Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н. Смелзер: формулировка гипотез, сбор и обработка данных, анализ и обобщение данных




Виды социологических исследований:В зависимости от сложности и масштаба поставленных задач выделяют три основных вида исследований: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректив. Оно охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию.

Описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса и охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам (коллектив предприятия, население района, города, региона и т.п.).

Аналитическое исследование заключается не только в описании структурных элементов изучаемого явления или процесса, но и в выявлении причин, лежащих в основе данного явления или процесса.

Социальные явления и процессы могут изучаться и в статике, и в динамике. В первом случае мы имеем дело с разовым (точечным) исследованием, во втором – с повторным исследованием, которое проводится последовательно через определенные промежутки времени по единой программе и одними и теми же методами (например, ежегодное исследование популярности вокально-инструментальных ансамблей). Особый вид повторного исследования – панельное исследование, проводимое через определенные интервалы времени на одной и той же совокупности людей (например, ежегодное ежеквартальное исследование бюджета определенных семей).

Исследование проводится как в лабораторных, так и в естественных условиях изучаемых объектов. Так, изучение социально-психологического климата в трудовой бригаде проводится в обычных для нее условиях жизнедеятельности. Такое исследование называется полевым.

Выделяют также когортное исследование, предполагающее исследование когорт (от лат. cohoros – множество, подразделение) – группировок, в которые включаются индивиды, подобранные потому, что они переживают те же самые события, процессы в те же самые периоды времени (например, когорта лиц, рожденных в определенный период времени).

Исследования, ориентированные на получение выводов, основанных на сравнении социальных явлений и процессов во времени (панельные, когортные, трендовые) или по регионам (территориальные) называются сравнительными.

Основные этапы социологического исследования: В социологической лит-ре существуют различные представления об этапах соц.исследования.

А.Г. Здравомыслов: составление программы; построение выборки; разработку методики; сбор и обработку материала; анализ и интерпретацию данных.

Общие положения:Этапы социологического исследования - последовательные стадии проведения социологического исследования:
-1- выбор исследуемой проблемы, формулировка целей и задач, разработка концепции, построение гипотезы (разработка программы);
-2- отработка методик сбора данных;
-3- сбор информации ("полевой" этап);
-4- подготовка данных к обработке и анализу;
-5- обработка и анализ информации;
-6- изложение результатов исследования.

В проведении социологического исследования можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный; 2) основной (полевой); 3) заключительный.

1) Первый этап начинается с разработки программы и заканчивается пилотажным (пробным) исследованием. Программа исследования обычно состоит из трех частей: методологической, методической и организационной [Капитонов, 387—503]. Методологическая часть программы содержит характеристику проблемы, цели, задач, объекта, предмета, концепции исследования, выборки, основных понятий, показателей, гипотез, а методическая — характеристику методов сбора и анализа данных, логической структуры инструментария, схемы обработки первичной информации. Организационная часть (рабочий план) исследования включает в себя временной график осуществления необходимых работ, рабочие документы (формы анкет, бланков, карточек, инструкций участникам и руководителям полевых и аналитических работ), калькуляцию сметной стоимости этих работ [Капитонов, 485—496; Социология. Основы общей теории, 378-380; Ядов, 1995, 288-309].

2) После завершения разработки программы и проверки инструментария начинается полевой этап исследования, в рамках которого собираются и кодируются эмпирические данные. При кодировке каждой позиции используемой нами формы сбора данных присваивается определенный номер в порядке нарастания. Нуме руются лишь альтернативы возможных ответов на вопросы. Полу ченные таким образом коды являются условными числами, однако только в такой форме фактическая информация может быть введена в компьютер. В стандартной для современной социологии системе прикладных программ (8Р88) закодированная информация обычно вводится в режиме электронной таблицы, столбцы которой обозначают номера вопросов (у), а строки — номера респондентов.

3) Аналитический этап включает ввод, статистическую обработку закодированной информации, обобщение и интерпретацию полу ченных данных.

Интерпретация результата: - это Совокупность осуществляемых исследователем предположений о характере данных, полученных в результате измерения и подлежащих анализу. При любом подходе к анализу подобные предположения активно используются, даже если социолог не дает себе в этом отчета. Поскольку же в социологии нередка ситуация, когда с предположениями, на которые опираются многие популярные методы, трудно согласиться, исследователь должен уделять интерпретации данных большое внимание. Интерпретация данных должна учитывать свойства эмпирической системы, отображающейся в математическую при измерении; модели восприятия респондентами предлагаемых им для оценки объектов (или вопросов в анкете), а также модели порождения данных; тип фактически используемых шкал; характер решаемой с помощью анализа данных задачи; модель, заложенную в выбранном методе анализа, цель исследования и т.д.

На основе анализа осуществляется интерпретация данных. На этом этапе мы должны перейти от количественного (статистического) анализа данных к качественному (содержательному), перевести язык цифр на обычный язык. В то же время мы должны осуществить процедуру, обратную операционализации: перейти с обыденного языка, с помощью которого мы трансформировали исходные понятия в переменные и собирали первичную информацию, на язык науки, с помощью которого мы концептуализировали изучаемое политическое явление в начале исследования. Суть интерпретации собранного и обработанного нами фактического материала заключается в истолковании смысла обнаруженных на уровне эмпирического анализа структур повседневной политической жизни людей.

Количественный и качественный анализ: (как не странно, но определения и характеристик количественного анализа нет,есть только относительно химии, поэтому привожу характеристику качественных исследований, они противоположны количественным. Единственное упоминание о количественном анализе- это контент-анализ- есть в википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7#.D0.9A.D0.BE.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.82.D0.B5.D0.BD.D1.82-.D0.B0.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D0.B8.D0.B7)

Принципиальное различие между технологиями количественного и качественного социологического исследования заключается в том, что количественное исследование основано на измерении параметров социального действия, а качественное — на понимании смысла этого действия. Поэтому в первом случае для получения результатов необходимо провести статистически значимое множество наблюдений за массовым сознанием и поведением людей, а во втором случае достаточно одного или нескольких наблюдений за сознанием и поведением небольшой группы людей или даже отдельного человека. Качественные методы: включенное наблюдение, анализ биографии, глубинное интервью, фокус-группа [Семенова, 102—114] позволяют социологу включиться в процесс повседневной жизни изучаемых им людей и понять мотивацию их поведения. Эта особенность качественных методов делает Ненужными те процедуры технологии социологического исследования, которые связаны с квантификацией(сведение качественных характеристик к количественным для следующего этапа — измерения, то есть придания результату численного значения.) и репрезентацией(т.е. изображение, отображение одного в другом или на другое) характеристик объекта исследования, а также со статистической обработкой его результатов.

В.В. Семенова выделяет следующие особенности технологии качественного исследования [Там же, 127]:

• Гипотезы формулируются на заключительном этапе анализа данных, а не до начала сбора, как в количественном исследовании.

• Инструментарий создается в ходе полевой, а не подготови тельной части исследования.

• Результаты исследования представлены в виде текстов (вы сказывания, фрагменты документов, транскрипты), а не цифр (ста тистические распределения, шкальные значения, коэффициенты).

• Теоретические конструкции являются преимущественно ин дуктивными, а не каузальными.

• Исследовательские процедуры индивидуальны и не стандар тизированы.

• Анализ данных имеет содержательный (выделение тем, обоб щение идей), а не статистический характер (расчет распределения признаков, построение статистических таблиц, выявление зависи мостей между признаками).

В качественных исследованиях не проводится репрезентация объекта. Выборка здесь строится на основе не отражения структу ры обследуемой совокупности людей, а отбора типичных предста вителей изучаемых социальных категорий.* Поэтому качественное исследование воспроизводит не статистическую картину (структуру и результаты) изучаемого социального действия, а смысл, который вкладывают в него его участники.

Генеральная совокупность и выборка: Важной процедурой при социолог. исследовании является репрезентация объекта исследования (построение выборки). Все люди, подлежащие изучению в соответствии с выделенными переменными, называются генеральной совокупностью. Специально отобранная их часть, воспроизводящая в уменьшенном масштабе генеральную совокупность, составляет выборочную совокупность. В идеальном случае распределение выделенных признаков в обеих совокупностях должно совпадать. Это позволяет распространять на генеральную совокупность выводы, полученные на основе изучения выборочной совокупности.

Соответствие выборочной и генеральной совокупностей называется репрезентативностью (представительностью). Обычно выборка считается репрезентативной, если по значениям основных переменных она отличается от генеральной совокупности не более, чем на ±5%. В практике социологических исследований часто наблюдается «смещение» выборки — превышение 5%-ного барьера. В этом случае делается «перевзвешивание» (ремонт) выборки с целью ликвидации указанного превышения. Например, если соотношение мужчин и женщин в генеральной совокупности составляет 55/45%, а в выборочной совокупности обнаружено противоположное соотношение, т.е. 45/55%, то мы должны изъять из полученного массива данных необходимое число ответов респондентов-женщин.

Обычно репрезентация объекта исследования осуществляется по таким признакам, как пол, возраст, образование, род занятий, место жительства (тип поселения) и др. Выборка, построенная на основе соответствующих генеральной совокупности значений перечисленных выше переменных, называется квотной. В этом случае представители различных социально-демографических групп отби раются сообразно их удельному весу среди населения. Каждый со циолог, участвующий в обследовании, получает квотное задание и находит респондентов с соответствующими ему характеристиками. Такую выборку можно построить в том случае, если имеются статистические данные о контролируемых нами признаках генеральной совокупности (как правило, число этих признаков не превышает четырех: пол, возраст, образование, род занятий).

Типы и способы репрезентативной выборки: Репрезентативная выборка-это такая выборка, в которой все основные признаки генеральной совокупности, из которой извлечена данная выборка, представлены приблизительно в той же пропорции или с той же частотой, с которой данный признак выступает в этой генеральной совокупности. То есть это выборка представляющая собой микрокосм, меньшую по размеру, но точную модель генеральной совокупности, которую она должна отражать.(Ех: Если 30% избирателей Пенсильвании принадлежат к “синим воротничкам”, около 30% репрезентативной выборки для этих избирателей должны быть из числа “синих воротничков”.)

Выборки делятся на два типа:

· вероятностные

· невероятностные




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.