Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология безопасности труда




Проблемы аварийности и травматизма на современных производствах невозможно решать только инженерными методами. Необходимо учитывать еще и психологическую деятельность.

Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение безопасности, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизации, пребывание людей в состоянии утомления и других психических состояниях, снижающих надежность деятельности специалиста.

Опыт свидетельствует, что от 60% до 90% травм в быту и на производстве происходит по вине самих пострадавших.

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов:

1) психические процессы,

2) свойства,

3) состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые процессы (ощущение, восприятие, память и др.)

Психические свойства (качества личности) - это существенные особенности личности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент времени и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психологических процессов.

Исходя из задач психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие особое значение в организации профилактики аварийности производственного травматизма.

Эффективность деятельности (трудоспособности) человека базируется на уровне психического напряжения (стресса).

Продуктивность (работоспособность) действий человека зависит от степени эмоциональной активации.

Психическое напряжение оказывает положительное влияние на результаты труда до определенного предела. Превышение критического уровня активации ведет к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности. Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные. Нормальная загрузка (эмоциональная стимуляция) оператора не должна превышать 40-60% максимальной нагрузки, т.е. нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспособности.

Запредельные формы психического напряжения ведут к уменьшению индивидуальной психической работоспособности, утрачивается живость и координация движений, могут появляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления.

В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип - характеризуется скованностью и замедленностью.

Специалист не способен с прежней ловкостью производить продуктивные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие признаки, не свойственные человеку в спокойном состоянию.

Возбудимый тип - проявляется гиперактивностью, многословием, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки. В общении с окружающими раздражительны, вспыльчивы, проявляют несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Среди особых психических состояний, имеющих значение для психической надежности оператора, необходимо выделить пароксизмальные расстройства сознания - группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга - эпилепсия, обмороки), характеризующихся кратковременной от секунд до нескольких минут утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека и судорожные движения тела и конечностей.

Современные средства психофизического исследования позволяют своевременно выявлять лиц со скрытой склонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения настроения и апатия, вызываемые психическим воздействием, могут длиться от нескольких часов до 1-2 месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели родных или близких, после конфликтов.При этом появляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления.

Ухудшение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может быть причиной производственного травматизма.

Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффектные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивность, разрушительные действия. Лица, склонные к аффектным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травматизации и не должны назначаться на специальности с высокой ответственностью.

Прием легких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может повысить работоспособность на короткий период.

Однако прием активных стимуляторов (первитин и др.) на ответственных видах работ способен вызвать отрицательный эффект - ухудшается самочувствие, снижается подвижность и скорость реакций. Распространенное среди населения употребление транквилизаторов (седуксен, элениум) оказывает выраженное успокоение и предупреждает развитие неврозов. Но эти препараты могут снизить психическую активность, вызвать апатию и сонливость. Пьянство и алкоголизм - серьезная проблема для БЖД. Длительное употребление алкоголя (алкоголизм) ведет к деградации личности, утрачивается точность и аккуратность в работе, учащаются ошибки, утрачивается способность к решению сложных творческих задач, к быстрой и правильной ориентации в ненормативных ситуациях.

Поэтому за организаторами производительности особая ответственность по совершенствованию системы, контроля за психическим состоянием оператора.

 

60. Понятие об опасности. Опасные и вредные производственные факторы. Их классификация.

Опасность – воздействие на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов. Риск – частота реализации опасности, ее количественная оценка.

По степени и характеру действия на организм все фак­торы условно делят на:

вредные ( такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной за­болеваний или снижения работоспособности). При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.

опасные (такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматичес­ким повреждениям или внезапным и резким нару­шениям здоровья).

Это деление условно, т. к. вредные факторы в определенных условиях могут стать опасными. В общих случаях к определенным признакам опас­ных и вредных факторов относятся: возможность непосредственного воздействия на организм, зат­руднение осуществления физиологических функ­ций — дыхания, кровообращения, работы цент­ральной нервной системы, органов пищеварения, выделения.

В условиях производства к появлению опасных факторов может вести превышение пределов эксп­луатационной возможности технических устройств, инженерных сооружений и конструкций, что иног­да приводит к авариям с высвобождением новых опасных и вредных факторов — веществ или энер­гии в количествах и дозах, представляющих непосредственную угрозу здоровью и жизни работающих и населения в целом.

Какая-то часть опасных и вредных факторов, — преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания, — обычно имеет внешне определенные, пространствен­ные области проявления, которые называются опас­ными зонами. Они характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая.

Однако даже если человек находится в опасной зоне, но правильно организует свою деятельность, соблюдает условия безопасности, следит за исправ­ностью технических систем, нарушение здоровья или несчастный случай не возникает. Таким обра­зом, неполадки в здоровье или несчастный случай часто являются следствием нарушения правил лич­ного поведения организационного или технического порядка в момент нахождения человека в опас­ной зоне.

Условия, при которых создается возможность воз­никновения несчастного случая, называют опас­ной ситуацией. Важно уметь предупредить пере­ход опасной ситуации в несчастный случай.

И опасные и вредные факторы могут быть естественного или природного и антропогенного характера, т.е. создаваемые человеком.

Классификация опасных и вредных факторов:

По степени и характеру действия на организм все фак­торы условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной за­болеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.

Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматичес­ким повреждениям или внезапным и резким нару­шениям здоровья.

И опасные и вредные факторы могут быть естественного или природного и антропогенного характера, т.е. создаваемые человеком.

И ест. и антроп. факторы могут быть физическими, химическими, биологическими, и психофизическими.

Химические факторы:

Естественные: химические вещества поступающие в организм человека с воздухом, водой, пищей. (аминокислоты, витамины, белки, жиры, углеводы, микроэлементы).

Антропогенные: поступление веществ с различных предприятий и транспорта. Например химическое оружие.

Физические факторы:

Естественные: все климатические показатели: температура воздуха, влажность, скорость движения ветра, атмосферное давление, солнечная радиация.

Антропогенные: различные виды энергии генерируемые человеком: ионизирующее излучение, электрический ток, шумы, вибрация, искусственное освещение, оружие массового поражения.

Биологические факторы:

Естественные: микроорганизмы: бактерии, вирусы, грибки

Антропогенные: биологические средства зашиты растений, выбросы предприятий пищевой промышленности, ферм, предприятий по производству белков, сывороток, вакцин, биологическое оружие.

Психофизические факторы:

По характеру их действия на организм человека их делят на физические перегрузки, статические и динамические и на нервно-психологические перегрузки. Прежде всего, умственное перенапряжение, монотонность труда и эмоциональные перегрузки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.