Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравните условные и безусловные рефлексы, объясните их биологическое значение




Назовите характерные признаки класса Млекопитающие.

Класс Млекопитающие, или Звери, относится к надклассу Четвероногие, подтипу Позвоночные, типу Хордовые животные.

Млекопитающие характеризуются следующими признаками:

1. Тело покрыто шерстью.

2. Кожа богата железами (сальные, потовые, у некоторых видов — пахучие).

3. Детенышей выкармливают молоком; млечные железы исторически сформировались из потовых.

4. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.

5. Конечности расположены под туловищем.

6. Высокий уровень развития центральной нервной системы, в первую очередь, коры полушарий головного мозга.

7. Есть ушные раковины; среднее ухо содержит три слуховые косточки.

8. Глаза имеют веки с ресницами.

9. Сердце четырехкамерное, кровь полностью разделяется на венозную и артериальную.

10.Теплокровность, которая обеспечивается высоким уровнем развития кровеносной и дыхательной систем. Огромное значение в сохранении тепла имеют шерстный покров и подкожный жировой слой.

11. Внутриутробное развитие, живорождение, забота о потомстве.

Таким образом, Млекопитающие — это наиболее высокоорганизованный

класс позвоночных животных.

 

3. Что такое гиподинамия и как влияет двигательная активность на здоровье человека?

Гиподинамия — нарушение функций организма, вызванное ограничением двигательной активности. В наше время она большей частью является следствием освобождения человека от физического труда в связи с механизацией и автоматизацией производства и развитием транспорта и средств связи. Гиподинамия отрицательно влияет на работу всех органов и систем. Снижается уровень обмена веществ. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей. Возникает кислородное голодание мозга, сердца. Уменьшается жизненная емкость легких, количество эритроцитов и гемоглобина. В результате происходит снижение иммунитета, развитие различных хронических заболеваний, снижение умственной работоспособности.

Достаточный уровень физической активности положительно влияет на все функции и системы человеческого организма:

1. Опорно-двигательная система — формирование нормальной осанки, укрепление связок и мышц организма, профилактика развития плоскостопия.

2. Сердечно-сосудистая система — повышение работоспособности и выносливости сердечной мышцы, развитие капиллярной сети.

3. Дыхательная система — увеличение объема легких, развитие капиллярной сети в альвеолах, устранение, застоя слизи в бронхах.

4. Нервная система — создается положительный эмоциональный фон, формируется уверенность в собственных силах и уравновешенность психики, что повышает жизнестойкость всего организма.

5. Пищеварительная система — двигательная активность улучшает перистальтику кишечника и выделение пищеварительных соков.

Как следствие всего перечисленного, общий уровень обмена веществ повышается, активизируется работа желез внутренней секреции.

Таким образом, правильно организованные физические нагрузки, учитывающие индивидуальные особенности организма, благоприятно влияют на развитие и работоспособность всех систем и органов, а значит, повышают общий уровень здоровья и жизнеспособности организма в целом.

 

Билет № 6
1. Сравните условные и безусловные рефлексы, объясните их биологическое значение.
2. За счет чего и как птицы приспособились к различным условиям среды?

3. Как оказать первую помощь при различных видах кровотечений?

 

Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии центральной нервной системы. Рефлексы лежат в основе регуляторной и координационной деятельности нервной системы, т.е. они обеспечивают регуляцию всех физиологических функций организма (дыхание, пищеварение, кровообращение, поддержание тонуса мышц и постоянства внутренней среды и др.) и приспосабливают деятельность отдельных органов к потребностям организма.

Путь, который проходят импульсы при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой. Она состоит из рецепторов, чувствительного (центростремительного) пути, определенного участка центральной нервной системы, двигательного (центробежного) пути и рабочего органа (мышцы или железы). Основная часть рефлекторных дуг в организме человека состоит из трех нейронов. Кроме чувствительного и двигательного нейронов в ее состав входит вставочный нейрон. Этот нейрон находится в пределах центральной нервной системы и переключает возбуждение с чувствительного на двигательный нейрон.

 

Различают безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы.

Для сравнения безусловных и условных рефлексов воспользуемся таблицей.

 

Безусловные Условные
1. Видовые, т.е. одинаково проявляются у каждой особи данного вида. 1. Индивидуальные.
2. Присущи особи с момента рождения (многие могут запускаться программой генетического развития через некоторое время после рождения). 2. Для формирования и осуществления рефлекса необходимы специальные условия.
3. Большинство безусловных рефлексов постоянны, т.е. сохраняются в течение всей жизни организма. 3. Временные, т.е. при изменении условий окружающей среды старые рефлексы могут угасать и вырабатываться новые.
4. Видовые, т.е. одинаково проявляются у каждой особи данного вида. 4. В формировании и осуществлении рефлекса участвуют кора головного мозга и подкорковые центры.
5. Значение: благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. 5. Значение: с помощью образования условных рефлексов и их торможения осуществляется более гибкое приспособление организма к конкретным условиям существования.
Например: дыхательный, глотательный, хватательный. Например: выделение слюны на вид и запах пищи, повышение работоспособности в определенное время суток.

 

Таким образом, рефлексы возникли в процессе эволюции животного мира как приспособительные механизмы, обеспечивающие биологически целесообразные реакции на действие внешних и внутренних раздражителей.

2. За счет чего и как птицы приспособились к различным условиям среды?

Класс Птицы относится к надклассу Четвероногие, подтипу Позвоночные, типу Хордовые животные. Это высокоорганизованные животные, у которых передние конечности видоизменились в крылья, тело покрыто перьями, есть клюв.

Все системы органов хорошо развиты, что обеспечивает интенсивный обмен веществ и сложное поведение. Благодаря этим особенностям птицы расселились по всему земному шару и занимают все среды обитания: на- земно-воздушную, водную.

Приспособление птиц к разным условиям среды шло в нескольких направлениях.

I. Развитие крыльев:

1. Мелкие и средние птицы (стрижи, ласточки, соколы), которые используют воздух не только как среду передвижения, но и как среду добывания пищи, имеют наиболее совершенный летательный аппарат. Крылья у них очень длинные и узкие, что позволяет им быстро летать и делать резкие повороты.

2. Более крупные птицы (чайки, буревестники, орлы, совы, филины), которые высматривают свою добычу на земле и в воде, приспособлены к парящему полету. Крылья у них длинные, но более широкие.

3. Мелкие лесные и парковые птицы (воробьи, синицы, сойки, соловьи) имеют относительно короткие крылья, позволяющие им маневрировать среди деревьев, перелетать с ветки на ветку.

4. Птицы, приспособленные к плаванию в толще воды (пингвины), используют крылья как весла. Перья у них превратились в чешуеподобные образования, поэтому эти птицы совсем не могут летать.

II. Развитие ног:

1. Птицы таких открытых пространств, как степи и пустыни (страусы, дрофы), имеют большие, сильные ноги. Они позволяют птицам долго ходить в поисках пищи среди растительности, а также убегать от опасности.

2. Водоплавающие птицы (утки, гуси, лебеди) используют для передвижения в воде ноги. Между пальцами ног у этих птиц образовались плавательные перепонки.

3. Птицы болот и побережий (цапли, аисты, колпицы) имеют длинные, тонкие ноги без оперения, с длинными пальцами, соединенными перепонками. Все эти приспособления позволяют передвигаться по вязкому грунту на мелководье.

4. Мелкие лесные птицы имеют короткие ножки с загнутыми острыми коготками, пальцы противопоставлены, что позволяет обхватывать ветку или упираться при движении по стеблю.

5. Хищные птицы (орлы, соколы, филины, совы) имеют короткие, но сильные ноги с мощными загнутыми когтями.

III. Развитие шеи:

1. Птицы побережий имеют длинную шею, которая помогает им добывать пищу на мелководье.

2. Птицы степей и пустынь также имеют длинную шею, которая помогает вовремя увидеть опасность.

IV. Развитие клюва. В зависимости от характера пищи или способа ее добывания клюв может быть:

1) коротким и широким (стрижи, ласточки), что связано с ловлей насекомых в полете;

2) мощным, загнутым и острым, как у хищных птиц;

3) длинным и шиловидным, как у птиц побережья (кулики, цапли);

4) плоским с роговыми зубчиками для процеживания (утки, гуси);

5) долотообразным, прямым, как у дятла.

Таким образом, приспособления птиц к разным средам обитания связаны с изменениями таких частей тела, как крылья, ноги, шеи, клювы.

 

3. Как оказать первую помощь при различных видах кровотечений?

Кровотечение бывает внутренним и наружным.

Симптомы внутреннего кровотечения: прогрессирующая бледность кожных покровов, общая слабость, головокружение, холодный липкий пот.

Первая помощь при внутреннем кровотечении заключается в следующем: придать пострадавшему полусидячее положение с согнутыми в коленях ногами; положить холодный компресс на предполагаемое место кровотечения (живот или грудная клетка). Вызвать «скорую медицинскую помощь».

Наружное кровотечение бывает артериальным, венозным, капиллярным (в зависимости от вида поврежденных сосудов).

Самым опасным является артериальное, т.к. за малый промежуток времени вытекает большой объем крови и человек может умереть от кровопотери.

Признак артериального кровотечения — интенсивное, пульсирующее, часто фонтанирующее истечение крови алого цвета.

Первая помощь при артериальном кровотечении:

1) остановка кровотечения при помощи точек пальцевого прижатия:

- при кровотечении на голове прижимается сонная артерия на шее;

- при кровотечении на предплечье к плечевой кости прижимается плечевая артерия (с внутренней стороны руки под бицепсом);

- при кровотечении на плече к ключице прижимается подключичная артерия;

- при кровотечении на голени к бедренной кости прижимается бедренная артерия на внутренней стороне верхней трети бедра;

- при кровотечении на бедре — прижимается кулаком паховая артерия, находящаяся в паховом изгибе;

2) после временной остановки кровотечения (при помощи точек пальцевого прижатия) необходимо наложить жгут или закрутку.

Жгут накладывается выше места кровотечения. Для этого кожу защищают тканью или бинтом, жгут растягивают и в таком виде обматывают конечность; концы жгута закрепляют, под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения. В летнее время жгут можно держать 2 часа, в зимнее — 1,5 часа. Если за это время не оказана врачебная помощь, жгут нужно снять (чтобы восстановилось кровообращение в конечности) и наложить заново с указанием в записке, что это повторное наложение.

Закрутка изготавливается из подручного материала и представляет собой петлю из ткани (носовой платок, бинт, шнурок) и палочку, которая вставлена в петлю; она закручивается до остановки кровотечения, после чего палочка фиксируется. Правила наложения те же, что у жгута.

Признаки венозного кровотечения — обильное истечение крови темно- красного цвета. Первая помощь при венозном кровотечении: наложить тугую давящую повязку на место кровотечения.

Признаки капиллярного кровотечения — истечение крови в виде капелек росы. Первая помощь при капиллярном кровотечении: наложить асептическую повязку.

При любом наружном кровотечении края раны обрабатываются бактерицидным средством с целью предупреждения инфицирования.

Таким образом, эффективность первой помощи при кровотечении зависит от правильности определения вида кровотечения, первоочередности остановки более опасного вида кровотечения и верного выбора способа оказания первой помощи.

 

Билет № 7
1. Как происходит гуморальная регуляция в организме человека?
2. Какие характерные особенности строения имеет дождевой червь, каково его значение в природе?
3. Что такое здоровье? Какие факторы способствуют сохранению здоровья человека?

 

1. Как происходит гуморальная регуляция в организме человека?

Гуморальная регуляция — это координация физиологических процессов организма человека через жидкостные среды: кровь, лимфу, тканевую жидкость. Факторами гуморальной регуляции являются гормоны и продукты обмена веществ (например, продукты распада белков, углекислый газ). Гормоны — это биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции. Они поступают в кровь, разносятся по всему организму и изменяют деятельность органов, возбуждая или тормозя их работу. Гормоны влияют на рост, обмен веществ, физическое и психологическое развитие, половое созревание, поддержание постоянства внутренней среды. Гуморальная регуляция возникла раньше, чем нервная. В результате эволюции сформировалась эндокринная система, которую составляют железы внутренней секреции: гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. Половые железы и поджелудочная железа являются железами смешанной секреции.

Гипофиз — железа, расположенная в основании мозга. Вырабатывает тропные гормоны, влияющие на работу других желез внутренней секреции и гормон роста (соматотропин).

Щитовидная железа — расположена впереди от дыхательного горла. Образует йодсодержащие гормоны (тироксин и др.), которые влияют на уровень обмена веществ. При гипофункции железы развивается миксидема (слизистый отек) или кретинизм (если гипофункция имеет место в раннем детском возрасте). При гиперфункции железы развивается базедова болезнь, которая характеризуется повышением уровня обмена веществ.

Надпочечники — вырабатывают комплекс гормонов, одним из которых является адреналин. Его называют «стрессовым» гормоном, т.к. он готовит организм к психическим и. физическим нагрузкам.

Поджелудочная железа — вырабатывает гормоны инсулин и глюкагон, регулирующие обмен углеводов.

 

2. Какие характерные особенности строения имеет дождевой червь, каково его значение в природе?

Дождевой червь относится к типу Кольчатые черви, классу Малощетинковые.

Средой обитания червя является влажная, богатая перегноем почва. Спинная сторона тела червя округлая, а брюшная — более плоская, на ней расположены упругие и короткие щетинки, помогающие передвижению.

Тело покрыто кожно-мускульным мешком. Он состоит из одного слоя эпителиальных клеток и двух слоев мышц: наружного (кольцевые мышцы) и внутреннего (продольные мышцы). Снаружи эпителий покрыт слизью, которая облегчает движение червя в почве и участвует в газообмене.

Тело червя сегментировано, в каждом сегменте находится по одному или по паре органов каждой системы. Между кожно-мускульным мешком и внутренними органами находится вторичная полость тела — целом; она разделена перегородками на камеры в соответствии с сегментами. Появление вторичной полости тела обеспечивает кольчатым червям более высокий уровень процессов жизнедеятельности по сравнению с другими червями. Целомическая жидкость играет роль гидроскелета, участвует в переносе питательных веществ и кислорода, а также в выделении.

Пищеварительная система начинается ротовой полостью на переднем конце тела и заканчивается анальным отверстием. Кишка состоит из трех отделов: переднего (глотка, пищевод, зоб, мускулистый желудок), среднего (здесь происходит переваривание пищи) и заднего.

 

Кровеносная система замкнута, состоит из спинного и брюшного сосудов, соединяющихся между собой кольцевыми сосудами. Несколько более крупных кольцевых сосудов расположены вокруг пищевода, их стенки пульсируют, выполняя роль сердца.

Дыхание у дождевых червей осуществляется всей поверхностью тела.

Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца (надглоточный и подглоточный нервные узлы) и брюшной нервной цепочки, от которой отходят нервы.

Выделительная система представлена метанефридиями. Метанефридии - выделительные трубочки, расположенные в каждом сегменте тела.

Половая система. Дождевые черви гермафродиты, оплодотворение перекрестное.

Дождевые черви играют важную роль в процессах почвообразования. Они прокладывают в почве длинные ходы, которые облегчают поступление воздуха и растворов минеральных веществ к корням растений. Ходы способствуют рыхлению почвы, облегчают рост корней в плотных грунтах. Дождевые черви также перемешивают почву, перенося ее с верхних слоев в нижние. Они обогащают почву органическими веществами, затягивая в ходы отмершие остатки растений для питания.

Таким образом, дождевые черви имеют очень большое значение в природе.

 

3. Что такое здоровье? Какие факторы способствуют сохранению здоровья человека?

Здоровье — это не просто отсутствие болезней. Это понятие гораздо шире. Здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия, высокой трудоспособности и социальной активности человека. В здоровом организме не нарушены строение и функции органов и систем. Здоровый организм способен приспосабливаться к действию разнообразных факторов (физической нагрузки, тепла, холода и др.) и сохранять стабильность. Здоровый человек имеет высокий уровень защитных сил организма и не болеет инфекционными и простудными заболеваниями. Психически здоровый человек уравновешен, жизнерадостен, не боится трудностей.

Здоровье является основным богатством человека, поэтому с детства необходимо заботиться о его сохранении, формировать навыки здорового образа жизни. Сохранению здоровья способствуют такие факторы:

- регулярное полноценное питание, соответствующее возрасту и образу жизни;

- достаточный уровень физической активности (физический труд, спорт, зарядка);

- достаточный отдых (ежедневный, еженедельный, ежегодный);

- отсутствие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков);

- соблюдение гигиенических норм;

- доброжелательное отношение к окружающим людям, оптимизм.

 

Билет № 8
1. Какое значение нервной регуляции в адаптации организма к условиям окружающей среды?
2. Назовите общие признаки бактерий. Охарактеризуйте их роль в природе и в жизни человека.

3. Как оказать первую помощь при ушибах, вывихах и переломах?

 

1. Каково значение нервной регуляции при адаптации организма к условиям окружающей среды?

Нервная регуляция — это регуляция жизнедеятельности организма с помощью нервной системы. Наш мозг непрерывно получает информацию обо всех изменениях окружающей среды, а также о внутреннем состоянии организма. Определенные участки коры головного мозга входят в состав так называемых анализаторов. Каждый анализатор начинается с рецепторов — специальных чувствительных образований, превращающих различные виды энергии в нервный импульс. Например, рецепторы глаза превращают световую энергию в нервный импульс; рецепторы осязания, находящиеся в коже, превращают механическую энергию в нервный импульс. Дальше нервные импульсы по нервным волокнам поступают в спинной мозг, оттуда передаются в соответствующие центры коры большого мозга. Там они анализируются и формируют ощущения, на основе которых возникает соответствующая реакция. Таким образом, нервная система воспринимает изменения окружающей среды, анализирует эту информацию и соответственно изменяет деятельность отдельных органов или систем органов. Следовательно, нервная регуляция способствует адаптации организма к условиям окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 9024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.