативные договоры как источники пра­ва, регулирующие отношения в области природопользования, можно разде­лить на две группы:

1) международные договоры Российской Федерации;

2) внутрифедеральные нормативные договоры (договоры о разграниче­нии предметов ведения и контроля).

В Российской Федерации международные договоры являются составной частью ее правовой системы. В свою очередь, если международным догово­ром Российской Федерации в области охраны окружающей среды установ­лены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом «Об охра­не окружающей среды», то применяются правила международного договора (ст. 82). По предмету правового регулирования их можно классифицировать на три группы.

Договоры об охране и использовании природных объектов, т.е. регу­лирующие отношения какого-либо природного ресурса, находящегося в на­циональной юрисдикции государства или договоры о межгосударственном сотрудничестве в рассматриваемой области.Особого внимания заслуживают те договоры, которые были заключены по трансграничному признаку. В них одна сторона — Россия, другая — иное сопредельное государство. Третьи договоры имеют природоохранную характеристику.

Договоры, направленные на решение глобальных экологических про­блем конкретного региона. Здесь следует выделить Стокгольмскую Декла­рацию ООН от 16.06.72, Конвенцию по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) от 03.03.73

Договоры в отношении природных ресурсов как объектов имуществен­ных отношений.

В настоящее время вопросами охраны окружающей среды занимаются более ста международных организаций, которые можно подразделить на две группы: международные правительственные союзы и международные неправительственные объединения. Наиболее авторитетной международной межправительственной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), В ее состав входят следующие объединения:

— Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО),

— Всемирная метеорологическая организация (ВМО),

— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

— Всемирная организация продовольствия,

— Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).

В 1957 г. для изучения и использования атомной энергии было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляю­щее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».

В 1960 г. в связи с возрастающим значением океана для человечества была создана Межправительственная океаническая комиссия (МОК).

Существенный вклад в осмысление человечеством современного кри­зисного состояния биосферы внесли представители международной науч­ной неправительственной организации «Римский клуб», созданной в 1984 г. и объединяющей около 100 ученых из 30 стран мира.

Среди международных неправительственных организаций, способству­ющих решению экологических проблем, следует отметить и Международ­ный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). И, конечно, са­мой известной международной неправительственной организацией являет­ся «Гринпис», на весь мир прославившееся своими экстремальными акция­ми в защиту природы.

Одним из важнейших направлений международного сотрудничества яв­ляется организация различных встреч, форумов, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руково­дителей государственных структур, вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимают­ся программы дальнейшего развития и непосредственно заключаются меж­дународные договоры (соглашения, конвенции).

Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплекс­ная глобальная проблема охраны биосферы в целом была рассмотрена в ООН на Межправительственной конференции в 1986 г., результатом кото­рой стало принятие одной из крупнейших научных программ «Человек и биосфера».

Также наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружа­ющей среде (1972 г.), день открытия которой— 5 июня— был объявлен Всемирным днем окружающей среды; а также конференция ООН по окру­жающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), на которой были под­ведены некоторые промежуточные итоги по состоянию окружающей среды и принята программа действий устойчивого, экологически приемлемого раз­вития общества в XXI в. В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Все­мирный саммит, посвященный проблемам глобального развития нашей пла­неты.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.