Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности функционирования венчурных предприятий




Содержание, задачи и методы календарного планирования операций

Календарное планирование операций относится к краткосрочному планированию. Основные задачи этого этапа:

1. Выбор и разработка товара

2. Выбор места размещения организации

3. Определение технологического процесса и оборудования

4. Планирование загрузки произв-х мощностей

Задачи, стоящие при тактическом цикле управления в организации:

1.-агрегированноепланирование
(определение размеров производственных единиц, определение уровней запасов, наличие субконтрактов)

- при производственном планировании (составление расписания готовых изделий, загрузки цехов, определение баланса рабочей силы и т.д.) 2. - операционный цикл (составляется план производства продукции, строится расписание заказов, планируются последовательности выполнения работ, контроль за выполнением заказов, регулируется производство).
Календарный план операций включает операции с фиксированной датой начала и
окончания работ, порядком их выполнения в конкретных рабочих центрах.
Система календарного планирования операций:
1 признак: по степени загрузки: 1 - с неограниченной загрузкой (основание для назначения работы - потребность в ч.-л.) 2 - с ограниченной загрузкой (используется планирование по каждому ресурсу организации; позволяет определить, какие ресурсы, и в каком объеме будут затрачены).

2 признак: в зависимости от направления во времени.

3 - прямое (система начинает планировать каждую операцию от момента получения заказа).

4. - обратное (берется точка выполнения заказа в будущем и рассматривается срок, когда надо начинать изготавливать заказ)
Для оптимального выполнения календарных планов в конкретных рабочих центрах надо оценить следующие критерии: 1. Минимальная продолжительность производственного потока 2. Максимальное соблюдение сроков выпуска продукции 3. Минимальное время простоя оборудования 4. Минимальное совокупное время ожидания заказов 5. Минимальный объем незавершенного производства

При выполнении последовательности календарного планирования используются следующие классы задач:

1. Выполнение n операций на 1 рабочем месте (n /1)
Решается посредством следующих методов: - по меньшему времени выполнения; - по большему времени выполнения; - по срокам окончания операций (1 - самый ранний); - по меньшему оставшемуся запасу времени (для каждой операции вычисляется; показатель = (время выполнения - текущая дата) / оставшееся время (наименьшее - 1)); - по критическому отношению (больше времени - 1); - «первый пришел - первый обслужен»; - «последний пришел - первый обслужен»; - по коэффициенту очередности; - по интуиции
2. Выполнение п операций на 2 рабочих местах (n / 2). Для решения используется правило Джонсона. Критерий-минимизация продолжительности потока. - составляется список продолжительности времени обработки для каждой операции; - выбирается самое короткое из полученных времен; - если это время соответствует первому рабочему центру, то операцию записывают первой в планировании, если второму - то последней; - исключаются все рассматриваемые операции из последующего анализа; - все операции повторяются, пока не будет составлен соответствующий план.
3. Выполнение n операций на 3 рабочих местах (n / 3). Используется также правило Джонсона, но с компьютерным моделированием.
4. Выполнение n операций на га рабочих местах (n / т) - т > 3. Используется специальное программное обеспечение.
5. Выполнение n операций на n рабочих местах (n / n). Многопрофильная организация. Используется метод назначений. Планируется количество операций на каждом рабочем месте. Этапы: - составляются характеристики всех сочетаний в матрице (рабочий центр - операция); - выбирается критерий оптимизации
- вычитается наименьшее число из себя и соседних; - вычитается наименьшее число из себя и других значений по графам; - минимальные лини перечеркиваются; - выстраивается план по элементам матрицы; - вычитание идет до тех пор, пока вся матрица не будет равна 0.
Контроль загрузки рабочих цехов с использованием метода Ганта.

Глава IV. «Инновационный менеджмент»

1. Инновации: сущность, классификация, особенности управления

Необходимо различать понятия "новшество" и "инновация". Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде; открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.); результатов маркетинговых исследований и т. д. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т. е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты.

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.

Различают несколько видов инноваций:

технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;

технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;

организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;

информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;

социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Инновация как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе

Можно сказать, что инновация выполняет следующие три функции:

1. воспроизводственную;

2. инвестиционную;

3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Классификация.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия По стимулу появления (источнику) можно выделить:

  • инновации, вызванные развитием науки и техники;
  • инновации, вызванные потребностями производства;
  • инновации, вызванные потребностями рынка (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить:
1. Инновации на входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
2. Инновации на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

3. Инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют крупные изобретения и формируют новые направления в развитии техники;
  • улучшающие инновации, которые реализуют мелкие изобретения и преобладают на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла;
  • модификационные (частные) инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии.

Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Российскими учеными из научно-исследовательского института системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия, в которой выделены инновации:
*технологические;
*производственные;
*экономические;
*торговые;
*социальные;
*в области управления.

Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:

1.Пораспространенности:
*единичные *диффузные. Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабевсей экономики.
2.По месту в производственном цикле:

*сырьевые

*обеспечивающие(связывающие)

*продуктовые

3. По преемственности:

*замещающие

*отменяющие

*возвратные

*открывающие

*ретровведения

4. По охвату:

*локальные

*системные

*стратегические
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

*радикальные
*комбинаторные
*совершенствующие

 

Венчурные предприятия (от англ. research firms of venture) - мелкие и средние предприятия, занятые научными исследованиями, инженерными разработками, созданием и внедрением нововведений. К венчурным обычно относятся небольшие предприятия, деятельность которых связана с большой степенью риска продвижения их продукции на рынке. Обычно это предприятия, создающие новый продукт, еще не известный потребителю и не имеющий четкой перспективы развития. В случае успеха эти предприятия осваивают новые технологии производства продукта и обеспечивают его широкое распространение, в том числе на экспорт. Новые технологии способствуют увеличению стоимости основных фондов и числа рабочих мест и характеризуются высокой доходностью инвестиций. Указанные предприятия чрезвычайно чувствительны к недостатку инвестиций, к условиям функционирования. Для них характерна неустойчивость рентабельности, особенно на ранних этапах их развития, на них трудно обеспечивать эффективное управление. В основе нового венчурного предприятия лежит идея. Задача венчурного предприятия состоит в том, чтобы трансформировать эту идею в новый продукт или услугу, уровень продаж которых может оказаться довольно высоким. Новое дело, несомненно, требует вложений. Оно способно приносить определенные доходы и даже прибыль. Но если новое венчурное предприятие не перерастет постепенно в новый бизнес и если в нем не налаживают хорошую систему управления, то такое предприятие не сможет долго существовать, независимо от ценности самой идеи, заложенной в его основу, от суммы денежных вложений, от качества продукта и интенсивности спроса на его продукцию. Обычно в развитии венчурного предприятия специалисты выделяют 4 этапа.

На первом этапе создается прототип продукта. Основным действующим лицом здесь является либо ученый, либо техник, использующий научную идею для создания нового продукта или новой технологии. Этот этап для своей реализации требует незначительных финансовых ресурсов.

Второй этап - стартовый, на котором происходит запуск компании, организуется производство нового продукта. В отличие от первого, этот этап характеризуется уже достаточно высокой потребностью в финансовых ресурсах, которые, в свою очередь, в большой мере зависят от характера создаваемого продукта. Если продукция преимущественно интеллектуальная - например, программные продукты для компьютеров, ее создание не требует значительного оборудования, большого времени, продукт быстро выходит на рынок и обеспечивает быструю отдачу затрат.

Преимущественно материальная продукция требует значительно больших затрат на свое создание, времени на разработку продукта и связана с большим риском утверждения этого продукта на рынке. В силу этого для организации производства, прогнозирования рынка требуются более крупные финансовые ресурсы.

На данном этапе компании тратят много денег и, практически, ничего еще не получают. При этом основная часть издержек связана не столько с разработкой технологии производства продукта, сколько с разработкой маркетинга новых стратегий и коммерциализацией продукта, оценкой масштабов будущего рынка. Главным действующим лицом в этот период развития венчурного предприятия становится уже не ученый, а менеджер.

На третьем этапе - этапе раннего роста - начинается производство продукта и осуществляется его тестирование рынком. Т.е. их производство выживает, обеспечивает некоторую рентабельность, но не дает существенного прироста вложенного капитала.

На этом этапе к венчурным предприятиям проявляют повышенный интерес крупные корпорации, которые приобретают акции венчурных предприятий, с тем, чтобы проникнуть в новую технологию и на этой основе реструктуризировать свою собственную деятельность.

На четвертой, завершающей стадии, если рынок признает новый продукт и на него формируется повышенный спрос, требующий для реализации вложения новых капиталов, руководители венчурного предприятия либо продают компанию, либо регистрируют ее на фондовой бирже и выпускают акции предприятия. На этой же стадии активно привлекаются банковские ссуды.

На разных этапах развития предприятия возникают разные потребности в финансовых ресурсах, имеются разные возможности рынка для продукции венчурного предприятия и, соответственно, возможности его финансирования из разных источников. Процесс инвестирования венчурного предприятия на каждом этапе его развития будет рассмотрен далее.

Венчурные инвестиции

Особенность финансирования венчурных предприятий состоит в том, что инвестиции необходимы на всех этапах развития такого предприятия. Даже на самом начальном этапе, когда у венчурного предпринимателя нет практически ничего, кроме самой идеи, собственных средств предпринимателя оказывается недостаточно, и возникает необходимость в инвесторах, поверивших в идею ученого и готовых рискнуть.

Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, относительно высоким коммерческим риском и, соответственно, потенциально более высокими доходами. Исходя из мировой практики, эти средства должны вкладываться в основном в уставный капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на создание новых технологий или наукоемких продуктов. Особенности венчурного капитала состоят в следующем:

1) В случае венчурного финансирования необходимые средства могут предоставляться под перспективный проект, без каких - либо гарантий. Рискоинвесторы идут на разделение всей ответственности и финансового риска вместе с предпринимателем.

2) Многие инновационные проекты начинают приносить прибыль не раньше, чем через три - пять лет, поэтому венчурное инвестирование рассчитано на длительный срок, и существует долговременное отсутствие ликвидности.

3) Рисковые капиталовложения осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях научно - технического прогресса, и венчурные фонды, как ни один другой инвестор, готовы вкладывать средства в новые наукоемкие разработки даже тогда, когда им сопутствует высокая степень неопределенности, ведь именно здесь скрыт самый большой потенциальный резерв получения прибыли.

4) Инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансовых средств. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой. Инвестор должен быть готов оказывать самую разную помощь тем, кому он предоставил свой капитал: помогать в управлении, консультировать, помогать налаживать связи и массу других услуг. Именно участие в управлении снижает степень риска и увеличивает норму прибыли на капиталовложения, и, таким образом, является неотъемлемым условием успешного освоения нововведения.

Так как инвестирование венчурных предприятий всегда связано с рисками, уровень которых выше среднестатического, задача инвестора заключается в минимизации этих рисков.

Для минимизации рисков, в том числе и их обобщающего показателя - финансового риска - применяются различные организационные формы инвестирования. Так, можно назвать четыре основные организационные формы, сущность которых заключается в следующем.

Простейшая форма - прямое инвестирование, при котором инвестор напрямую финансирует заинтересовавший его проект. Это приводит к максимизации как риска, так и объема прибыли при удачном исходе. Такой вариант больше подходит для крупных инвесторов, не только хорошо ориентирующихся на рынке инновационных идей, но и являющихся отличными менеджерами.

Модификацией этой формы является также прямое инвестирование, но нескольких проектов одновременно. Это позволяет снизить риски, но одновременно снижается норма прибыли, потому что за счет полученной прибыли по высокодоходным проектам приходится покрывать убыток по неудачным проектам.

Другая разновидность организационных систем инвестирования - совместное инвестирование крупного инновационного проекта. Этот способ организации инвестирования подходит для инвесторов, которые пытаются минимизировать риск за счет разделения его на несколько составляющих. Соответственно, уменьшается и индивидуальная норма прибыли.

Существует ряд венчурных фирм, которые организуют венчурные фонды. За управление фондом в случае успешной реализации проекта такая фирма получает кроме ежегодных платежей (2-3% от фонда венчурного капитала) также часть дохода от реализации акций венчурной компании (в зависимости от результата от 20 до 30%). Помимо управления инвестициями важное место занимает процесс поиска и отбора инновационных проектов. Именно на этом этапе высока цена ошибки, которая повлияет на все дальнейшие процедуры принятия решений.

Значительный интерес представляет собой процедура принятия решений. На первом этапе - подготовка проекта к осуществлению - информация довольно ограничена по той причине, что инновационныеные идеи подразумевают новизну и аналогичную информацию необходимо рассматривать с некоторой долей осторожности. Довольно часто информация представляется самим предпринимателем в виде бизнес-плана.

На втором этапе - после сбора проектов (за какой-либо отчетный период) - происходит их предварительное рассмотрение. В ходе рассмотрения проектов отсеивается примерно половина из них. Уже после этого проходят встречи с предпринимателями, на которых подробно обсуждаются детали проектов, способ и объем финансирования. На таких встречах инвесторы пытаются выявить управленческий потенциал самого предпринимателя, его лидерские качества и определить другие критерии, необходимые для реализции конкретного проекта.

На третьем этапе окончательно аккумулируется информация не только о проекте, но и об соинвесторах (если таковые имеются). Происходит подписание соглашения (контракта), определяются контрольные точки исполнения проекта.

Следует отметить те критерии, которые оказывают значение при принятии решения об инвестировании венчурного проекта. Данные, полученные американскими учеными, свидетельствуют, что на первом месте - управленческие кадры создаваемой под конкретный проект фирмы, а именно их квалификация и профессиональный опыт.

После того, как отобран проект и определены риски, начинается самая интересная часть проекта - инвестирование, которое разделяется на несколько этапов.

На первом этапе обычно происходит достартовое финансирование. Оно необходимо для воплощения идеи в обоснованное исследование, на основании которого можно будет начинать основное финансирование проекта. На этом этапе высок риск потери инвестиций (по статистическим данным, к концу исследований отсеивается до 70% проектов

На этапе стартового инвестирования происходит создание (выбор) управляющей компании, происходит подбор сотрудников, проводятся глубокие маркетинговые исследования. Происходит поиск соинвесторов (если это необходимо).

Этап начального расширения связан с началом практической реализации проектов. На этом этапе требуются значительные инвестиции (заемный капитал еще недоступен) по причине рекламных кампаний, созданием сбытовых сетей и т.д. На этом этапе важно не упустить цель из виду и не потерять надежду на успех реализации венчурного проекта.

Если все три названных этапа пройдены успешно, то начинается расширение производства для снижения издержек и по причине возрастания объема спроса. Этот четвертый этап получил название этапа быстрого расширения. Теперь венчурный проект доказал свою состоятельность, и появляется возможность воспользоваться заем#172;ным капиталом для дальнейшего расширения. В то же время проект уже приносит прибыль, которая может быть реинвестирована в зависимости от решения инвесторов.

Пятый (завершающий) этап - это этап ликвидности, при котором происходит выпуск акций либо в обмен на предоставленные инвестиции, либо путем публичного размещения. Временной интервал от первого этапа до регистрации акций на бирже составляет в среднем от пяти до 10 лет, хотя встречаются редкие исключения, когда данная процедура занимала менее трех лет.

Далее рассмотрим более подробно источники инвестиций, то есть тех, кто "стоит" за венчурным капиталом.

В России же участие средств пенсионных фондов и страховых компаний в венчурных фондах экономически невыгодно в силу несовершенства существующего законодательства. И почти нет национального венчурного капитала, в отличие, например, от ближайшего соседа - Финляндии, где более 80% средств, работающих на венчурном рынке, носят национальный

В России венчурное инвестирование только начинает развиваться, и данный процесс движется крайне медленно - сказывается влияние факторов, оказывающих воздействие на все бизнес-процессы в России: высокие темпы инфляции, упор на краткосрочные инвестиции, слабая юридическая и судебная база.

один пример удачного венчурного проекта в России: в Ярославле было налажено производство мини-двигателей для авиамоделей. Сейчас компания, производящая эти двигатели, заняла прочное положение и в России, и на западных рынках. Как будет использован этот опыт прагматичными инвесторами, покажет время. Но уже сейчас понятно, что данный опыт обязательно должен быть поддержан на государственном уровне. О влиянии венчурного бизнеса на экономику государства и о необходимости государственной поддержки венчурному бизнесу речь пойдет ниже.

Государство и венчурное предпринимательство

Несмотря на свои малые размеры, венчурные предприятия в настоящее время играют решающую роль в развитии экономики индустриальных стран. Именно венчурные предприятия обеспечивают быстрое перевооружение всего производства страны на современной научно-технической основе и реструктуризацию производства. Главные рычаги воздействия правительства на венчурное предпринимательство - вырабатываемые им различные схемы финансирования венчурных предприятий применительно к разным этапам их развития и в разных формах организации в виде различных грантов, льготных схем, гарантий под банковские кредиты и т.д.

Следует отметить, что для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными преградами для успешного развития венчурного бизнеса в России сегодня являются:

1. Недостаток вложений в венчурные проекты в России. Он обусловлен, в первую очередь, большими издержками при реализации проекта в усло#172;виях неопределенности его будущего. В России пока не сформировался пул квалифицированных венчурных инвесторов, кото#172;рые способны оказывать профессиональную поддержку на всех стадиях реализации проекта и будут готовы идти на риск, присущий венчурным проектам.

2. Недостаточная государственная поддержка развития венчурного инвестирования.

3. Отсутствие сегодня в России достаточного количества высокотехнологичных венчурных проектов с хорошей проработкой. Чтобы решить эту проблему, необходимо привлекать грамотных менеджеров в области инноваций, институт которых в России пока только формируется.

4. Несовершенство законодательной базы в части защиты интеллектуальной собственности, авторских прав как инвестора при реализации венчурного проекта, так и разработчика проекта.

5. Кроме того, одним из стимулов прихода инвестора в венчурный бизнес должно стать льготное налогообложение.

Однако, несмотря на существующие трудности, в нашей стране постепенно формируется политический и предпринимательский климат, благоприятный для венчурного и прямого инвестирования. Ряд шагов, предпринятых сообществом венчурной индустрии и государственными структурами различных уровней, способствует развитию малого и среднего бизнеса (в частности, в сфере high-tech), что, в свою очередь, может придать импульс развитию российской экономики в целом.

Российская венчурная компания в инновационной системе играет роль государственного фонда венчурных фондов. Через нее осуществляется стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка высокотехнологического сектора в целом.

Венчурный капитал является одним из эффективных источников финансирования инновационной деятельности, и поэтому создание венчурных сетей на основе эффективного партнерства малых, крупных предприятий, финансовых институтов и государства - важная задача развития экономики нашей страны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.