Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Повести о нашествии татар на Русь




Стиль.

Поэтический стиль находился в зависимости как от книжной, письменной литературы, так и от литературы устной.

Особенности стиля:

1) Наличие символики. Она разнообразна и красочна. Движение половецких войск символизируется здесь в образе черных туч, стремящихся прикрыть 4 солнца, т.е. 4-х князей, участников похода. Битва символически уподобляется то посеву, то брачному пиру, то молотьбе. Поэтически осмысливается поражение игорева войска на реке Каяле. Элементы символики в большом числе присутствуют и в сравнениях «Слова».

2) С символом неразрывно связана и метафора. Беда «пасет птиц по дубию».

3) Эпитеты. Образная насыщенность «Слова» обусловливается и богатством эпитетов. «Златой» с его производными – один из излюбленных эпитетов. Некоторые из сочетаний находят себе параллели и в устной поэзии. Таковы: «седло злато», «злат стол», «злат шелом», «злат стремень». Часто фигурирует эпитет «сребреный»: «сребрено оружие», «сребреней седине», «сребренными струями».

Прочие эпитеты: «шизый орел», «синее море», «зелена трава», «стрелы каленые», «красные девки», «кровавые раны», «острые мечи», «студеная роса», «серый волк», «храбрая дружина», «черный ворон», «черная туча», «чистое поле». Пользуется автор и метафорическими эпитетами: «вещие персты», «железные полки», «злато слово», «живые струны».

Поэтический стиль «Слова» находился в зависимости как от книжной, так и литературы устной.

4) Монологи и диалоги.

5) Риторические восклицания и вопросы.

6) Приемы сравнения и параллелизма. Боян – Соловей. «Поганый половчин» - черный ворон. Боян растекается серым волком по земле, сизым орлом под облаками. С серым волком сравниваются также князья, дружина и Кончак. Князья сравниваются с солнцем, с месяцем, с соколами, дружина – с теми же соколами и со стадами галок, Ярославна – с кукушкой, Игорь – с горностаем, Всеслав – с лютым зверем, половцы – с барсовым гнездом. Природа в «Слове» - не немая, бессловесная, а звучащая и даже говорящая: галки говорят своей речью, Донец разговаривает с Игорем. Даже неодушевленные предметы издают звуки: кричат телеги, говорят боевые знамена. Звуками, звоном, пением переполнено вообще все «Слово»: звенит слава, звон идет от битвы, поют копья.

Природа и человек неразрывно связаны.

7) Антитезы

8) Ритмическая организация речи (повторы, единоначатия).

Жанры. Ораторское произведение, воинская историческая повесть, героическая песнь. Отсюда и наименования его самим автором то «словом», то «песнью», то «повестью». Жанровые признаки повести и песни в «Слове» очевидны. Есть и особенности, свойственные ораторскому жанру. Это – обращение автора к слушателям. С обращения начинается «Слово». Своих слушателей автор называет «братиями». Обращением «Слово» и заканчивается. Автор предлагает после того, как пропета слава старым князьям, пропеть ее и молодым. Автор говорит от первого лица.

 

 

13. «Моление Даниила Заточника». Афористичность стиля

--------------

«Моление» - яркий, публицистически насыщенный памфлет, написанный в форме обращения к князю. Стиль – риторический. Просьба к князю о том, чтобы он обратил внимание на автора, пребывающего в бедности, подвергаемого гонениям, неспособного к военному делу, но обладающему незаурядным умом и образованностью. Для убеждения своего оппонента в том, что он имеет дело с человеком начитанным, автор пересыпает свое обращение цитатами и афоризмами, взятыми из Библии, «Пчелы», «Физиолога», из повести об Акире Премудром, летописи и некоторых других произведений оригинальной и переводной литературы.

Отличие «первой» редакции от «второй» в том, что «вторая» редакция заключает в себе оппозиционный выпад против боярства и монастырского духовенства, вовсе в «первой» редакции. Возникновение первой редакции «Слова» приурочивалось к XII в., «второй» - «Моления», «Послания» - к XIII в. «Вторая» редакция «Моления» дошла до нас в двух списках: собрания Ундольского – XVI в. и Чудовского монастыря – XVII в. Более исправным считается второй список.

Одно из самых загадочных произведений древнерусской литературы.

Даниил, служивший князю и чем-то не угодивший ему или его вельможам, оказался в заточении на берегах олонецкого озера Лача. Даниил – боярский холоп. Обращаясь к своему повелителю, он рассказывает о бедствиях, обрушившихся на него, о наветах и гонениях, которым он подвергся. Укоряя князя, Даниил все же мечтает о его расположении, говорит о желании служить ему верой и правдой, перечисляет свои заслуги. В конце обращается к Богу с молитвой о своем господине: «Господи! Дай же князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида».

«Моление» восходит к издавна любимым на Руси сборникам афоризмов. «Богатым – все люди друзья». «Богатый заговорито – и все умолкнут, и речь его вознесут до облаков».

Даниил – человек образованный, необычайно начитанный. Он знаком не только с «Пчелой». Автор неоднократно прибегает к Библии. В «Молении» целая галерея библейских образов и сюжетов: Агарь и Сара, премудрый Соломон, пророк Даниил, Иосиф Прекрасный. Каждый персонаж, каждый сюжет Даниил как бы привязывает к собственной судьбе, к обстоятельствам своей личной жизни.

Несмотря на обилие библейских образов и сюжетов, «Моление» - произведение светское. В нем можно найти «мирские притчи» - житейские пословицы и поговорки, перекличку с летописями и с другим великим произведением древнерусской светской литературы – «СОПИ». Даниил высмеивает в своем «Молении» пути к достижению жизненного благополучия с оттенком цинизма, потешает князя. Это балагурство Даниила особенно ярко проявляется в выпаде против злых жен. Он рассказывает о себе.

Литературный жанр «Моления» - просительные обращения. Просьба настойчива и патетична. «Моление» - злая сатира на людей и пороки (особенно женские), порядки, отягчающие жизнь человека и порождающие социальную и моральную неправду. Крайне впечатлительный и остро реагирующий на зло, автор «Моления» обличает всех, кого считает виновниками общественного зла и соц. Несправедливости. Пафос обличительного сарказма.

Основной мотив «Моления» - страстная и убежденная защита человеческой личности и достоинства независимо от социального и имущественного положения. Даниил – своего рода интеллигент XIII в., пытающийся проложить себе дорогу в жизни исключительно при помощи своего книжного таланта и своих умственных дарований.

 

 

Немного истории.

Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием дл русского народа. Русским, принявшим на себя бремя татаро-монгольского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. Нашествие татар нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера.

Первое столкновение русских с татарами – 1223 г., р. Калка. Русские разбиты.

Повесть возникла в промежуток между 1223 и 1237 г., в Киеве. Встречается в летописных сводах в разных редакциях (краткая и полная). Судя по повести, татары при появлении на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие оказалось неожиданным. Их рассматривали как предвестников апокалипсиса.

Особенно любопытны позднейшие варианты развития повести о битве на Калке с упоминанием о гибели в числе князей Александра Поповича с 70 храбрыми.

В связи с опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли была повесть о разорении Рязани Батыем.

Композиция. Повесть состоит из двух частей. В первой – опасаясь татарского нашествия на Крым, священник Ефстафий решил бежать из города и увезти с собой на Русь икону Чудотворца. Путь оказался длинным и трудным. Он прибыл в Рязань с иконой. Во второй части повествования речь идет о нашествии татар и гибели княжеской семьи.

Содержание повести. В лето 6745 (т.е. в 1237 г.) пришел безбожный царь Батый на Русь со многими войсками татарскими и стал на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к великому князю Рязанскому бездельных послов, прося десятины в князьях, людях, конях… Безбожный Батый, коварный и немилосердный, дары принимает, лживо обещает не воевать Рязань. Рязанский князь отказывается дать ему свою дочь в наложницы. Батый рассвирепел и убил Федора. Юрий Ингоревич отправляется против Батыя. Была сеча злая и ужасная, и пали многие полки батыевы. Бились наши крепко и мужественно, даже татарские полки были удивлены крепости и мужеству рязанского господства. Едва одолели русских татары. Был убит князь Юрий Ингоревич, князь Давид Ингоревич, и Глеб, и Всеволод Пронский, и многие князья местные. Все были мертвы.

Татары взяли Рязань, победили. Батый ворвался в город, зарубил княгиню Агриппину, церковь сжег, многих мечами посек.

Евпатий Коловрат выступает как эпический богатырь. Мстит за обиды и поругание Рязанской земле. Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и прибыл в город. Увидя остатки былого величии, он вскричал, собрал малую дружину и погнался вслед за безбожным Батыем, напал на него и начал бить без милости. Татары стали «яко пьяны». Татары думали, что мертвые восстали (готно, готно! - прим. автора). Они пришли в смятение и решили одолеть Евпатия с помощью стенобитных орудий. Убили его и принесли царю. В заключении повести рассказывается, как князь Ингварь Ингоревич призывает оставшихся в живых попов и погребает своих родственников (братьев, мать, снох) с великим плачем и пением псалмов.

О повести. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе – эпические сказания, устные поэтические произведения. С поэтикой фольклора связана и фразеология повести, когда изображаются рязанцы: «дружина ласкова», «резвецы», «удальцы», «воеводы крепкие».

В повести не всегда точно переданы исторические факты. Повесть – яркий образчик воинский повестей. Особенности – напряженный и сдержанный лиризм, драматизм. Отсутствует тон покаяния.

Кто автор? Споры не утихают и по сей день. Как бы то ни было, «Повесть» - один из ярчайших образцов воинских повестей Древней Руси.

 

 

15. «Слово о погибели земли Русской». Слова Ил. Влад-го.

------------------

К числу северорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит «Слово о погибели Рускые земли». Лопарев нашел его в начале 1890-х годов в рукописи XV в. псковского Печерского монастыря. В рукописи занимает 45 строк.

О чем? В «Слове» перечисляются природные и материальные богатства, которыми до нашествия изобиловала «светло-светлая и украсно-украшена земля Руськая»: озера многочисленные, реки и колодцы, горы крутые, птицы бесчисленные, города великие, села дивные, сады монастырские, дома церковные. Были тогда на Руси князья грозные, бояре честные, вельможи многие. Большие пространства и народы были покорены великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, Мономаху, именем которого половцы устрашали детей в колыбелях. Различные соседские племена платили дань Владимиру медом, а царь Византийский Мануил посылал ему великие дары. Так было раньше, а теперь же приключилась болезнь христианам.

Памятник проникнут чувством глубокого патриотизма, гордостью прошлым Русской земли и скорбью об ее бедствиях. Вслед за ним идет житие Невского, не отделенное даже от текста. Предполагается, что это вступление к житию Александра Невского, начало трилогии.

Художественный стиль. Представляет собой сочетание книжного стиля с устно-поэтическими формами письменной речи. Перечисление богатства Руси и эпитеты – книжный стиль. Эпитеты: «светло-светлая», «украсно-украшена». От устно-поэтической традиции идут такие сочетания, как «горы крутые», «холмы высокие», «дубравы чистые», «князья грозные», «бояре честные», «синее море». Образ ВМ эпичен.

Влияние. «Слово» оказало большое влияние на вступительную часть одной из редакций жития князя Федора Ярославского.

 

 

16. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Особенности жанра воинской повести

-------------------

Немного истории.

Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием дл русского народа. Русским, принявшим на себя бремя татаро-монгольского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. Нашествие татар нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера.

Первое столкновение русских с татарами – 1223 г., р. Калка. Русские разбиты.

Повесть возникла в промежуток между 1223 и 1237 г., в Киеве. Встречается в летописных сводах в разных редакциях (краткая и полная). Судя по повести, татары при появлении на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие оказалось неожиданным. Их рассматривали как предвестником апокалипсиса.

Особенно любопытны позднейшие варианты развития повести о битве на Калке с упоминанием о гибели в числе князей Александра Поповича с 70 храбрыми.

В связи с опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли была повесть о разорении Рязани Батыем.

Композиция. Повесть состоит из двух частей. В первой – опасаясь татарского нашествия на Крым, священник Ефстафий решил бежать из города и увезти с собой на Русь икону Чудотворца. Путь оказался длинным и трудным. Он прибыл в Рязань с иконой. Во второй части повествования речь идет о нашествии татар и гибели княжеской семьи.

Содержание повести. В лето 6745 (т.е. в 1237 г.) пришел безбожный царь Батый на Русь со многими войсками татарскими и стал на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к великому князю Рязанскому бездельных послов, прося десятины в князьях, людях, конях… Безбожный Батый, коварный и немилосердный, дары принимает, лживо обещает не воевать Рязань. Рязанский князь отказывается дать ему свою дочь в наложницы. Батый рассвирепел и убил Федора. Юрий Ингоревич отправляется против Батыя. Была сеча злая и ужасная, и пали многие полки батыевы. Бились наши крепко и мужественно, даже татарские полки были удивлены крепости и мужеству рязанского господства. Едва одолели русских татары. Был убит князь Юрий Ингоревич, князь Давид Ингоревич, и Глеб, и Всеволод Пронский, и многие князья местные. Все были мертвы.

Татары взяли Рязань, победили. Батый ворвался в город, зарубил княгиню Агриппину, церковь сжег («Нет, вот сотонист-то, а?! Наверное, и кошек всех в округе перерезал! – прим. авт.), многих мечами посек.

Евпатий Коловрат выступает как эпический богатырь. Мстит за обиды и поругание Рязанской земле. Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и прибыл в город. Увидя остатки былого величии, он вскричал, собрал малую дружину и погнался вслед за безбожным Батыем, напал на него и начал бить без милости. Татары стали «яко пьяны». Татары думали, что мертвые восстали (готно, готно! - прим. автора). Они пришли в смятение и решили одолеть Евпатия с помощью стенобитных орудий. Убили его и принесли царю. В заключении повести рассказывается, как князь Ингварь Ингоревич призывает оставшихся в живых попов и погребает своих родственников (братьев, мать, снох) с великим плачем и пением псалмов.

О повести. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе – эпические сказания, устные поэтические произведения. С поэтикой фольклора связана и фразеология повести, когда изображаются рязанцы: «дружина ласкова», «резвецы», «удальцы», «воеводы крепкие».

В повести не всегда точно переданы исторические факты. Повесть – яркий образчик воинский повестей. Особенности – напряженный и сдержанный лиризм, драматизм. Отсутствует тон покаяния.

Кто автор? Споры не утихают и по сей день. Как бы то ни было, «Повесть» - один из ярчайших образцов воинских повестей Древней Руси.

Воинская повесть. Характерны для русских былин сцены бесед отважных богатырей с врагами родной земли. Ответы всегда исполнены непреклонного достоинства и при этом ярки и образны. Мечи затупились о врагов – прием воинской повести. Если сеча, то кровава и ужаса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.