КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы реконструкции дорожной одежды
Уширение дорожных одежд является видом работ, часто проводимым при реконструкции автомобильной дороги. Величины уширений проезжей части могут составлять от 0,5 до 1,5 м, а с учетом ширины краевых полос – до 3 м. При этом надо учитывать, что согласно требованиям СНиП 2.05.02-85 п.4.5. на обочинах на расстоянии не менее 100 м в обе стороны от пересечений, примыканий и съездов с дорог I-а, I-б и II категорий следует предусматривать устройство остановочных полос шириной 2,5 м. Согласно п.4.7. "Дополнительные полосы проезжей части для грузового движения в сторону подъема при смешанном составе транспортного потока следует предусматривать на участках дорог II категории, при интенсивности движения свыше 4000 прив. ед/сут. (достигаемой в первые пять лет эксплуатации) также и III категории при продольном уклоне более 40 % – при длине участка свыше 0,5 км. Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной 3,5 м на всем протяжении подъема". Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участках длиной 60 м. "Ширину проезжей части дорог в пределах средней части вогнутых кривых в продольном профиле... следует увеличивать с каждой стороны для дорог II и III категорий на 0,5 м, а для дорог IV и V категорий – на 0,25 м. Длина участков с "уширенной" проезжей частью должна быть для дорог II и III категорий не менее 100 м, для дорог IV и V категорий – не менее 50 м. Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять на участке длиной 25 м для дорог II и III категорий и на участке 15 м – для дорог IV и V категорий". Все эти рекомендации обязательны и при реконструкции дорог. Способ уширения проезжей части обычно определяется способом уширения земляного полотна. Кроме того, способ уширения дорожной одежды зависит также от того, необходимо ли провести одновременно усиление дорожной одежды. В связи с этим возможны следующие варианты:
Одностороннее несимметричное уширение дорожной одежды При этом обязательно устройство выравнивающего слоя и нового покрытия на всю ширину проезжей части. При необходимости уширение дорожной одежды на величину более 2,0 м в сторону обочины, имеющей ширину 2,5 м, следует срезать все земляное полотно с уширяемой стороны, т.е. обочину. Сначала срезают и удаляют в сторону дерновой покров, затем остальную часть земляного полотна, используя грунт на уширение земляного полотна ниже дорожной одежды. После уширения и укатки земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания отсыпают материал для уширения этого слоя. Затем отсыпают грунт слоями до поверхности уширенного дополнительного слоя основания для образования уширяемой части земляного полотна и укатывают. По поверхности уширенного дополнительного слоя основания отсыпают и укатывают материал для уширения основания и вровень с ним отсыпают и укатывают грунт земляного полотна в пределах обочины. После этого устраивают уширение покрытия – укладывают выравнивающий слой и поверх него новый верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части. После окончания работ по устройству покрытия укрепляют обочины, укладывая на них, если это предусмотрено проектом, покрытие более облегченное, чем на проезжей части и окончательно отделывают земляное полотно, укладывая на откосы ранее снятый дерн. При уширении проезжей части на меньшую ширину до 1,0...1,5 м, сохраняют старое земляное полотно, послойно его уширяя. Уширение дорожной одежды устраивают в траншее, прорываемой вдоль старой дорожной одежды.
Двустороннее уширение проезжей части Может быть осуществлено двумя способами: - уширение только основания и перекрытие полос уширения и старого покрытия новым покрытием, т.е. усиление старого покрытия на уширенном с двух сторон земляном полотне; - уширение достаточной прочности старой дорожной одежды только на величину уширения, т.е. с каждой стороны на 0,25...0,75 м. Уширение проезжей части на 0,25 м является наиболее сложным, т.к. подготовка узкого ровика и уплотнение основания механизированным способом затруднительны. Поэтому таких уширений стараются избегать. За рубежом небольшие уширения проезжей части делает в виде полос из двух рядов брусчатки или нескольких рядов мозаиковой шашки, устанавливаемых, как правило, на песке, щебеночном или гравийном основании. Технология работ по устройству на полосе уширения дорожного основания и покрытия по существу не отличается от работ, проводимых по устройству новой дорожной одежды. Они лишь усложняются тем, что выполнять их необходимо в узком котловане - траншее. Ширина рабочих органов существующих строительных дорожных машин превосходит уширяемую полосу. В связи с этим необходимо применять специальные машины или использовать навесное оборудование. Такие машины созданы за рубежом и у нас. Технология работ по уширению дорожной одежды требует выполнения ряда рабочих операций. После разбивки ширины полосы уширения разрыхляют грунт и материал укрепленной обочины на этой полосе. Рыхление на всю ширину будущей траншеи выполняют любой из имеющихся машин - в основном кирковщиками на автогрейдере, бульдозере, корчевателем-собирателем и др. Если устраиваемая траншея глубже, чем могут достать зубья кирковщика, приходится операцию повторять после удаления верхнего разрыхленного слоя материала. Нижние слои не так уплотнены, как верхние, и поэтому могут и не требовать дополнительной кирковки. Вдоль кромки дорожной одежды устраивают корыто для полосы уширения шириной от 0,75 до 1,5 м. Эту траншею глубиной 0,5...0,8 м прорывают несколькими проходами автогрейдера, у которого на правом конце отвала при помощи четырех болтов крепится специальная накладка, состоящая из двух частей: собственно накладки и режущей части (ножа). Применяя накладки разных размеров, можно менять ширину и глубину траншей. Схему движения и число проходов автогрейдера назначают в зависимости от плотности и влажности грунта, в котором прорезают траншею. Удобство описываемого способа устройства траншеи состоит в том, что вынимаемый из нее грунт или материал отваливается на обочину и не загрязняет проезжей части. Ширину корыта можно в известных пределах менять при одной и той же накладке, устанавливая нож под разными углами в плане. Скорость движения автогрейдера при рытье траншеи в предварительно разрыхленном грунте составляет 10 км/ч. Механизация работ с накладкой дает существенную экономию рабочего времени, причем упрощается организация работ и возрастает производительность. В отдельных случаях при отрывке глубоких траншей в зависимости от их ширины применяют различные экскаваторы, в том числе и многоковшовые траншейные экскаваторы. Их преимущество заключается в том, что они могут, если это необходимо, грузить материал из траншеи в самосвалы, которые отвозят его в другое место. После прорытия и очистки траншей проверяют ее размеры и приступают к заполнению материалами, предусмотренными по проекту, с соблюдением необходимой толщины слоев. Материал доставляют к траншее, вначале автогрейдером формируют у края покрытия валик, а затем этим же автогрейдером, сдвигают материал в траншею. В траншее материал разравнивают автогрейдером, имеющим на отвале накладку, которой прорывали траншею. После уплотнения таким же способом засыпают в траншею материал для следующего слоя. Целесообразнее всего для этого применять специальные распределители» типа подвесного дегазационного прибора. Щебень, загруженный в него из самосвала, перемещается к лотку, подвесного ящика и из него ссыпается в траншею. При определенной постоянной скорости движения щебень, ссыпающийся через лоток в траншею, распределяется слоем требуемой толщины. По этому же принципу распределяют асфальтобетонные смеси. При необходимости розлива битума на полосу покрытия необходимой ширины соответствующим образом регулируют сопла автогудронатора. Для лучшей связи уширяемой части с новым покрытием верхний слой асфальтобетона укладывают на ширину, большую уширяемой полосы, перекрывая часть старого основания или нижнего слоя. Наиболее сложной операцией при работе по уширению проезжей части является послойное уплотнение каждого слоя материала, засыпанного в траншею. Обычные катки имеют ширину вальцов большую, чем траншея. Поэтому необходимы специальные катки. В ряде западных стран для этих целей используют одновальцовые приставки к трактору или сменные передние оси с монтируемыми на них колесами различного диаметра с пневматическими шинами. Верхний слой покрытия, поверхность которого после уплотнения должна быть расположена в одном уровне со старым покрытием, уплотняют обычными тяжелыми катками. Слабым местом этих конструкций является шов между старой дорожной одеждой и уширяемой полосой. Для обеспечения равнопрочности полосы уширения и основной дорожной одежды» толщину каменных слоев уширяемой полосы принимают больше, чем в старой дорожной одежде. Для лучшей связи уширяемых цементобетонных покрытий с новой бетонной полосой применяется специальная конструкция плиты уширения. Она не только несколько толще в месте примыкания, но и имеет выступ, который заходит под старое покрытие. Таким образом, старое покрытие получает усиление края за счет опирания на плиту уширения. Во избежание проникания воды» шов между старым и новым покрытием необходимо заполнять мастикой. Согласно СНиП 2.05.02-85 в ряде случаев, о чем уже говорилось, устраиваются покрытия на обочинах, которые "должны отличаться по цвету и внешнему виду от покрытия проезжей части и по своей прочности должны допускать систематические выезды на обочины транспортных средств без существенных деформаций". Необходимость такого строительства вызывается требованиями повышения безопасности движения и, кроме того, доказана многолетним опытом эксплуатации автомобильных дорог у нас в стране и за рубежом. Сопряжение дорожной одежды непосредственно с грунтовой обочиной неблагоприятно для работы дороги. Стекающая с проезжей части вода размягчает грунтовую обочину, часто разъезженную, и течет в направлении продольного уклона вдоль края дорожной одежды. Вода размывает грунт вдоль кромки покрытия, подмывает дорожную одежду и проникает в основание. Прочность дорожной одежды снижается, проезд автомобилей по ослабленной полосе приводит к образованию трещин в дорожной одежде и обламыванию кромок. Кроме того, грунт с обочины заносится колесами на покрытие, его кромка становится плохо отличимой от обочины и водители, стремясь держаться подальше от края, выезжают к середине проезжей части, что приводит к фактическому сужению проезжей части и повышает опасность ДТП. В этих условиях уширение проезжей части на 0,5...1,0 м также не дает эффекта. Поэтому необходимо укрепление обочин, особенно вдоль края дорожной одежды. Для укрепления следует применять материалы, которые отличаются по цвету от покрытия, следовательно, резче обозначают кромку покрытия. Укрепление обочин, особенно из суглинистого грунта, и укладка на них краевых полос значительно повышает безопасность движения. Во время дождя случайный заезд автомобиля колесом на обочину может привести к ДТП. Краевые полосы четко указывают границы проезжей части и придают уверенность водителям, что они не попадут на размокший грунт обочин. Это позволяет им ехать с большой скоростью. При наличии краевой полосы и укрепленной обочины пропускная способность дорог с двухполосной проезжей частью увеличивается на 15-30 %. Кроме того, краевые полосы придают автомобильной дороге законченный вид и красивое оформление. Краевые полосы можно устраивать: - из сборных плит белого бетона толщиной 6 см на обычном монолитном бетоне; - из монолитного бетона толщиной 20-22 см; - из асфальтобетона, укладываемого одновременно с покрытием проезжей части на том же типе основания. В этом случае краевая полоса отделяется от основного покрытия линией разметки. При укладке краевых плит вдоль существующего покрытия выполняют следующие рабочие операции: - устраивают на обочине ровик для краевой полосы; - выравнивают кромки старого покрытия, обычно имеющие неровности, наплывы и т.п.; - выравнивают основание с распределением выравнивающего материала; - укладывают и уплотняют слой цементобетонной смеси; - укладывают плиты из белого бетона с тщательной подгонкой их к кромке покрытия и подливкой цементного раствора для выравнивания; - присыпают грунт со стороны обочины и уплотняют его; - заполняют поперечные и продольные швы битумом, битумной мастикой или цементным раствором; - организуют уход за краевыми полосами во избежание заезда на них автомобилей до полного затвердения бетона. Между операциями по укладке цементобетонной смеси и укладкой плит из белого бетона может быть предусмотрен технологический разрыв с целью укладки белых плит не на свежеуложенный бетон, а на уже затвердевший, т.к. при свежем бетоне работы должны вестись более организованно и ускоренными темпами. Плиты применяют шириной 0,75 м и толщиной 0,2 м. Рекомендуют двухслойные плиты - нижний слой из обычного бетона, а верхний из белого или цветного бетона. Недостаток краевых полос из бетонных плит, особенно из приготовленных на заводах с пропариванием, заключается в том, что бетон поверхностного слоя сравнительно легко начинает шелушиться и плиты затем разрушаются. При затруднениях в получении готовых цементобетонных плит, обычно дорогих, более экономично устраивать краевые полосы из монолитного бетона на месте до строительства дорожной одежды. После установки опалубки пространство между досками заполняют цементобетонной смесью, уплотняют ее вибраторами и обрызгивают пленкообразующими материалами. Потом выдерживают в опалубке до набора достаточной прочности. Через каждые 10 м в краевой полосе устраивают температурные швы. После снятия опалубки присыпают обочины и между бетонными полосами укладывают покрытие. Следует упомянуть о бордюроукладочных машинах, позволяющих на месте делать бордюр из цементобетонной или асфальтобетонной смеси. Бордюр из асфальтобетонной смеси вполне заменяет краевую полосу и облегчает работы при строительстве асфальтобетонного покрытия. Стоимость краевых полос из сборных бетонных плит вдвое выше, чем цементобетонного дорожного покрытия. Краевые полосы из бетона, хотя и способствуют четкой организации движения на дороге, имеют ряд существенных недостатков. Они становятся помехой при устройстве поверхностной обработки, и тем более, при укладке нового слоя покрытия. В этом случае требуется разобрать плиты краевых полос, поднять их на новую отметку и посадить на новый слой цементного раствора. При этом неизбежна поломка части плит. Работы не только усложняются, но и удорожаются. Перекрытие старого покрытия и краевых полос общим слоем усиления, как это было сделано на Московской кольцевой дороге, приводит к бросовым работам. Поэтому наиболее целесообразно устраивать краевые полосы по, тому же типу, как и дорожная одежда основной дороги, увеличивая ее ширину, без специальных мероприятий по улучшению их видимости. Эту роль должна играть краевая линия разметки. При уширении дорожных одежд на 1,0-1,5 м уже возможна механизация работ.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |