Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественно-политическая мысль в России в XVI веке




Вопрос 31.

Множество сложных противоречивых политических событий периода обусловили расцвет общественно-политической мысли 16 века. Формируется официальная государственная идеология, и важной вехой её развития стало создание в начале 16 века «Сказания о князьях Владимирских». Сочинение объединило 2 легенды - о происхождении московских князей от римского императора Августа и о передаче византийским императором Константином Мономахом царских регалий киевскому князю Владимиру Мономаху. Легенду обосновывали права московских князей на самодержавное правление, укрепляли авторитет государства. На укрепление авторитета работала идея о «Москве – третьем Риме» монаха Филофея. Острый церковный спор рубежа веков о месте церкви в государстве, завершившийся победой иосифлян, также содействовал укреплению царской власти. Важной вехой публицистики 16 века стали произведения И.Пересветова, отстаивавшего идею сильной царской власти. И наконец, окончательное оформление этого направления общественно-политической мысли нашло в произведениях Ивана Грозного. В переписке с князем Курбским Грозный сформулировал знаменитый тезис: «А жаловати есмя своих холопов вольны, а и казнити вольны». Царь выступал в спорах с мятежным боярином с позиции самодержца, обладавшего неограниченной властью по отношению ко всем подданным. Курбский, обвиняя царя во многих грехах, отстаивал идею ограниченности власти в пользу сословных учреждений, о вольности бояр и о законах, которыми должен руководствоваться справедливый государь. Оба автора обладали блестящим литературным даром, прекрасно ориентировались в Священном Писании, но если стиль Курбского более возвышен и изощрён, то Иван, наоборот, пользовался более простым языком, прекрасно владел разными литературными приёмами, зло высмеивал изощрённость князя. В 16 веке окончательно утвердился официальный характер летописания. В 1550-х годах был написан «Летописец начала царства», повествующий о первых годах правления Ивана IV. Тогда же был окончен огромный летописный свод, так называемая Никоновская летопись, включившая в себя предшествующее летописание и множество других литературных произведений. Развивался жанр исторической повести, отразивший основные внешнеполитические события эпохи. «Повесть о взятии Казани», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» рассказывали о событиях в традиционном для жанра повествовательно-эпическом стиле. Стоглавый собор, определивший в качестве образца сочинения митрополита Макария и его кружка, притормозил развитие русской литературы. Примечательная черта XVI в.— расцвет публицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи централизации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви, о положении крестьянства и др.

Окольничий Ф.И. Карпов, живший при Василии III, считал, что светская власть должна основывать свои действия на «законе» и «правде», подчинять «злых, которые не хотят излечиться и любить Бога». В реальной жизни он видит совсем другое:

— Понял, какими вредными и неугодными путями, хромыми ногами, со слепыми очами ныне ходит земная власть и весь род человеческий.

— В наши времена начальники не заботятся о своих подвластных и убогих, но допускают, чтобы их притесняли несправедливые приказчики,'которые не заботятся о том, чтобы пасти порученное им стадо, но заставляют жить в тяжких трудах и терпении.

Ему вторит Максим Грек (до пострижения — Михаил Триволис), его современник, знаток античной философии, литературы. Афонский монах, приехав в 1518 г. в Россию в качестве переводчика, так в ней и остался. Ученый инок тоже полагает, что светская власть должна покоиться на правде, милости («правдою и хорошими узаконениями благоустроить положение своих подданных»), согласовывать пожелания духовенства, боярства, воинства-дворянства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.