Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека




Билет № 14

Обоснуйте правила рационального питания для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека.

Рациональное питание важно на всех этапах жизни человека. Оно обеспечивает полноценное развитие плода, рост тела и развитие ребенка, обновление клеток взрослого человека, устойчивость к различным заболеваниям, предупреждает преждевременное старение. Питание будет рациональным при соблюдении следующих правил:

1) для создания равномерной нагрузки на пищеварительную систему питаться четыре раза в день в одни и те же часы;

2) пища должна быть разнообразной, т.к. в отдельных продуктах недостаточное количество определенных аминокислот, витаминов, минеральных веществ. Кроме того, разнообразная пища улучшает аппетит, что способствует лучшему ее усвоению;

3) ежедневно необходимо употреблять овощи и фрукты. Кроме витаминов они содержат клетчатку, которая стимулирует перистальтику кишечника и обеспечивает его регулярную очистку;

4) суточный рацион необходимо рационально распределять в течение дня. Завтрак должен быть питательным и содержать не менее 25% суточного рациона, обед.— 35-40%, полдник — 15-20% и ужин — 20%. Мясные и рыбные блюда лучше употреблять в первой половине дня, т.к. они активизируют обменные Процессы и деятельность нервной системы. Обед должен содержать жидкое горячее блюдо — питание всухомятку вредно. Ужин должен быть не позднее, чем за 2 часа до сна и содержать легкие молочные или фруктово-овощные блюда;

5) важно хорошо пережевывать пищу, не отвлекаться на чтение или просмотр телепередач — это тормозит деятельность пищеварительных желез.

Все эти правила рационального питания необходимо соблюдать с детства, вырабатывая устойчивые привычки. Регулярное соблюдение правил способствует повышению общего уровня здоровья.

5) Важно хорошо пережевывать пищу, не отвлекаться на чтение или просмотр телепередач – это тормозит деятельность пищеварительных желёз.

Все эти правила рационального питания необходимо соблюдать с детства, вырабатывая устойчивые привычки. Регулярное соблюдение правил способствует повышению общего уровня здоровья

1. Раскройте взаимосвязь строения и функций органов дыхания человека.
2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?
3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?

 

Различают внешнее и внутреннее. Внутреннее (клеточное) дыхание — это окислительные процессы в клетках, в результате которых выделяется энергия. В этих процессах обязательно участвует кислород, который поступает в организм в результате внешнего дыхания. Внешнее дыхание— это газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Оно происходит в органах дыхательной системы. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (ротовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, бронхи) и легких. Каждый орган системы имеет особенности строения в соответствии с выполняемыми функциями.

I. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины. В ней происходит очищение, увлажнение, обеззараживание, согревание воздуха и различение запахов. Эти разнообразные функции обеспечиваются:

1) большой поверхностью соприкосновения с вдыхаемым воздухом за счет извилистых ходов, которые есть в каждой половине полости;

2) мерцательным эпителием, из которого состоит слизистая оболочка носовой полости. Реснички эпителия, двигаясь, задерживают и выводят наружу пыль и микроорганизмы;

3) густой сетью капиллярных сосудов, пронизывающих слизистую оболочку. Теплая кровь согревает холодный воздух;

4) слизью, которую выделяют железы слизистой оболочки полости носа. Она увлажняет воздух, снижает жизнедеятельность болезнетворных бактерий;

5) обонятельными рецепторами, расположенными в слизистой оболочке.

II. Носоглотка и глотка проводят воздух в гортань.

III. Гортань — это полый воздухоносный орган, основу которого составляют хрящи; самый крупный из них — щитовидный. Кроме проведения воздуха гортань выполняет следующие функции:

1. Препятствует попаданию пищи в дыхательную систему. Это обеспечивается подвижным хрящом — надгортанником. Он рефлекторно закрывает вход в гортань в момент проглатывания пищи.

2. Формирует голос. Поперек гортани натянуты две эластичные голосовые связки, колеблющиеся при прохождении воздуха через голосовую щель: голос тем выше, чем больше частота колебаний голосовых связок.

IV. Трахея расположена в грудной клетке, впереди пищевода, и состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных связками. Полукольца обеспечивают свободное прохождение воздуха через трахею в любом положении тела человека. Кроме того, задняя стенка трахеи мягкая, состоит из гладкой мускулатуры. Такое строение трахеи не мешает прохождению пищи по пищеводу.

V. Бронхи. Левый и правый бронхи образованы хрящевыми полукольцами. В легких они ветвятся на мелкие бронхи, образуя бронхиальное дерево. Наиболее тонкие бронхи называются бронхиолами. Они заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены альвеолы, или легочные пузырьки. Стенка альвеолы состоит из одного слоя плоского эпителия и тонкого слоя эластичных волокон. Альвеолы густо оплетены капиллярами и осуществляют газообмен.

VI. Легкие — парные органы, занимающие почти всю грудную полость. Правое больше, состоит из трех долей, левое — из двух. Каждое легкое покрыто легочной плеврой, состоящей из двух листков. Между ними находится плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью, которая уменьшает трение при дыхательных движениях. В плевральной полости давление ниже атмосферного. Это способствует движению легких за грудной клеткой при вдохе и выдохе.

Таким образом, строение органов дыхательной системы соответствует функциям, которые они выполняют.

 

2. Охарактеризуйте грибы и лишайники. Каково их значение в природе и жизни человека?

Грибы — это отдельное царство организмов, занимающих промежуточное положение между растениями и животными. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в оболочках клеток, запас питательных веществ в виде гликогена, образование в результате обмена веществ мочевины. В то же время грибы, подобно растениям, имеют неограниченный рост, ведут неподвижный образ жизни, поглощают питательные вещества путем всасывания. Грибы делятся на высшие и низшие. У низших вегетативное тело — грибница — состоит из одной разросшейся клетки, у высших — грибница многоклеточная. Размножаются грибы спорами.

Значение грибов в природе заключается в том, что шляпочные грибы и многие виды высших растений пребывают в состоянии взаимовыгодного сосуществования. Грибница оплетает корни деревьев и трав, образуя микоризу. С помощью микоризы растение получает дополнительные минеральные вещества, а гриб — органические вещества, образованные растением в результате фотосинтеза. Обширна группа паразитических грибов: трутовики, спорынья, головня, фитофтора, парша и др. Они вызывают заболевания растений и снижают их урожайность.

Некоторые заболевания животных и человека (стригущий лишай, молочница) также имеют грибковую природу.

Одноклеточные грибы — дрожжи — используются человеком в хлебопекарной и пивоваренной промышленностях. Из плесневелых грибов получают антибиотики (пенициллин).

Лишайники также относятся к царству Грибы, т.к. их тело образовано нитями грибницы и одноклеточными зелеными водорослями. Объединение в одном теле грибов и водорослей привело к тому, что лишайники обладают новыми морфологическими, физиологическими и экологическими особенностями. Они могут поселяться и расти на совершенно бесплодных субстратах, например, на скалах, песке. Нити грибницы усваивают влагу из атмосферы или с поверхности субстрата, а зеленые водоросли обеспечивают лишайник органическими веществами, которые образуются в результате фотосинтеза.

Лишайники являются «пионерами» растительности, т.к. первыми поселяются в местах, где нет почвы (скалы, песок). Во время роста они способствуют разрушению горных пород, а после отмирания образуют перегной, на котором могут расти другие растения. Лишайники являются основным кормом для северных оленей. Они богаты сахарами и белками, поэтому некоторые виды лишайников люди издавна употребляют в пищу. Человек использует лишайники как сырье в парфюмерной промышленности, а также для получения спирта, лакмуса, красителя. Лишайники очень чувствительны к загрязнению атмосферы: экологи определяют по частоте встречаемости лишайников чистоту воздуха.

Таким образом, грибы и лишайники являются своеобразными организмами и играют важную роль в природных сообществах и жизни человека.

 

3. Каких правил гигиены умственной деятельности следует придерживаться?
Учеба — основной вид деятельности школьника, поэтому правила гигиены умственной деятельности являются неотъемлемой частью его режима дня.

Режим дня — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям распорядок суточной деятельности, который предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов.

Значение режима дня в том, что организм с течением времени привыкает к определенной работе, выполняемой в определенное время, т.е. вырабатывается система условных рефлексов. Эта система разгружает кору головного мозга, т.к. автоматические действия регулирует подкорка. Таким образом, кора головного мозга максимально высвобождается для умственной деятельности.

Для максимальной эффективности умственной деятельности необходимо:

1. Уметь концентрировать свое внимание на выполняемой работе.

2. Правильно рассчитывать время работы: после часа работы должен быть двадцатиминутный перерыв со сменой вида деятельности (физическая нагрузка).

3. Правильно выбирать время работы. Наиболее благоприятными для умственной деятельности являются утренние часы (через 1,5 часа после пробуждения), исключая периоды приема пищи. В ночное время продуктивность работы головного мозга снижается.

4. Для эффективного умственного труда необходимо хорошее освещение рабочего места и отсутствие отвлекающих факторов.

5. Необходимо вести здоровый образ жизни, способствующий оптимальной деятельности всех систем органов (и головного мозга в том числе).

Таким образом, умственная деятельность наиболее эффективна при соблюдении режима дня и правил гигиены.

 

Билет № 15
1. Объясните взаимозависимость строения и функций органов пищеварения.
2. Дайте краткую характеристику голосеменных и определите их значение в природе и жизни человека.
3. Какое значение закаливания организма? Охарактеризуйте способы закаливания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.