Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные формы государственного устройства




Содержание и характеристика функций управления. Недостатки функционального подхода.

Функции управления – виды управленческих действий, благодаря которым происходит выработка решений и создание условий для их реализации

Каждая функция управления является сферой действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных целым управленческим циклом.

Основные функции управления различных школ менеджмента:

1. Функции управления А. Файоля: предвидение, планирование, организация, координация, контроль.

2. Функции управления американской школы: планирование, организация, стимулирование, контроль.

3. Функции российской школы управления: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.

Рассмотрим содержание общих функций управления.

Прогнозирование представляет собой определенную систему вероятностной оценки характера изменения целей и путей развития объекта управления в сопряжении с материальными ресурсами организации.

Планирование является центральной функцией управления. Планирование направлено на постановку реальных целей и задач системы управления и организации в целом в строгом соответствии с методом и средствами их достижения. Планирование как общая функция управления пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии производственных процессов структурных звеньев любой организации. В новых экономических условиях планирование становится непрерывным процессом поиска эффективных путей и методов совершенствования деятельности организации.

Организация рассматривается как определение и распределение объема работ по реализации намеченных целей, а также характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию реальных условий для достижения целевой функции фирмы (компании).

Регулирование представляет собой предвидение и устранение возможного отклонения в ходе производственного процесса от основных показателей. Эта функция направлена па обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности развития отдельных частей управляемого объекта.

Мотивация рассматривается как процесс побуждения работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Следовательно, мотивационный процесс основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием социального закона о возвышении потребностей.

Координация -- необходимое согласование действий в работе всех структурных звеньев организации, предусматривает обеспечение ритмичности и непрерывности в целях гармоничного взаимодействия всех звеньев управления.

Контроль -- форма проверки количественного и качественного соответствия процесса производства ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям.

 

Процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т. е. менеджера. Функции управления объединяются процессом выработки и реализации управленческого решения, обладающим универсальными этапами в определенной их последовательности.

Особенность управления обусловливает наличие менеджера – субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

Функции управления обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.

Адаптивность – способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды.

Состав адаптивных элементов системы управления: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие, самоорганизующиеся средства воздействия.

Особенность: система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Содержание функций управления: имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными. В системе управления все управленческие функции объединены в единый, целостный процесс.

Функции управления обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.

Использование функций управления: организация управления и разделение управленческого труда, выбор и улучшение организационной структуры управления, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. происходит с учетом состава и содержания функций управления. Сущность функционального подхода заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта. Цепочка развития объекта: потребности функции показатели будущего объекта изменение или формирование структуры системы.

Основными недостатками функционального подхода к управлению организацией, вытекающими из отсутствия нацеленности на конечный результат, признаны высокие накладные расходы, длительные сроки выработки управленческих решений, риск потери клиентов.

1. Функционально структурированная организация не стимулирует заинтересованность работников в конечном результате. Представление сотрудников о происходящем чаще всего не выходит за рамки подразделений, в которых они работают, – они не ориентированы на целевые задачи предприятия и тем более на удовлетворение клиента, так как они просто его не видят. Главный потребитель результатов труда исполнителя – его начальник.

2. Большая часть производственных процессов на предприятии включает множество функций, т. е. выходит за рамки отдельных подразделений. В функционально ориентированных структурах обмен информацией между различными подразделениями чрезмерно усложняет их вертикальная иерархичность, что приводит к большим накладным расходам, неоправданно длительным срокам выработки управленческих решений и, как следствие, потере клиентов.

3. Возникновение нездоровой конкуренции между подразделениями.

4. Рост накладных расходов. Сначала процесс разбивается на множество операций, каждая из которых выполняется в рамках одного функционального подразделения, а затем координируется через управленческий аппарат, что требует дополнительных затрат.

5. Каждое подразделение представляет собой обособленный участок в части методов управления и автоматизации.

6. По подсчетам аналитиков, время взаимодействия между подразделениями распределяется таким образом: 20 % – на выполнение работы и 80 % – на передачу ее результатов следующему исполнителю.

 

 


§ 90. Эффективность управления: понятие, критерии и проблемы оценки.

Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации. Функциональное предназначение управления сводится к обеспечению эффективности основной деятельности, поэтому ее эффективность определяется степенью результативности самой организационной системы. Отсюда следует, что эффективность управления определяется степенью реализации целей организации и ее интегрального показателя - прибыли.

Эффективность управления представляет собой относительную характеристику результативности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причем эти показатели бывают как количественными, так и качественными.

В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную.

Экономическая эффективность определяется отношением полученного результата к затратам.

Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары и услуги.

Оценка эффективности управления предполагает наличие двух сторон эффективности: внешняя и внутренняя.

Внутренняя эффективность показывает, каким образом определенных потребностей сказывается на динамике собственных целей организации и отдельных групп ее участников.

Внешняя эффективность управления показывает, насколько организация соответствует требованиям ограничения внешней среды.

Критерий (греч. — средство для суждения) — это качественный признак, на основе которого производится оценка; показатель — это конкретные количественные свойства или признаки, характеризующие эффективность управления.

Алгоритм процесса оценки эффективности управления представляет собой ряд действий:

1. вырабатываются цели оценки;

2. обосновываются критерии оценки;

3. определяется состав исходных данных, используемых в процессе оценки;

4. вырабатываются требования к критериям оценки;

5. выбираются методы расчета критериев;

6. проводится расчет количественной величины критериев, т.е. показателей, соответствующих тем или иным критериям.

Традиционно экономическая эффективность управления определяется следующими показателями:

1. Показатель эффективности управления:

ЭУ = П / ЗУ,

- где П – прибыль организации;
- ЗУ – затраты на управление.

2. Коэффициент численности управленческих работников:

КЧ = ЧУ / Ч,

- где ЧУ – численность работников управления;
- Ч - численность работников организации.

3. Коэффициент затрат на управление:

КЗ = ЗУ / З,

- где З - общие затраты на управление.

4. Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции:

КЗП = ЗУ / К,

- где К – количество или объем выпускаемой продукции (оказываемых услуг).

Улучшение показателей эффективности деятельности фирмы возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий, комплексно отражающих факторы эффективности.

Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта, полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.

Коэффициент эффективности совершенствования управления:

КЭ = Эг / Зу,

где Эг — годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий;
- Зу — затраты на мероприятия по совершенствованию управления.

Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле:

Эг = С - Зу * ЕН,

где С — годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления;
- ЕН - отраслевой нормативный коэффициент эффективности.

Для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления также используется показатель коэффициента общей эффективности КЭ (близкий по своему смыслу к КЭ - коэффициенту эффективности совершенствования управления):

КЭ = ЭО / ЗУ,

где ЭО — общая экономия, получаемая в результате реализации мероприятий по совершенствованию управления;
- ЗУ — общие затраты на совершенствование управления.

Социальная эффективность определяется отношением показателей, отражающих социальный результат, к затратам, необходимым для его достижения. Социальные результаты проявляются в улучшении условий жизни и быта населения, сохранении и закреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности труда.

Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается:

- на этапе анализа - с целью определения целесообразности перестройки организации труда;

- на этапе оптимизации - с целью выбора более рационального варианта решений (расчетная эффективность);

- на этапе функционирования, когда определяется фактическая эффективность.

В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен.

Годовой экономический эффект (Эг) можно рассчитать по формуле:

Эг = (С1 - С2) * В2 - ЕН * ЗЕД,

где С1, С2 — стоимость единицы работы до и после внедрения мероприятий по НОУТ (трудовые затраты), руб.;
- В2 — годовой объем работ после внедрения мероприятий по НОУТ в натуральном выражении;
- ЕН — нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости ТН); ЕН для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15; ТН = 6,7 года;
- ЗЕД - единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий.

По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении. В связи с этим рекомендуют использовать более укрупненный метод оценки, согласно которому экономическая эффективность мероприятий по НОУТ может быть определена по следующей формуле:

Э = ЭВ + ЭДС + ЭТ - З,

где Э — общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.;
- ЭВ — экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.;
- ЭДС — экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах;
- ЭТ — экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.;
- З — сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.

Экономическое обоснование мероприятий по совершенствованию менеджмента позволит повысить его эффективность и стабильность функционирования организации.

Критерии оценки эффективности

Затраты в социально-экономических системах могут осуществляться в форме инвестиционных проектов. При оценке их эффективности используют различные критерии, позволяющие оценить реальность инвестиционных проектов и процессов. К данным показателям можно отнести:

Нормативные критерии (или правовые). Они позволяют оценить нормы применения отечественного и зарубежного права, требования национальных и международных стандартов, т.д.

Отдельно выделяют группу ресурсных критериев, которые раскрывают показатели эффективности использования научно-технических, технологических, финансовых возможностей системы.

Группа количественных критериев позволяет оценить целесообразность реализации проекта или процесса. Например, насколько цели проекта соответствуют стратегическим целям развития компании или региона.

Финансово-экономические критерии являются обязательными для оценки функционирования системы, так как, позволяют выбрать из имеющихся инвестиционных проектов и процессов те, реализация которых более целесообразна с точки зрения финансовой стабильности предприятия. К таким критериям относятся: стоимость проекта, период окупаемости, чистая текущая стоимость, внутренняя норма прибыли, размер прибыли, рентабельность и т.д.

При оценке эффективности могут быть использованы и такие критерии, как относительная дешевизна проекта, минимизация риска, меньший срок окупаемости, частота поступлений, высокая учетная рентабельность и рентабельность дисконтированная, отсутствие более выгодных проектов.

Раньше в большинстве случаев использовали критерии, основанные на учетных оценках, таких, как показатели рентабельности инвестиций и срок их окупаемости. В последнее время большое внимание уделяется показателям, основанным на дисконтированных оценках. К ним относятся методы чистой приведенной стоимости, внутренней нормы доходности, индекса доходности, дисконтированного срока окупаемости инвестиций.

Следует отметить, что данные подходы отражают в большей степени оценку эффективности объектов или процессов в социально-экономических системах, а не в системе управления.

Отдельные авторы предлагают возможность рассчитать эффективность управления системой, как соотношение ее экономического и социального результата за определенный период времени, достигаемый за счет управления к общей величине расходов на управление системой, обеспечивших получение результата. Применение данного метода носит в большей степени формальный характер, так как сложность состоит в вычленении результата отдельных принимаемых решений от общего результата функционирования системы.

 


1. Государственное управление: понятие, сущность, специфика реализации.

2. Соотношение государственного управления с различными видами управленческой деятельности: менеджмент, государственная политика, государственная власть.

3. Общее и особенное между государственным управление и местным самоуправлением.

4. Субъект, объект, механизм государственного управления.

5. Цели, функции, методы государственного управления.

6. Государственная политика в процессе государственного управления: цели, содержание, задачи.

7. Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении.

8. Основные принципы государственного устройства и управления в России.

9. Сущность принципа разделения властей и особенности его реализации в РФ.

10. Особенности формы правления в России.

11. Унитарные государства: общая характеристика системы управления.

12. Федеральные государства: общие принципы построения, типы федераций.

13. Российский федерализм: особенности конституционно-правового оформления и практика осуществления.

14. Президент РФ, его конституционные функции и полномочия.

15. Место и роль Правительства РФ в системе государственного управления.

16. Федеральное собрание РФ: структура, функции, полномочия.

17. Принципы организации судебной власти в России, ее структура и функции.

18. Структура федеральных органов исполнительной власти. Организация их деятельности.

19. Состав и организация деятельности федеральных территориальных органов исполнительной власти РФ.

20. Особенности государственного устройства и органы власти субъектов РФ.

21. Правовые и организационные основы законодательного органа субъекта федерации.

22. Институт высшего должностного лица субъекта федерации: статус, правовое положение.

23. Принципы организации государственной власти в субъектах РФ. Примерная схема управления субъектом РФ.

24. Правовые и организационные основы высшего исполнительного органа субъекта РФ.

25. Понятие органа государственного управления. Критерии его формирования.

26. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

27. Основы организации государственной службы в РФ.

28. Место и роль государственной собственности в системе государственного управления.

29. Особенности разрешения конфликтов в системе государственного управления.

30. Система контроля в органах государственного управления.

31. Сущность и содержание муниципального управления.

32. Основные функции муниципального управления.

33. Основные теории местного самоуправления.

34. Основы регионального законодательства о местном самоуправлении.

35. Понятие «муниципальное образование». Типы муниципальных образований в РФ.

36. Принципы и критерии определения оптимальной территории муниципального образования.

37.. Виды преобразования и упразднения муниципальных образований.

38. Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления поселений.

39. Предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления муниципального района и городского округа.

40. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

41. Система муниципальных правовых актов.

42. Порядок разработки и принятия Устава муниципального образования, его основные разделы.

43. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

44. Структура органов местного самоуправления.

45. Модели организации местной власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ.

46. Порядок формирования и компетенция представительного органа местного самоуправления.

47. Организация работы представительного органа местного самоуправления.

48. Глава муниципального образования: его основные функции и полномочия.

49. Ответственность главы муниципального образования и прекращения его полномочий.

50. Организационная структура местной администрации и пути ее совершенствования.

51. Основные направления деятельности исполнительного органа местного самоуправления.

52. Состав аппарата местной администрации и организация его работы.

53. Органы и выборные лица территориального общественного самоуправления.

54. Основные направления деятельности органов территориального общественного самоуправления.

55. Сущность и формы обращения граждан в органы местного самоуправления.

56. Организация работы органов местного самоуправления с письменными обращениями граждан.

57. Регламентирование работы местной администрации.

58. Разработка положения о структурном подразделении администрации и его основные разделы.

59. Состав и структура должностной инструкции муниципального служащего.

60. Процесс управления и принятие решений на муниципальном уровне.

61. Разработка прогноза социально-экономического развития муниципального образования.

62. Стратегическое планирование в муниципальном образовании.

63. Понятие муниципальной службы и классификация ее должностей.

64. Права и обязанности муниципальных служащих.

65. Организация аттестации муниципальных служащих.

66. Система планирования работы местной администрации

67. Основные направления по противодействию коррупции в органах муниципального управления.

68. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

69. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципального района.

70. Сущность, структура, функции муниципальных финансов.

71. Бюджет муниципального образования как экономическая основа его функционирования

72. Управленческие решения и их сущность.

73. Классификация и типология управленческих решений.

74. Эффективность управленческого решения. Показатели и критерии эффективности управленческого решения.

75. Основные этапы разработки управленческого решения и их краткая характеристика.

76. Сущность кадровой политики, ее виды и концепции формирования

77. Сущность, источники и методы набора персонала.

78. Сущность, цели, формы и методы обучения персонала.

79. Сущность, виды, этапы деловой карьеры и факторы, на нее влияющие.

80. Сущность, виды и основные показатели эффективности управления персоналом.

81. Регион как объект хозяйствования и управления. Методы региональной экономики и управления.

82. Территориальная организация общества. Современные региональные особенности в РФ.

83. Регион как объект хозяйствования и управления. Методы региональной экономики и управления.

84. Региональная политика государства. Региональная финансовая и бюджетно-налоговая система.

85. Региональная структура управления. Стратегическое планирование регионального развития и его основные инструменты.

86. Сущность, компоненты и нормативно-правовые основы территориального планирования в муниципальном образовании.

87. Понятие социального управления. Модели социального управления.

88. Методы управления и их классификация.

89. Содержание и характеристика функций управления. Недостатки функционального подхода

90. Эффективность управления: понятие, критерии и проблемы оценки.

 


 

 






 

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на: Простая форма (унитарное государство); Сложная форма (федерация, конфедерация). Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются рамках данного института.

Унитарное государство — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Отличительные признаки унитарного государства 1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности; 2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру); 3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны); 4. Наличие единого гражданства.

Федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации. Отличительные признаки федеративного государства 1. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам; 2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты); 3 Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта); 4 Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

Конфедерация — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией). Признаки конфедерации 1. Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти; 2. Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы; 3. Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом); 4. Нет единого гражданства конфедерации; 5 Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.