Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационная стратегия предприятий 2 страница




В целом законодательным путем закреплено положение о том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 3% от расходной части годового федерального бюджета.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки:

* в форме базового финансирования научной организации;

* в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) и реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов). Грант - денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юр.) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юр.) лицу исключительно в целях осуществления научной деятельности.

Более приоритетной является форма распределения бюджетных средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки и техники - форма конкурсного распределения средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной сфере.

Возможна двоякая форма проведения конкурсов на получение госзаказов для проведения исследований и разработок.

1) форма госзаказа на основе конкурса предложений, когда на предварительном этапе из круга претендентов на получение госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное решение, ей и выделяется госзаказ;

2) конкурс готовых решений, когда несколько исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение.

1-я более экономична с точки зрения расходования денежных средств, но не всегда дает оптимальный результат. 2-я форма позволяет выбрать наиболее эффективное решение и за счет полученных от его реализации доходов покрыть оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим госзаказ.

При этом в РФ находит применение финансирование проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска, поэтому на начальном этапе сумма выделяемых средств минимальна, а если по мере реализации проекта или программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастёт. В противном случае госбюджетное финансирование будет прекращено.

Еще одним способом снижения риска является поиск заказчика, непосредственно заинтересованного в результатах исследований, финансируемых из бюджета, который бы контролировал ход и качество работ, отвечал за целевое использование средств.

В качестве таких заказчиков выступают специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия и организации, а также непосредственно государственные органы, курирующие научно-техническую политику.

Внебюджетное финансирование.

Собственные средства. Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора по объёму и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание. Именно они как товаропроизводители и заинтересованы в получении законченных научно-исследовательских разработок, на основе которых может быть развернуто производство новых видов техники и материалов.

Источниками финансирования в данном случае являются прибыль, накопленный амортизационный фонд и уставной капитал.

К основным направлениям, финансируемым за счет этих источников можно отнести:

1) работы и исследования, направленные на поддержание конкурентоспособности и сокращение сроков окупаемости действующего капитала, т.е. развитие и совершенствование производства;

2) работы и исследования, направленные на изыскание новых прибыльных сфер приложения капитала, т.е. на поиски новой продукции и технологии;

3) научно-исследовательские работы общепроблемного, базисного характера, призванные обеспечить перспективное поле деятельности для изысканий прикладного характера.

Как следствие коммерческого подхода к научно-исследовательской работе первые две категории исследований, ориентированных на извлечение прибыли в ближайшем будущем, финансируются гораздо полнее (60-95%). Третья категория исследований финансируется значительно слабее, у многих предприятий она отсутствует вообще и ведется лишь в крупных фирмах.

Объем финансирования исследований первого направления широко варьируется, находясь в прямой зависимости от фазы их развития. Так, на ранних стадиях инновационного процесса отношение объема финансирования этого вида исследований к объёму продаж довольно высокое. Далее, по мере становления производства и упрочения рыночных позиций сокращаются расходы по этим стадиям. Считается, что темпы роста объема продаж товарной продукции должны постоянно опережать темпы роста расходов на этот вид исследований, которые как правило, колеблются в пределах 3-5% объёма продаж.

При планировании финансирования исследований второго направления исходят из расчета, что в известном промежутке времени рубль, израсходованный на эти цели, откроет возможность прибыльного инвестирования 2-3 рублей. Если же тот или иной научный поиск оканчивается безрезультатно, то затраченные на него средства списываются в графе финансовых потерь.

Поскольку в рыночных условиях научно-исследовательская работа является составной частью предпринимательской стратегии, то вопросы экономической эффективности затрат, коммерческой выгодности исследований оказываются в центре внимания управленческих и экономических служб.

Ограниченность в собственных средствах вынуждает организации оценивать эффективность научных исследований, осуществляемых как собственными силами, так и силами сторонних организаций.

Поиск критерия экономической эффективности НИР связаны: фактор времени, элементом неопределенности, тесной кооперацией разнородных функциональных групп.

Американские специалисты выделяют 4 основных метода оценки эффективности исследование и разработок:

метод соотносительности предполагает определение эффективности исследований относительно основных показателей деятельности фирмы, а именно:

* отношение исследовательских затрат к валовым прибылям;

* процент поступлений от реализации новой продукции к общей сумме продаж;

* изменения в доле рынка того или иного товарного продукта соотносительно с объемом исследовательских расходов;

* отношение исследовательских расходов к расширению продаж фирмы или к изменениям в доле продаж “старой” и новой продукции;

* отношение исследовательских расходов к численности работников, административным расходам и расходам, связанным с реализацией продукции.

Недостатками этого метода являются:

а) неполный учет всех компонентов результативности исследований и факторов воздействия на их эффективность, т.к. часто расходы на проведение исследований не соответствует прибыли за тот же период времени, то используется кумулятивный метод их исключения за 5 лет;

б) сложно разработать методологию расчетов и выявлять доходы каждой категории продукции новой и старой, поскольку в формировании прибыли участвуют помимо исследовательских служб, службы производства и сбыта.

2. метод “движения денежных средств основан на систематическом контроле работ в ходе исследовательского проекта, затрат по его осуществлению, степени достижения результатов и размеров доходов. Для наглядности при этом методе строится график-диаграмма в системе координат “время - денежные средства” (расходы и поступления, связанные с осуществлением и реализацией данного исследовательского проекта). По данным диаграммы производится сравнительный анализ поступлений и расходов денежных средств. Постоянная оценка работы служб исследований, различных проектов исследовательской программы предприятия позволит наладить качественный контроль.

3. метод “конечной оценки проекта сводится к тому, что по завершению работ над проектом проводится тщательный анализ проделанного и собираются всевозможные данные и сведения: денежные расходы, затраты времени, трудовые затраты, результаты исследований и их ценность. Главный недостаток этого метода - не всегда корректное соответствие валовых доходов и чистых прибылей, и оценка вклада исследовательского подразделения в конечный результат. Однако в целом этот метод принято считать близким к оптимальному для критерия экономической эффективности.

4. метод “объявленных исследовательских доходов” - один из наиболее признанных методов определения экономической эффективности. Техника определения результативности исследований по этому методу состоит в следующем: - проводится подсчет прямых и косвенных затрат по исследовательским проектам. Базой для определения косвенных затрат берется рабочее время и его оплата в чел.-час, чел.-днях и т.д.

После завершения работ по проекту и получения нового продукта суммируются исследовательские расходы, связанные с ним. Далее берется некоторая доля прибылей от продаж новой продукции как за счет будущих отрезков времени. Далее сумма фактических и ожидаемых доходов разносится по годам работы над проектом, что открывает возможность прямого сопоставления ежегодных исследовательских затрат с исследовательскими доходами за соответствующие годы.

 

32. Характеристика рынка инновационной продукции

 

1. Одной из причин низкого уровня состояния инновационной сферы является неразвитость рынка интеллектуальных и инновационных продуктов. Формирование рыночных отношений в этой сфере осложняется трудностями, связанными, с одной стороны, со спецификой научно-технической продукции, как товара и, с другой стороны, слабостью отношений, определяющих инновационный характер общественного развития.

Научно-техническая продукция воплощает собой логичный результат интеллектуальной деятельности. Научно-техническая продукция признается товаром, если она выступает средством углубления, расширения и получения новых знаний, а ее использование обеспечивает экономию затрат общественного труда при сохранении потребительской стоимости материального продукта, созданного на его основе.

При этом рынок научно-технической продукции представляет собой форму экономических отношений между владельцами интеллектуальной собственности и покупателем права владения, пользования и распоряжения, в результате которых происходит эквивалентный обмен платежеспособного спроса покупателя на потребительскую ценность, заключенную в научно-технической продукции.

Субъекты инновационного рынка - государство, предприятия, учреждения, фонды, физические лица (ученые, специалисты).

Объекты рынка - это результаты интеллектуальной деятельности, представленные:

* в овеществленной форме (в виде оборудования, агрегатов, опытных установок, инструментов и образцов, технологических линий и т.д.);

* в неовеществленной форме (данные научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ в виде аналитического отчета, обобщающего описания способа, конструкторской и технической документации);

* в виде знаний, опыта, консультирования в виде консалтинга, маркетинга, проектного управления, инжиниринга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности.

Общепринятым м мировой практике является обобщение всего спектра экономических отношений по поводу купли-продажи результатов научной, инновационной деятельности и оказания услуг в этой сфере в понятии “технологический обмен” или “передача (трансфер) технологий”. В основе такого подхода лежит современное понимание сущности технологии, которая включает в себя как технические средства, систему соответствующих навыков и знаний, так и финансовые, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы, производственную культуру, систему адекватного управления, социальную и природную среду, в которой реализуется технологический процесс, а так же систему социально-экономических последствий (прежде всего экологических).

Технология (обобщающее понятие объекта инновационного рынка) становится товаром лишь при определенных условиях и на определенной стадии продвижения идеи.

Технологическое предложение, не обладающее достаточным потенциалом трансфера и коммерциализуемости, отсеиваются в процессе внутренней и внешней экспертизы.

Рынок инноваций характеризуется рядом отличительных особенностей:

1) он традиционно является новым для входящей на рынок фирмы: в силу новизны разработанного товара приходится иметь дело с незнакомыми потребителями;

2) он является малоэластичным, вследствие ограниченного влияния ценовой политики на объем сбыта;

3) он характеризуется ограниченным количеством покупателей и продавцов.

Спрос на инновационную продукцию может исходить из собственно научного сообщества, промышленности или от общества в широком его понимании. Во многих случаях создание не влечет за собой спроса, поскольку характерной особенностью для нее является высокая степень рыночной и технологической неопределенности.

Рыночная неопределенность заключается в отсутствии информации относительно характера и степени удовлетворения той или иной потребности рынка с помощью новой наукоемкой продукции. В случае появления на рынке принципиально новой продукции трудно предусмотреть реакцию потребителя из-за его неосведомленности о своих запросах.

Технологическая неопределенность заключается в отсутствии у производителя уверенности в том, сможет ли продукция удовлетворить осознанные запросы потенциальных потребителей.

В настоящее время все высокотехнологичные фирмы развитых стран вырабатывают и тщательно соблюдают выгодные для них правила передачи технологии, которые даже приобретают характер технологической стратегии. Можно выделить две ориентации, которых может придерживаться фирма - производитель:

а) ориентация на продукт, основанная на технологическом предложении;

б) технико-рыночная ориентация, основанная на изучении рыночного спроса.

Продуктовая ориентация имела широкое распространение в тот период, когда позиции потребителя по отношению к производителю были достаточно слабы, и он вынужден был принимать продукцию в том виде и такого качества, какими для себя представлял их производитель.

Распространенным недостатком подобной ориентации является неадекватная оценка потребностей сферы потребления и собственного производства со стороны фирмы. Она, как правило, не обладает (и не стремится обладать) достаточной информацией о потребителях, их предпочтениях, а также о наиболее острых проблемах собственного производства.

Такая оценка характерна, как правило, для идей, разработок и продуктов, инициируемых и осваиваемых самими авторами инноваций, будь то отдельные ученые или исследовательские группы. Авторы обычно переоценивают практическую полезность имеющегося у них исследовательского результата, исходят их заведомо оптимистического взгляда на значимость своих исследований они, будучи учеными, получают не столько от сферы потребления, сколько от процесса саморазвития науки и научных знаний.

Смещение на макроуровне в 50-х годах нашего века баланса сил в сторону потребителя обусловило усиление внимания к его требованиям.

В рамках технико-рыночной ориентации процесс нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после согласования самой технологии и удовлетворяемой потребности.

Такое поведение важно и по той причине, что имеются многочисленные свидетельства того, как по словам Дж. Брайта “наиболее значимое применение новой техники и технологии не всегда осуществлялось там, где оно впервые наблюдалось; научно-технические нововведения часто служат наиболее эффективно тем целям, о которых и не помышляли в момент зарождения нововведения”.

В качестве правил, которыми необходимо руководствоваться при разработке инновационных решений целесообразно выделять:

* тщательное изучение потребностей рынка перед выходом на него с продукцией;

* сотрудничество с потенциальными потребителями, для которых качество продукции, готовность предоставления услуг и отклик на спрос важнее самих технических разработок;

оперативный отбор момента выхода на рынок, широкое использование дифференциации, стремление к тому, чтобы разработки опережали, а не догоняли спрос.

 

33. Формы передачи технологий на рынке инноваций

 

2. Передача технологии может осуществляться в различных формах, разными способами и по разным каналам. Она может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть внутрифирменной, внутригосударственной и международной.

Формы передачи технологии на некоммерческой основе:

n информационные массивы специальной литературы, компьютерные банки данных, патенты, справочники;

n конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы;

n обучение, стажировка, практика студентов, ученых и специалистов, осуществляемые на паритетных основах университетами, фирмами, организациями;

n миграция ученых и специалистов;

n перекрестное лицензирование на паритетной основе.

Основной поток технологии в некоммерческой форме приходится на некоммерческую, непатентоспособную информацию -фундаментальные исследования, научные открытия и незапатентованные изобретения.

Некоммерческие формы передачи технологии, в т.ч. внутрифирменный трансфер, осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Основными формами коммерческой передачи информации являются:

n продажа технологии в материализованном виде - станков, оборудования, технологических линий;

n прямые инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация, модернизация предприятия, фирм, производств;

n портфельные инвестиции, в т.ч. современные предприятия, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров, а также лизингом;

n продажа лицензий на все виды запатентованной промышленной собственности, кроме товарных знаков, знаков обслуживания;

n продажа лицензий на запатентованные виды промышленной собственности - “ноу-хау”, секреты производства, технологический опыт, сопроводительные к передаваемым оборудованию и технике документы, инструкции, чертежи, схемы, спецификации, технологические карты, а также обучение специалистов, консультационное сопровождение, экспертиза;

n совместное проведение ОКР, научно-производственная кооперация;

n инжиниринг.

По направлению передачи технологий выделяют вертикальную и горизонтальную передачу.

Вертикальная передача - это межорганизационный процесс, осуществляемый по стадиям цикла “исследование - производство”.

Горизонтальная передача - внутриорганизационный процесс передачи информации из одной научной области в другую.

На практике эти формы могут взаимодополнять друг друга.

По количеству участников и степени их участия различают активные и пассивные виды передачи.

При активной передаче посредником между передающими обязательно выступает какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя его технологии.

При пассивной - производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.

В данном случае трудно обойтись без специализированных услуг проектно- и бизнес- консультирования, т.к. разработчики сами не обладают необходимыми умениями и знаниями.

Существуют и другие формы передачи технологии:

· имитационная - ведущая к поддержке процесса производства без его коренного изменения;

· адаптивная - приспосабливающая производство к новой технике без его существенного изменения;

· инновационная, требующая полного изменения производства.

 

 

34. Информационное обеспечение инноваций на рынке

 

3. Современный инновационный менеджмент как вид управленческой деятельности основан на принятии решений. Для повышения эффективности целей менеджмента необходимо иметь доступ к необходимой и достаточной информации, своевременно получать и обрабатывать огромное количество непрерывно изменяющихся данных. Но эффект будет достигнут лишь при условии поступления своевременной, регулярной, полной, адекватной, наглядной и достоверной информации.

Информация может быть первичной, добытой в ходе “полевых исследований”, и вторичной, полученной в ходе “кабинетных исследований”.

Базы знаний и банки данных (объединенные одним способом получения, хранения и обработки базы данных) - основа информационных услуг и информационного обеспечения инновационной деятельности.

Для принятия обоснованного решения инновационному менеджеру, работающему с большими объемами информации, не обойтись без использования экспертных систем, в основе создания которых лежат современные тех. Средства обработки данных и выработанные приемы формализации ситуаций.

Компьютерная экспертная система - это программа (пакет программ), способная вырабатывать рекомендации для различных поведенческих ситуаций, используя информацию из различных баз данных фирмы, а также информацию, полученную от пользователя. Экспертные системы базируются на диалоге между человеком и машиной, поэтому позволяют моделировать различные ситуации для принятия решений, что очень важно при разработке, планировании и реализации нововведения.

Хорошо разработанная экспертная система состоит из подбора альтернативных решений, системы критериев для оценки этих решений, соотношения между критериями, выраженного в весах критериев и содержит решающие правила для многокритериальных оценок альтернативных решений.

 

 

35. Менеджмент персонала инновационной фирмы

 

Независимо от типа инноваций их результативность, прежде всего, определяется уровнем квалификации персонала. Поэтому необходимо отбирать таких ученых и инженеров, которые в наибольшей степени способны выдвигать новые идеи и работать в новых направлениях науки и технологии без постоянного контроля инновационных менеджеров. Любознательность, инициативу следует считать важными факторами успешной работы специалиста. Он должен иметь соответствующее образование, интеллектуальные способности выше средних, быть профессионалом в своей области знаний, уметь использовать свои знания, умения и навыки для достижения намеченных результатов.

Персонал инновационной организации, как правило, приходится подстраивать под небольшие ежегодные изменения портфеля заказов по мере расширения сферы деятельности организации либо при прекращении некоторых крупных работ или программ.При назначении специалиста на должность определяется уровень его деятельности (менеджер сектора, группы, рядовой научный сотрудник или инженер, техник). Это важно как для выполнения работ программы, так и для поддержания оптимального социально-психологического климата в организации.

Также следует хорошо продумать соотношение между численностью специалистов и вспомогательного персонала. Оно определяется объемами экспериментальных и теоретических работ, требованиями, предъявляемыми к обслуживанию сложных приборов и оборудования, а также объемом делопроизводства.

После того как определены уровни деятельности, следует внимательно рассмотреть требования к кандидату на каждую должность: к специальным знаниям, квалификации, уровню теоретических и практических навыков. Полезно иметь письменное описание таких квалификационно-должностных требований. Оно особенно важно тогда, когда прием кандидатов на должность проводится не тем подразделением, где им предстоит работать. Особого внимания требуют те пункты требований к кандидату на должность, в которых определяется склонность к фундаментальным теоретическим или к проектно-прикладным исследованиям. Подбор кандидатов следует вести с учетом этих факторов.

Иногда невозможно найти специалистов, полностью соответствующих требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность. Там, где такое несоответствие велико, может потребоваться пересмотр структуры штатного расписания в зависимости от состава программ для выявления возможности внесения таких изменении, которые позволяют полнее использовать потенциал наиболее способных кандидатов на должность в новых условиях.

Для набора персонала рекомендуется подключать опытных ученых и разработчиков. Они могут участвовать в собеседованиях с кандидатами при приеме на работу выпускников вузов. Кроме того, им полезно налаживать контакты с факультетами вузов, готовящих кадры для интересующей их области исследований.

Следует также позаботиться, чтобы для новых специалистов были предусмотрены определенные статус и функции в организации.

Каким бы предшествующим опытом ни обладал специалист, только что принятый в организацию, он сталкивается с новыми проблемами. Нужно информировать его о задачах и основных направлениях деятельности подразделения, системе научно-технического обслуживания в ресурсах, которыми можно пользоваться специалистам при выполнении программ.

После того как специалист занял свое место в организации, следует позаботиться, чтобы с начала работы оценивался его профессиональный рост. Это часто достигается формальной оценкой результатов работы, в ходе которой определяют способности специалистов выполнять свои функции. Такая оценка проводится раз в год или в полугодие.

В крупных организациях продвижение персонала может вызвать трудности. Принимая во внимание, что свое продвижение специалист воспринимает как важный фактор, определяющий не только его доходы, но и, что еще важнее, положение в организации, следует рассматривать повышение в должности с учетом следующих соображений:

· предъявляемые требования специалист и его коллеги должны считать справедливыми как в части условий данной организации, так и в части аналогичных должностей в других организациях;

· продвижение должно основываться на беспристрастных, объективных оценках и не зависеть только от мнения непосредственного начальника специалиста;

· достигнутые специалистом результаты, на основе которых происходит продвижение, должны быть связаны с выполнением порученной ему работы. Например, специалиста, выполнившего ответственную работу программы, нельзя оценивать по качеству подготовленных им научных отчетов;

· при решении вопроса о повышении в должности неизменно учитывать организационную структуру подразделения. Однако следует помнить, что часто специалисты приносят больше пользы, работая в одиночку либо с небольшой группой. Необходимо поэтому предусмотреть для более продуктивных специалистов высокие должности, позволяющие им работать самостоятельно.

Имеется много систем оценки для продвижения специалистов, в которых учитываются приведенные соображения. Одна из наиболее простых и эффективных — оценка специалиста экспертной комиссией. В нее входят наиболее авторитетные специалисты организации. Комиссия детально изучает деятельность специалиста, мнение о нем менеджеров разных уровней, его реакцию на оценку и сообщает о своем решении высшему менеджменту организации.

Выпускники вузов — основной контингент лиц, принимаемых в инновационное подразделение. Их долго нужно учить, прежде чем они начнут давать отдачу, максимально используя свои возможности. Работа с персоналом, приводящая к полному использованию их потенциала, крайне важна для повышения качества работы подразделения.

 

 

36. Направления улучшения работы с персоналом в инновационных фирмах

 

Существует три направления улучшения работы с персоналом:

· повышение качества их работы как специалистов, а когда возможно, и как инженеров-практиков, внедряющих в программу результаты своих работ. Это расширяет кругозор и повышает ценность специалиста;

· развитие всех конкретных междисциплинарных исследований, например проектирование материалов с заданными свойствами, представляющих особый интерес;

· развитие управленческих навыков специалистов для подготовки в перспективе к назначению их на более высокие должности.

При проведении фундаментальных или поисковых исследований специалист растет наиболее быстро, когда работает с более опытными коллегами. Начинающий специалист должен не только работать под началом опытного специалиста в обстановке взаимного уважения, но и расширять свои научные контакты, регулярно встречаясь с представителями научных центров университетов и других организаций.

Подготовка специалистов для работы по инновационным программам до сих пор не получила достаточного развития. Это заставляет предпринимать меры по организации подготовки таких специалистов в процессе работы путем организации циклов лекций, что позволит заполнить пробелы в их образовании. Следует использовать также возможность посещения специальных курсов повышения квалификации менеджеров.

Большой результат в решении практических проблем достигается там, где разрабатываются инновации на стыке дисциплин.

Однако проблема подготовки соответствующего персонала представляется достаточно сложной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.