КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выход новшества на рынок и его коммерциализация. 2 страница
Функции объекта управления: 1) рисковое вложение капитала в инновационный проект; 2) организация инновационного процесса при внедрении инновационного проекта; 3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Функция рискового вложения капитала отчетливо проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с огромным риском. Следовательно, оно всегда осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса будет рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению нового продукта или новой услуги.
10. Принятие решений в инновационном менеджменте
Принятие решений является заключительной процедурой в'инновационном менеджменте. Несмотря на важное значение многих функций менеджмента, именно решения приводят к возможным положительным и отрицательным результатам. Процедура принятия решения требует от менеджмента полноты информации, максимальной компетентности менеджера и характеризуется принятием риска и ответственности. Научная и прикладная инновационная деятельность в значительной мере является творческим процессом, для которого характерно принятие интуитивных решений. Не случайно за рубежом попытки принятия решений в творческом процессе описываются категориями экзистенциального менеджмента. У ученого, изобретателя, инновационного менеджера значительная часть решений основана на глубинных подсознательных процессах, которые со стороны кажутся стихийными и алогичными. Однако все большее число исследователей уделяет внимание таким методам разработки научных идей, как "мозговой штурм", "копилка спонтанных высказываний", "собрание алогизмов и парадоксов" и пр. Функционирование мышления и принятие решения креативный и экзистенциальный менеджмент связывает с глубинными мировоззренческими, эстетическими и морально-этическими представлениями относительно природы реальности, потребностей и ценностей. Принятие решения с этой точки зрения состоит в постижении индивидуальности объекта, его уникальности и неповторимости. Несмотря на рациональный характер последующей процедуры разработки новшества, возникновение идеи требует иррациональной интуиции, понимания новшества как синтеза индивидуальности и целостности. Креативный менеджер при принятии решения о. дальнейшей разработке новшества должен акцентировать внимание на установлении причинно-следственных связей и рационально-логическом характере дальнейших прикладных исследований. В процессе научной деятельности для инновационного менеджера возникает проблема логического перехода от анализа неповторимого и единственного новшества к изучению и следованию повторяющимся процедурам принятия стандартного решения. Это объясняется широким спектром решений, принимаемых в инновационном менеджменте: от интуитивно уникальных до жестко рациональных. Управленческие решения должны основываться на научном подходе, всестороннем анализе вариантов и альтернативности выбора. К управленческим решениям предъявляются требования целевой направленности, обоснованности, адресности, директивности, обеспеченности ресурсами и т.д. Систематизация управленческих решений предполагает их отнесение к различным уровням менеджмента, функциям управления, формам и методам принятия решений. Так, по уровню принимаемые решения подразделяются на стратегические, концептуальные и исполнительские. Концептуальные решения касаются перспектив развития фирмы, ее миссии, поиска стратегических партнеров, инвесторов, проникновения фирмы в новые отрасли, на новые рынки. Исполнительские решения принимаются менеджерами среднего и низшего уровня. Распределение характера решений и видов деятельности по уровням инновационного менеджмента показано в табл. 3.1. Основные решения принимаются в рамках компетенции, полномочий менеджера в пределах функций инновационного менеджмента. Так, например, функция планирования инновационного проекта включает анализ и оценку предлагаемого проекта новшества, внесение проекта в тематический план, утверждение графика и состава работ по реализации проекта, сметы затрат по проекту, коман ды проекта и состава подрядчиков, поставщиков и т.д., планирование финансовых потоков для обеспечения проекта, поиски инвестора, принятие плана реализации проекта. Этапы принятия решения основываются на последовательности взаимосвязанных шагов, использовании всей полноты доступной информации, понимании альтернативности выбора, особое внимание уделяется оценке неопределенности и риска. При процедуре принятия решения следует ориентироваться на временные, ресурсные, информационные и поведенческие ограничения Наиболее распространенным процессом принятия решения является пяти-стадийная схема, основанная на диагнозе проблемы, выработке критериев, выявлении альтернатив, сравнительной оценке альтернатив и окончательном выборе. Схема пятистадийного процесса принятия решения показана на рис. 3.10. Чрезвычайно многообразны виды и модели принимаемых решений. Так, к видам решений относят интуитивные, эвристические, рутинные, в условиях неопределенности, риска, приближенные, гипотетические, оптимальные, конкурентные, количественные, качественные и др. По уровню распространения решения бывают индивидуальные, локальные, повторяющиеся, прогнозные, перспективные, глобальные. По мере усложнения процедуры и объектов принятия решения все более усложняются методы и модели решения. Наиболее широко распространены методы математической статистики, теории игр, теории вероятности, линейное и нелинейное программирование, имитационные модели, теория графов, очередей, массового обслуживания, а также теории информационного поиска, автоматического регулирования и т.д. Виды и модели принимаемых решений в инновационном менеджменте зависят от стадий жизненного цикла инноваций. Так, на стадии поиска идеи новшества методы принятия решений носят всецело творческий, интуитивный характер и в значительной мере зависят от степени мобилизации подсознательных процессов. Стадия материализации идеи новшества хотя и носит вероятностный характер, но принятие решений на этой стадии уже состоит из большинства процедур целеориентированного рационального действия. На более поздних стадиях жизненного цикла внедрения, производства и коммерциализации новшества инновационный менеджмент использует в основном общие методы менеджмента, в том числе основанные на математическом моделировании.
11. Понятие инновационной политики Инновационная политика предприятия представляет собой совокупность направлений и методов воздействия хозяйствующего механизма на производство новых видов продукта и технологий. Целью инновационной политики предприятия является разработка непосредственно инновационного проекта, в котором необходимо обосновать его экономическую целесообразность. При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода: 1. Целью инноваций является получение значительной прибыли на определённом отрезке времени за счет «пионерства» в какой-либо области. При этом внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию. 2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента рынка с минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли. При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области деятельности: – исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций); – повышение качества и сертификация продукции; – обновление производственной базы (техническое перевооружение); – создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия; – освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой). При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций: 1. Наличие новых значимых технических решений, способных обеспечить рыночный успех; 2. Наличие специфических потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений. Для обеспечения высокой эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы: – целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия; – приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия; – альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них; – комплексность – охват инновациями смежных сфер деятельности; – обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды; – адаптивность – корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды. Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия. Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния. Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы. Внутренняя среда – это совокупность субъектов и движущих сил предприятия, позволяющих установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся: – материало-, энерго- и фондоёмкость производства; – технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала; – степень износа основных фондов и т. д. Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются: – наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии; – высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия; – наличии на предприятии системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;
12. Разработка инновационной политики Планирование инновационной политики Инновационная политика - это своеобразная программа, устанавливающая очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач. Целью инновационной политики является обеспечение согласованности качественных и количественных связей всех элементов инновационной деятельности. При разработке инновационной политики широко используют экономико-математические модели. Успешно реализуемая инновационная политика обеспечивает постоянную связь между всеми этапами осуществления инноваций и согласует действия служб предприятия, непосредственно участвующих в инновационном процессе (службы НИОКР, маркетинга, производственного отдела, финансовых служб). Необходимыми условиями эффективного управления инновационной деятельностью являются:
При планировании инновационной политики следует учитывать следующие факторы:
Механизм разработки инновационной политики включают в себя ряд последовательных этапов. Наиболее существенными из них являются:
Основная цель планирования инновационной политики - объединение всех участников проекта на выполнение комплекса работ для достижения конечного результата. Поскольку инновационная деятельность значительно отличается от серийного производства, традиционные приемы планирования не могут обеспечить корректных показателей за плановый и фактический периоды. Поэтому при планировании инновационной политики используют как общие подходы к планированию, так и специфичные для инновационной деятельности принципы:
В процессе планирования и организации инновационной деятельности проводят оценку жизнеспособности проекта, которая включает следующие виды анализа: технический, коммерческий, финансовый, экологический, организационный, социальный, экономический. Для каждого вида анализа разрабатывают отдельную методику и определяют объем необходимой информации. Практика инновационного менеджмента свидетельствует, что эффективное планирование инновационной политики возможно при соблюдении следующих условий:
13. Реализация инновационной политики
Главными методами реализации инновационной политики являются:
Учитывая сокращение научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в той или иной форме происходит создание региональных банков данных по инновациям для предоставления малым организациям, занимающимся инновационной деятельностью, а также высвобождающихся производственных площадей и оборудования на льготных условиях. Реализация основных этапов инновационной деятельности, начиная от создания научно-технических разработок и заканчивая их освоением, требует расширения в регионах сети технопарков, бизнес инкубаторов, инновационно-технических центров. Создание социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы внутри страны. Это тем более важно, если учитывать ключевую, связующую роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.
14. Организация инновационной деятельности Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных этапов с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 727; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |