Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность и общество в переходный период




Самая общая характеристика современного российского общества – это ценностная и практическая переориентация: в области экономики – от планового хозяйства с единой государственной формой собственности к рыночным отношениям, в области политики – от авторитаризма к демократии, в духовной области – от приоритета классовых ценностей к ценностям общечеловеческим. Период в котором мы сейчас находимся принято называть переходным. Это особое и качественно самостоятельное состояние социальной системы, которое отличается нестабильностью, кризисными явлениями, слабой управляемостью, снижением эффективности социального регулирования, возникновением разного рода альтернативных структур.

Постоянное нарушение баланса интересов создает у индивида ощущение, что его социальная защищенность уменьшается, и на первый план выходят три реакции человека на такое нарушение

Первая – усиление ориентации на индивидуальную вертикальную мобильность, на индивидуальное выживание.

Вторая – усиление так называемого группового эгоизма, т.е. попыток защищать индивидуальные интересы через интересы групповые (корпоративные), причем любыми средствами: от неформальных до насильственных, криминальных.

Третья – усиление стихийного процесса социального сравнения, в результате чего возникают особенно агрессивные типы поведения. В их основе лежит не столько абсолютное ухудшение собственного положения, сколько оцениваемое как несправедливое, незаслуженное улучшение положения других.

Стремительно изменившаяся ситуация в нашей стране ставит перед человеком задачи, к решению которых его не готовили ни сложившаяся система воспитания, ни весь опыт прежней жизни. Он может успешно функционировать в ней, лишь обладая определенными личностными чертами и поведенческими навыками, среди которых следует выделить деловитость, энергичность, активность, способность к построению альтернатив жизненного выбора и готовность к наибольшему числу вариантов развития событий, когнитивный плюрализм, ответственность, профессионализм и компетентность. Недостаточная выраженность этих черт обеспечивала стабильность прежней системы и породила те социальные деформации, с которыми мы сталкиваемся сегодня.

 

Контрольные вопросы:

 

1.Как соотносятся понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2.Что такое социальный статус и социальная роль личности?

3.Насколько велико влияние генотипа индивида на его поведение?

4.Что дает для прогнозирования поведения человека знание его ценностных ориентаций и социальных установок?

5.Что такое социальная зрелость?

6.Каковы явные и латентные функции вторичной социализации?

7.Какие качества личности социологи считают главными?

8.Чем характеризуется социализация старости?

9.В чем смысл жизни человека?

10.Каковы критерии зрелой личности?

11.Может ли человек не быть личностью?

12.Что больше формирует личность – биологические факторы или социальная среда?

13.Что такое «ресоциализация»?

14.Какие модели социальной адаптации личности вам известны? Какая из них больше всего вам импонирует?

15.Что такое «социализация» личности?

16.Чем характеризуется первичная социализация?

 

Тестовые вопросы по теме:

 

1.Что в социологии принято понимать под социализацией:

а. процесс вхождения индивида в общество

б. социальную мобильность

в. отчуждение от средств производства

 

2.Что такое индивид?

а. мужчина б.единичное природное существо в. человек со средним образованием.

 

3.Что такое социальный статус?

а. социальное поведение б. положение человека в социальном пространстве

в. место человека в поезде.

 

4.Кто авторы теорий формирования личности?

а. З. Фрейд б. У. Шелдон в. Г. Спенсер.

 

5.Найдите правильное определение личности:

а. единичное природное существо

б. социализированный человек

в. член семьи

 

6.Что означает социологический термин «человек»?

а. одного из представителей родя людей

б. носителя определенной информации

в. высшую ступень развития живых организмов

 

7.Как называется процесс, в результате которого человек утрачивает связь со своим классом, морально опускается, не участвует в общественном процессе?

а. процесс деклассирования

б. социальная стратификация

в. отчуждение от средств производства

 

8.Как называется стремление человека уйти от действительности, общепринятых стандартов и норм общественной жизни?

а. эскапизм б. нигилизм в. утопия

 

9.Агентами первичной социализации являются:

а. сотрудники телевидения

б. братья и сестры

в. представители государства

г. администрация школы

 

10.Личностью является не каждый человек, а лишь человек выдающийся, талантливый, незаурядный.

 

11.Десоциализация – отучение от старых ценностей, норм, ролей.

 

12.Ресоциализация – обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.