КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и понятие инновационных проектов
Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией [20, С. 131]. Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки. На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.
15. Понятие организации инноваций Понятие организации инноваций. Классификация инновационных предприятий
16. Организационные формы инновационного развития
Организационные формы тесно связаны с новыми принципами хозяйствования на основе синергизма централизованных и децентрализованных структур. Своеобразие инновационного развития заключается в том, что оно основывается на необходимости учета двух противоречивых тенденций С одной стороны, инновационный процесс — это единый поток от возникновения идеи до внедрения, развития и развертыванияпроизводства. Все стадии инновационной системы, от фундаментальной идеи до рыночного успеха, тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому для обеспечения эффективности инновационного развития первостепенное значение имеют системные структурные взаимодействия, обеспечивающие преемственность стадий и непрерывность процессов во времени. Эта особенность ярко проявляется в условиях неразвитой рыночной инфраструктуры и несовершенства рыночных механизмов. С другой стороны, научное знание, открытие, промышленное изобретение по своей сути дискретно и стохастично. Многочисленными исследованиями установлено отсутствие корреляции между возникновением научного знания, его материализацией и коммерциализацией. Поэтому с такой точки зрения предприятие не обязательно должно осуществлять полный набор инновационной предпринимательской деятельности от стадии НИОКР до маркетинга и продаж. В условиях совершенствования рыночных механизмов особую роль, согласно второй тенденции, начинают играть межфирменные взаимодействия, т.е. процессы диверсификации, межфирменной кооперации и т.д. Повышение инновационной активности тесно связано с этими двумя важнейшими тенденциями: становлением инновационных организаций, способных к саморазвитию, и повышением инкорпорированности (т.е. включенности) инновационных структур в систему различных институтов и межфирменных взаимодействий. Современная инновационная фирма характеризуется многообразием организационных структур, возникающих вследствие как многовариантности и малой детерминированности инновационных процессов, так и несовершенства форм коммерциализации и финансирования инноваций. Организационное проектирование инновационной фирмы основано на взаимосвязи между организационно-управленческими структурами и восприимчивостью производственного аппарата к внедрению, освоению и диффузии новшеств. В современной управленческой теории фактически нет строгих предпочтений в выборе оптимальных организационных структур и форм инновационного бизнеса. Правда, наметившаяся узкая специализация инновационного малого и среднего бизнеса связана с простыми двух-и трехуровневыми организационными структурами. За рубежом исследовательские фирмы составляют всего 5—10% в малом бизнесе, в то время как среди крупных предприятий до 70% [17] компаний имеют научные подразделения, инновационную направленность и пр. Малый инновационный бизнес в значительной степени ориентирован на прикладные исследования, конструкторские разработки, освоение различных новшеств, предос тавление экспертных, рекламных, консалтинговых и посредничес ких услуг. Мелкие и средние предприятия ориентируют произвол ство на малые серии новшеств, стремясь заполнить рыночные ниши узкоспециализированными продуктами. Кроме того, например, в машиностроении и приборостроении производство уникального и мелкосерийного оборудования, приборов, инструментов, как правило, выпадает на долю малых и средних предприятий. Крупный бизнес и особенно фирмы-гиганты, обладая достаточными финансовыми, материальными и людскими ресурсами, страдают низкой восприимчивостью производственного аппарата и жесткостью иерархических связей, с трудом воспринимающих нововведения. Логикой совершенствования механизмов организации инноваций становятся проблемы координации и межфирменной кооперации. К концу 1990-х годов на Западе предпринимаются значительные усилия по созданию особой формы организации инновационной и творческой активности — так называемой интеллектуальной самоуправляющейся ассоциации [60], основанной на принципах организационного проектирования и "модульной специализации". Она и позволяет достичь высокой инновационной активности самостоятельных подразделений в рамках ассоциированной деятельности. В инновационной организации XXI в. революционные преобразования должны охватить линейные, функциональные, маркетинговые и другие структуры, которые станут самостоятельными внутренними предприятиями, обслуживаемыми едиными информационными и финансовыми системами, самостоятельно производящими товары и услуги. В рамках "интеллектуальной самоуправляющейся ассоциации" эти внутренние предприятия станут участниками внутренних или так называемых организационных рынков внутри ассоциации. Организация, ранее представлявшая собой жесткое иерархическое построение, становится совокупностью самостоятельных коллективов, открытых социальных систем. Дифференциация внутри организации должна смениться на так называемую гомогенизацию, где главными достоинствами станут творческий характер, высокая адаптивность к изменениям, гибкая инновационная реакция на внешнюю среду и эффективное управление по слабым сигналам. Характеризуя важнейшие функции организации 1980-х годов как "интеррганизационные", связанные с процессом организации системы взаимосвязей и взаимозависимостей, современные теоретики менеджмента применяют к компаниям начала XXI в. термин "«интерганизационные самоорганизующиеся системы". При этом инновационное развитие рассматривается как центральный поток происходящих трансформаций [14].
17. Венчурные фирмы 18.
Важнейшими задачами консорциума являются поиск и реализация крупных инновационных и других проектов, связанных с развитием инновационной деятельности. В рамках такого объединения создаются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации проектов. Так, например, консорциум посредством технологического оснащения для автотракторостроения «Катос» был создан с целью объединения и координации усилий и ресурсов ряда организаций для создания средств технологического оснащения автотракторостроения[1][1]. Участниками консорциума стали: Научно-промышленная ассоциация по выпуску средств технологического оснащения для автотракторостроения (НПО «Станкомехпром», акционерный фонд хозяйственного развития «Станкомехпром», Ассоциация делового сотрудничества с зарубежными странами в области автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения «Автра» и др.). В состав консорциума вошли предприятия и организации указанных участников. Структура управления консорциумом приведена на рис. 4.7. Система управления консорциума должна обеспечить: усилие целевого характера деятельности, направленной на достижение наивысших результатов; возрастание роли инновационной и финансово-экономических функций и усиление работы соответствующих подразделений управления путем их ориентации на выборку и реализацию новшеств и коммерческих идей; усиление роли подразделений, ориентированных на рынок, прежде всего таких, как служба управления изменениями, активного развития, маркетинга и внешнеэкономической деятельности;
конкурентоспособность консорциума на внешнем и внутреннем рынке за счет инноваций, устойчивое финансовое положение; эффективную стратегию деятельности консорциума; проведение эффективной инвестиционной политики участниками консорциума; Механизм управления консорциумом обладает основным чертами механизма экономики «переходного типа», на который влияют: отсутствие или неразвитость рыночных структур, таких, как финансово-кредитные и коммерческие центры и банки, товарные и фондовые биржи, страховые и информационные организации и и др.; усиление центробежных тенденций во взаимоотношениях предприятий, стремление их к хозяйственной свободе, поиск новых форм «выживания» в условиях рынка; высокая степень нестабильности общеэкономических и политических условий в стране, трудности осуществления перспективной инвестиционной и внешнеэкономической политики; неразвитость других форм собственности, кроме государственной, узость реальных условий (в том числе и правовых) для их развития и равноправного существования. Развитие консорциумов в виде общества с ограниченной ответственностью позволит достаточно четко определить положение участников (вкладчиков) как по распоряжению создаваемой прибыли, так и с точки зрения ответственности перед кредиторами и исполнителями. Формирование реального аппарата управления консорциумом поможет сосредоточить усилия на решении именно эффективных и перспективных хозяйственных и финансово-экономических проблем развития консорциума. Функции управления консорциумом реализуются в основном на координационных принципах. Координационная система не подразумевает какое-либо прямое управление, непосредственное вмешательство в самостоятельные сферы деятельности предприятий и организаций консорциума. Эта система в основном будет выполнять только контрольно-аналитические, «наблюдательные» функции для принятия тех или иных решений общеэкономического и хозяйственного характера в отношении определенных видов деятельности (например, по возможности и целесообразности предоставления кредитов на развитие «собственных производств» отдельных предприятий или на реализацию проектов, представляющих взаимный интерес). Переход к рыночной экономике вызывает настоятельную необходимость своевременной подготовки к новым экономическим ношениям путем развития таких функций, как стратегическое управление и планирование, маркетинг, что обеспечит своевременную ориентацию консорциума на рынок и на потребителя. Имущественные и правовые отношения в консорциуме строятся на следующих принципах: консорциум как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему на договорной основе участниками консорциума; владение совместно приобретенным имуществом осуществляет на долевой основе, пропорционально вкладам участников в создании этого имущества; консорциум имеет право создавать договорные предприятия, определяя в каждом конкретном случае форму их взаимодействия с консорциумом; имущественные права, права по управлению распределяются между его участниками пропорционально внесенному вкладу; статус и задачи органа управления консорциумом определяются исходя из основных задач его деятельности, а именно задач по мобилизации финансовых ресурсов научно-промышленного потенциала его участников и возможных партнеров, необходимых для разработки проектов и задач по организации и координации их реализации; взаимоотношения консорциума с научно-исследовательскими организациями, проектировщиками, подрядчиками, поставщиками, участвующими в разработке и реализации инновационных проектов, строятся на договорной основе (контрактной): договоры (контракты) могут заключаться как от имени консорциума, так и каждым из его участников самостоятельно; имущество, остающееся после прекращения деятельности консорциума, распределяется между входившими в его состав организациями. Планируемые в рамках консорциума разработка и реализация крупных производственно-технических и экономических проектов связаны не просто с уточнением форм выполнения ряда управленческих и финансово-экономических функций подразделений и участников консорциума, а представляют собой попытку формирования новой модели управления консорциумом. Наиболее характерная особенность предлагаемой модели производственно хозяйственно-хозяйственной деятельности консорциума связана с разделением компетенции высших органов, представляющих учредителей (собственников), и исполнительных органов руководства. Хозяйственный проект как объект программно-целевого планирования может быть определен как комплекс экономических, производственных, научно-технических, организационных и других мероприятий и заданий, которые увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивают наиболее эффективное решение конкретной проблемы (рис. 4.8). осуществления отбора целей, достижение которых требует разработки и реализации хозяйственного проекта; разработки предложений по выбору проекта или проектов, первоочередная реализация которых должна принести небольшую отдачу; принятия координационным советом решений об осуществлении того или иного проекта с установлением ориентированного уровня затрат и сроков его разработки и реализации.
В то же время ощущается необходимость появления в составе системы управления консорциумом научно-технического совете, призванного осуществлять связи между оперативными и стратегическими задачами консорциума и обеспечивать в этом отношен деятельность координационного совета. «Основной стержень», на котором строится деятельность консорциума, — система контрактов с исполнителями. Организация, принявшая на себя обязательства на поставку товаров, услуг или сооружение объектов, является по отношению к консорциуму поставщиком или подрядчиком. Если эта организация, в свою очередь, привлекает к исполнению своих обязательств других поставщиков, то она несет за них полную ответственность перед заказчиком (консорциумом) и является генеральным поставщиком или генеральным подрядчиком. В процессе реализации проектов, очевидно, встанет вопрос о создании объектов иностранными фирмами и поставке комплектного оборудования. При подписании подрядных контрактов на поставку комплектного оборудования или создания объектов используются банковские гарантии «должного исполнения контракта», которые действуют до окончания периодов эксплуатации. При возникновении разногласий по поводу взыскания штрафов и возмещения убытков заказчик до решения арбитража может снять спорные суммы с гарантий поставщиков. Кроме того, контракты обычно предусматривают предоставление заказчиком гарантий, платежей солидных банков. Одной из форм подбора исполнителей, позволяющей заключить контракты на выгодных условиях и снижать их стоимость, являются торги. Торги бывают открытыми и закрытыми. Как правило, открытые торги проводятся с целью размещения заказов на относительно несложное оборудование, а закрытые -поставки сложного дорогостоящего оборудования или сложные подрядные работы. Заказчик из своих представителей (в нашем случае представителей членов консорциума) формирует тендерный комитет, который принимает, а затем (после закрытия торгов) рассматривает предложения. В общем виде контракт содержит следующие основные разделы, располагаемые в определенной логической последовательности: определение сторон; предмет договора; цена и общая сумм контракта; сроки поставки товаров; условия платежей; упаковка маркировка товаров; гарантии продавцов; штрафные санкции и возмещение убытков; страхование; обстоятельства непреодолим силы; арбитраж. Для товаров со сложными техническими характеристиками в включаются разделы: технические условия или технической спецификации, условия испытании и приемки, требования к технической документации. При сооружении объектов при условии «под ключ», обычно меняемых при строительстве предприятий иностранными фирмами предусматривается выполнение ими следующих подрядных работ: выполнение экономического обоснования сооружения объекта; разработка проектного задания, технического и рабочего проектов объекта; поставка строительных материалов, сооружение промышленных и административных зданий, объектов инфраструктуры; поставка полного комплекта технологического оборудования; монтаж технологического оборудования, наладка и пуск его в эксплуатацию; укомплектование объекта всем необходимым инвентарем, инструментами и приборами; обучение национального персонала эксплуатации и ремонту объекта; обеспечение эксплуатации объекта в течение гарантийного периода и передача его заказчику в состоянии полной готовности к работе; потенциальная оценка финансово-хозяйственной эффективности реализации проекта; формы участия консорциума и других организаций, включая государство, в реализации проекта; организация взаимодействия с банком; перечень возможных кредитов и их финансовых возможностей; сроки и условия кредитования проекта; общая оценка финансово-кредитного состояния проекта на всех стадиях реализации от разработки до завершения.
19. Финансово-промышленные группы Финансово-промышленная группа (ФПГ) — один их видов корпоративной организации. Обеспечению монопольного положения крупных корпораций на мировом рынке способствует высокая степень концентрации научно-технического потенциала в одних руках. Расширяя набор функций и услуг, корпорации естественно преобразуются в ФПГ. Началом формирования ФПГ следует считать образование финансовых компаний в рамках крупных промышленных корпораций. В начале 80-х гг. XX в. практикой крупных корпораций стало включение в свою структуру финансовых компаний, выполняющих функции коммерческих банков. Но, в отличие от банков, они не входят в федеральную резервную систему и не могут страховать вклады через федеральную корпорацию по страхованию. Возможность распоряжаться капиталом финансовой компании определяется степенью ее зависимости от материнской компании. Некоторые передают 50% прибыли, другие — все 100%.
Одним словом, тенденции формирования ФПГ отражают закономерности развития всего мирового производства. К таким закономерностям относятся: концентрация капитала (слияние, поглощение, создание альянсов); интеграция промышленного и финансового капиталов; диверсификация форм и направлений деятельности; глобализация и интернационализация капитала; использование новейших информационных технологий, международных стандартов регулирования национальных рынков.
20. Управление инновационными проектами
Понятие инновационный проект может быть рассмотрено следующим образом: 1) форма целевого управления инновационной деятельностью. Инновационный проект - это себестоимость взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. 2) процесс осуществления инноваций. Инновационный проект - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, финансовых, производственных мероприятий, приводящих к инновациям. 3) как комплект документов, он представляет собой комплект технической, расчетно-финансовой, организационно-плановой документации, необходимой для реализации целей проекта. Учитывая эти три аспекта инновационного проекта - это комплект документов, определяющих себестоимость и научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Научная обоснованность целей и мероприятий достигается соблюдением научных подходов к менеджменту, применением современных методов. Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему процессов, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Для реализации инновационных проектов существенное значение имеет их финансовое обоснование или инвестирование. При этом следует различать инновационные проекты, имеющие особенности с точки зрения процедур проектного финансирования [6]: а) инвестиционные, например, крупные капитальные вложения на строительство новых промышленных объектов (энергетика, транспорт, связь и т.д.); б) научно-технические (инновационные) - передовые технологии, новшества, продукты и услуги. Между этими двумя проектами существуют важные различия: 1. Имеющаяся финансовая информация о капитальных вложениях в промышленные объекты гораздо более надежна, чем для большинства даже самых простых научно-технических проектов, особенно на ранних стадиях; 2. Отличаясь значительно большей неопределенностью, инновационные научно-технические проекты имеют то преимущество, что они могут быть прекращены при небольших финансовых потерях уже на ранних стадиях разработки; 3. В научно-технических проектах гораздо чаще можно столкнуться с ограниченностью и неадекватностью информации, по сравнению с инвестиционными проектами. А это чрезвычайно осложняет корреляцию мнений независимых экспертов по оценке проектов. Известны случаи, когда отвергнутые на первых этапах экспертизы инновационные проекты затем приносили разработчикам небывалый успех (Мицубиши, Apple и др.); 4. Инновационные проекты отличаются не только многокритериальностью и значительной степенью неопределенности, но и качественной оценкой. Инновационный проект является комплектом документов, который определяет себестоимость научно обоснованных целей и мероприятий по решению проблемы, организацию инновационных процессов в пространстве и во времени. Инновационный проект любого уровня должен включать следующие разделы [7]: 1) содержание и актуальность проблемы (идеи); 2) резюме руководителя проекта; 3) дерево целей проекта, построенное на основе маркетинговых исследований и структуризации проблемы 4) себестоимость мероприятий по реализации дерева целей проекта 5) комплексное обоснование проекта 6) комплексное обеспечение реализации проекта 7) характеристика научно-технического совета 8) экспертное заключение проекта 9) механизм реализации проекта и система мотивации. Механизм реализации проекта должен включать структуру инновационной организации, положение о её подразделениях и должностные инструкции, оперативно-календарные планы, планы комплексного обеспечения, контроля, координации и регулирования выполнения задач и целей проекта. Классификация инновационных проектов осуществляется на основе классификации инноваций. По уровню утверждения, финансирования и реализации: межгосударственные, национальные, региональные, отраслевые и отдельного предприятия. Основными задачами инновационного проекта на уровне организации являются [7]: - определение основных целей, вида инновации (реконструкция, внедрение новых технологий и т.д.) и доказательство соответствия проекта общим целям фирмы; - изложение конкретных результатов реализации проекта (увеличение объема продаж на X млн. рублей; получение чистой прибыли на X млн. рублей; увеличение доли фирмы на существующем рынке от X до Z% и т.д.); - выбор инновационной стратегии фирмы по достижению поставленных целей реализации проекта; - определение конкретных мероприятий для реализации в рамках принятой инновационной стратегии; - определение возможных форм участия инвесторов в осуществлении инновационного проекта; - определение новых видов товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой в результате разработки и реализации проекта; - определение источников финансирования; - расчет уровня прибыльности; - определение примерного срока окупаемости; - расчет примерного жизненного цикла инновационного проекта; - определение перспективы дальнейшего развития фирмы на основе данного проекта. Разработка инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Порядок завершения проекта включает сдачу проекта и закрытие договора. Сдать инновационный проект - значит, установить соответствие решений, принятых заказчиком при разработке концепции проекта, полученным при его реализации результатам. Требования к сдаче и приемке работ устанавливаются договором. Закрытие договора осуществляется в следующие этапы: - проверка финансовой отчетности; - паспортизация; - выявление невыполненных обязательств; - завершение невыполненных обязательств. Проверка финансовой отчётности и относится к отчётности заказчика и организаций исполнителей. Проверка финансовой отчётности исполнителей включает: - проверку платежей поставщикам и соисполнителям; - соответствие суммы заказов закупкам по накладным поставщиков; - поиск просроченных платежей поставщику; - подтверждение соответствующих удержаний. Результаты такой проверки позволяют получить данные для подготовки окончательных финансовых отчетов по проекту. Паспортизация - важный элемент организации закрытия договора. Она включает следующие основные моменты [9]: - исполнители разделов предоставляют отчеты в головную организацию по разделу; - головная организация представляет итоговый отчет на научно-технический совет по разделу; - НТС по разделу принимает отчеты и оформляет акты; - головная организация готовит отчет по проекту в целом и направляет генеральному заказчику и договор закрывается. Руководство разработкой и реализацией инновационного проекта осуществляет руководитель проекта и научно-технический совет. В состав НТС входят ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор решений, степень их реализации, полноту и комплексность мероприятий, необходимых для достижения проектных целей. Организуют комплексный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов. Руководитель проекта - юридическое лицо, кот заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту. Состав полномочий определяется контрактом с заказчиком. Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью своевременного достижения плановых показателей. Состав и функции команды зависят от масштаба, сложности и др. характер проекта. Для выполнение части своих функций разработчик может привлечь специализированные организации. К поддерживающим проект структурам относятся инновационное центры, фонды поддержки программ и проектов, консалтинговые фирмы, организации независимой экспертизы, патентно-лицензионные фирмы, выставочные центры, аудиторские фирмы.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |