Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и живопись России в конце 15 – 16 веков




Вопрос 33.

Россия в годы правления Фёдора Иоанновича.

Вопрос 32.

18 марта 1584г умер Иван Грозный. На престоле оказался его сын Фёдор. В отличие от отца, Фёдор был тихим, богобоязненным человеком. Государственные дела его мало интересовали, ему было интереснее общаться с монахами, сам отец прозвал его «звонарём». Такое поведение престолонаследника обострило борьбу за власть среди боярских группировок. Иван оставил при сыне совет, в который входило несколько знатных бояр. Среди них выделялся царский шурин (брат жены Фёдора – Ирины) Борис Годунов. Ему удалось довольно быстро расправиться с противниками – Бельский был отправлен в ссылку, дядя царя Никита Романович Юрьев вскоре умер, И.Мстиславского вынудили постричься в монахи. Летом 1586г И.Шуйский попытался провести переворот, но сам оказался в ссылке. Отметим, что Бориса Годунова поддерживал целый клан, при дворе у него было много родственников, занимавших важные посты, а потому можно сказать, что у власти укрепилась группировка Годуновых. В 1590-1593гг в результате войны со Швецией России удалось вернуть потерянные по итогам Ливонской войны города Ям, Копорье, Ивангород. Во внутренней политике важнейшим событием стало дальнейшее закрепощение крестьян. В 1597г вышел указ о пятилетнем сроке сыска беглых, так называемые «урочные лета». В том же году были ужесточены права выкупа холопов – теперь холоп мог выкупиться лишь после смерти хозяина, а не после уплаты долгов. Важным преобразованием стало учреждение патриаршества в 1589г. Первым патриархом стал митрополит Иов. Наиболее загадочным событием периода явилась смерть в 1591г царевича Дмитрия – последнего сына Ивана Грозного от его шестой жены Марии Нагой. Дмитрий проживал в Угличе вместе с матерью и погиб при странных обстоятельствах. Гибель царевича Дмитрия расследовала комиссия, присланная Годуновым из Москвы, которую возглавлял князь В.Шуйский. Комиссия сделала вывод: смерть является несчастным случаем, но население такой вывод не устраивал. Поползли слухи об убийстве царевича людьми Годунова. В 1598г царь Фёдор умер, не оставив наследников. Династия Ивана Калиты угасла. Наступил династический кризис.

Укрепление централизованного государства и власти, расширение финансовых возможностей и необходимость зримого воплощения величия России, наибольшую возможность которого имеет архитектура, создали уникальные условия для её развития. В этот период были созданы одни из самых выдающихся памятников каменного зодчества. В1470-х годах началась перестройка Московского Кремля. В 1471г псковские мастера заложили Успенский собор, но землетрясение разрушило стены. Тогда было решено поручить строительство итальянским зодчим. Собор возвёл Аристотель Фиорованти(1475-1479). За образец был взят Успенский собор Владимира. В 1489г псковскими мастерами был построен Благовещенский собор. В 1505-1509гг Алевиз Новый возвёл усыпальницу московских князей – Архангельский собор. Во внешних украшениях храма были использованы элементы пышного итальянского зодчества. В 1487-1491гг была построена Грановитая палата (Марко Руффо, Пьетро Солари). Она была частью большого великокняжеского дворца, построенного по старой традиции из нескольких строений, соединённых между собой переходами, и служила главной залой дворца. В 1485г началось возведение кирпичных стен и башен Кремля. Архитекторы решали как оборонительные, так и художественные задачи. В 1505-1508гг была построена церковь – колокольня Ивана Лествичника (Иван Великий). Пятиглавый храм стал эталоном русского зодчества. Подобные церкви были возведены в Дмитрове, Угличе, Ростове, Кирилло-Белозерском монастыре. В 16 веке родился ещё один оригинальный архитектурный стиль. Началось строительство каменных шатровых шрамов. Бесстолпные сооружения, вся масса которых приходится на фундамент, завершались устремлённым ввысь шатром вместо массивных куполов на барабанах. Шатровый стиль порывал с византийской традицией, основываясь на национальных традициях. Лучшим шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском(1532г), построенная в честь рождения Ивана IV. Другие образцы этого стиля – церковь Иоанна Предтечи в Дьякове, Покровский собор(Василия Блаженного), построенный в честь взятия Казани. Этот период ознаменовался значительным крепостным строительством. Массивные могучие стены были возведены в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове, были укреплены Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий и др. монастыри. В Москве были построены ещё 2 линии укреплений. В 1530-е гг – Китай город, стена, опоясавшая торг и слободы. В конце 16 века Фёдор Конь возвёл стены белого города протяжённостью девять километров (Бульварное кольцо). Он же в конце века построил и наиболее массивную из крепостей – Смоленский Кремль. Живопись периода была определена творчеством Дионисия, чьи росписи сохранились в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (близ Вологды). Творчеству Дионисия присуще многоцветие, узорчатость, чистота линий, изящность. Декор, обилие деталей и неординарность пропорций придавали его работам утончённость и нарядность. Такие настроения были созвучны времени, эпохе, которая принесла России победы и достижения, открывала новые горизонты развития. Известным памятником живописи середины века стала икона-картина «Церковь воинствующая», изображавшая шествие «победоносного русского войска». Она была посвящена взятию Казани и символизировала единство Церкви и государства в достижении побед. Конец 16 века отмечен определённым спадом в русской живописи, так как «Стоглав» ввел жесткие правила церковной живописи, мешавшие развитию оригинальных идей и самого вида искусства. В целом русская культура переживала расцвет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.