Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафизика Готфрида Вильгельма Лейбница




Локк об истине, разуме и вере.

 

Наиболее достоверным видом знания Локк считает знание интуитивное. Интуиция - это непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия. В случае интуитивного познания для установления связи между двумя идеями нет надобности прибегать к помощи дополнительных идей. Уму не нужно "доказывать либо изучать, он воспринимает истину, как глаз воспринимает свет: только благодаря тому, что он на нее направлен". Примером истин, устанавливаемых посредством интуиции, могут служить положения "Белое не есть черное", "Круг не есть треугольник", "Три больше двух" и т. д

 

Второй вид знания - демонстративное. Оно применяется в том случае, когда невозможно воспользоваться интуитивным.

 

Третий вид знания - сенситивное, чувственное, знание существования отдельных вещей. Чувственное восприятие отдельных предметов, конечно, не составляет особой области знанияoв буквальном смысле этих слов, потому что сами чувства, ощущения не содержат в себе суждений о вызвавших их причинах. Локк прекрасно понимает это. Сенситивное познание есть познание "существования отдельных внешних предметов через наше восприятие и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи..." Следовательно, и чувственное познание включает акт разума ("осознание"), хотя и относящийся к восприятию единичных предметов.

 

Локковская классификация видов знания имеет отношение не только к теоретико-познавательным проблемам - рассматривая интуицию как самый достоверный вид знания, Локк видит в ней основу познания бытия бога. Интуиция как средство доказательства существования бога противопоставляется сенситивному, и менее достоверному знанию единичных вещей.

Интуиция рассматривается как одна из способностей разума для суда в делах веры.

Три вида знания – три главных пути к истине. Локк дает материалистическое определение истины: «…истина в собственном смысле слова означает лишь соединение или разъединение знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей друг с другом». Истина это такая связь идей, которая дает объективную картину действительности.

 

 

Лейбниц — один из важнейших представителей новоевропейской метафизики, в центре внимания которой — вопрос о том, что такое субстанция. Лейбниц развивает систему, получившую название субстанциальный плюрализм или монадология. Согласно Лейбницу, основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции или монады. Все монады просты и не содержат частей. Их бесконечно много. Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой; двух абсолютно тождественных монад не существует. Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов. Монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос).

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

 

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

 

____________________________________________________________________________

 

Убежденный сторонник научного знания. Должен бы занять позицию материализма. В отличие от Гоббса, Декарта, Лейбниц отвергал материализм: нельзя полностью все свести к количественным отношениям, к механике, и очень большое значение придавал аристотелевскому и схоластическому понятиям формы. В физике оно не нужно, иное дело - в метафизике (более глубокая сущность вещей - в форме). Опирается на схоластическую традицию критики многих представлений о формах, но использует понятие формы.

Лейбниц уделяет метафизике исключительное внимание. В целом и у него метафизика определяется его гносеологией, хотя не так очевидно и не так отчетливо, как у его предшественников. Удельный вес проблем метафизики в философии Лейбница чрезвычайно велик.

Существуют три степени понятий - обыденные, математические и метафизические понятия. Именно метафизические понятия наиболее глубоко приникают в сущность вещей. Хотя все частные явления могут быть объяснены механически и математически, метафизика понимается как построение метауровня к физике и механике.

Проблема «Бог - мир» и проблема субстанции. Проблемы далеко не новы: начиная со 2 века н. э. проблема «Бог - мир» является сквозной, как и проблема субстанции. Проблему субстанции заостряют в Новое время Декарт, Спиноза, Локк.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.