Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительное изучение политических систем современного мира




Политические системы государств и внешняя среда. Экономические и социальные факторы, воздействующие на политическую сферу и политический процесс: уровень экономического развития, уровень образования, продолжительность жизни, распределение доходов, уровень здравоохранения и пр. Этнические и религиозные факторы. Кросснациональный анализ: основания и методики сравнения. Национальное государство как объект сравнения. Параметры сравнения. Экономические, социальные и политические переменные. Типология политических систем и политических режимов. Категоризация стран. “Первый”, “второй” и “третий” мир. Культурно-цивилизационный детерминизм. Проблема «столкновения цивилизаций» в сравнительной политологии.

Понятие политической системы вошло в обиход сравнительно недавно. В ХХ веке государство утратило положение фактически единственного инструмента политики. Во многих странах оно оказалось опутанным сложной сетью институтов и отношений, которая соединила его с гражданским обществом и обеспечила демократизм публичной власти. Появилась потребность в исследовании относительно нового явления.

«Молодость» понятия политической системы проявляется в отсутствии устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению. Неоднозначность представлений о политической системе связано, однако, и с многообразием аспектов рассмотрения. Как и любой другой объект, политическая система предстанет по-разному в зависимости от того, с какой стороны на нее посмотреть.

I. Политическая система и ее функции

Всякое понятие, состоящее из двух и более терминов, отражает совокупность явлений на пересечении областей, в этих терминах отраженных. Чтобы дать строгое определение понятия политической системы, следует определить границы сфер, отраженных в понятиях политического и системы, а затем найти область их пересечения.

Где начинается и где заканчивается политическое?

Не вызывает сомнения, что всякая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе связана с государством, с государственной властью. Партии создаются для того, чтобы бороться за места в парламенте. Лидер становится политическим, если только он претендует на руководящее кресло в государственном учреждении или чего-то от государства добивается. Всякая политика утратила бы смысл, не будь государства.

Но столь же очевидно, что даже государственное не во всем является политическим. Многие функции, связанные с организацией внутренней деятельности государственных учреждений (делопроизводство, бухгалтерский учет и т.п.), носят явно неполитический характер. Политической может быть только публичная деятельность государства, т.е. такая деятельность, которая затрагивает интересы широких слоев, больших социальных групп.

Но и в публичной деятельности государства есть сферы, которые мы далеко не полностью относим к политике. Не принято, например, относить к политической сфере организацию дорожного движения, уборки мусора и т.п. Только там, где государство реализует интересы одних групп в ущерб другим, начинается политика. Даже в государственной деятельности следует, таким образом, отличать политическое и неполитическое (технологическое, хозяйственное).

Можно, таким образом, сказать, что объективными предпосылками политики являются государство и большие социальные группы с несовпадающими интересами. Чтобы из этих предпосылок возникла реальная политика, необходимо, конечно, чтобы эти интересы были кем-то артикулированы и агрегированы. Т.е. необходимы субъекты политики - политические лидеры и институты.

А что такое система?

Вообще системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, отношения между которыми порождают системное качество, - такое качество, которое выделяет данную совокупность в окружающем мире, устанавливает ее границу со средой. Именно системное качество (его называют еще интегративным качеством системы) позволяет говорить о наличии системы и определить ее структуру: входящие в ее состав элементы приобщаются к этому качеству только в составе данной системы. Так совокупность людей, соединенных родственными связями, образует репродуктивную систему, называемую семьей, а ее «элементы» - члены семьи - приобретают в ней качества быть отцом, братом, сыном и т.п. В производственном коллективе эти качества отходят на второй план, и его члены, как элементы новой системы, приобретают качества, связанные с реализацией общей производственной функции, - быть рабочим, инженером, менеджером и т.д.

Все же, что не имеет отношения к образованию системного качества, - это окружающая систему среда, в отношениях с которой это качество проявляется. Система находится в состоянии постоянного взаимодействия со средой как с источником, с одной стороны, необходимых ресурсов, с другой - опасностей для своего существования.

Отсюда следует, что системное рассмотрение объекта предполагает:

Ø определение и исследование системного качества;

Ø определение образующей систему совокупности элементов;

Ø установление и исследование связывающих эти элементы отношений, - внутренних функций системы;

Ø исследование среды, ее структуры и свойств, существенных для системы;

Ø установление и исследование отношений, связывающих систему со средой, - ее внешних функций.

Системное исследование предполагает также четкое определение ракурса, в котором рассматривается исследуемый объект. От этого зависит и определение системного качества, и совокупность элементов, и функции. Человек, к примеру, по-разному предстает в глазах хирурга, психолога или социолога.

В политике всё вращается вокруг политической власти. И понятие политической системы используется лишь там, где эта власть существует. Мы можем рассматривать политическую власть как интегративное качество политической системы. Тогда политическую систему в самом общем смысле можно определить как совокупность элементов общественной структуры, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих элементов. Часто под политической системой понимают совокупность различных политических институтов и нормативных основ их деятельности. В более конкретной форме это понятие определяется в зависимости от используемого подхода.

II. Модели политической системы

В политическую науку системный анализ проник благодаря американскому социологу Т.Парсонсу, заимствовавшему идею системы из биологии. Рассматривая социальную систему как составную часть более
общей системы действия, он вычленил в ней, в свою очередь, в качестве одной из ее подсистем политическую систему, которой сопоставил функцию целедостижения. Т.Парсонс исследовал структуру и функции общества, - выражаясь современным научным языком, применил к нему системно-структурный и системно-функциональный аспекты системного подхода. Совокупность установленных им функций политической системы, - интеграция, выработка и реализация общих целей, - представляет собой содержание ее связи с системой более высокого порядка -обществом. Политическая система исследована им в системно-функциональном аспекте.

Большая заслуга в адаптации и применении основных принципов системного подхода к анализу политической сферы принадлежит канадско-американскому политологу Д.Истону, разработавшему теорию политической системы как организма, развивающегося и саморегулирующегося за счет связи с внешней средой (схема 1). В его работах реализован системно-коммуникативный аспект системного подхода. Политическая система рассматривается Д.Истоном как механизм преобразования идущих от общества (среды) – социальных импульсов -требований или поддержки - в политические решения и действия. Сама же система представляет собой совокупность механизмов входа, преобразования и выхода.

Немецкий политолог К.Дойч дополнил модель Д.Истона, рассмотрев не только внешние связи, но и каналы прохождения и переработки сигналов внутри политической системы (схема 2). В его представлении сигналы, поступающие из среды, воспринимаются рецепторами политической системы, от них поступают в блок обработки данных, далее - в центр принятия решений (ЦПР) и в блок памяти и ценностей. К.Дойч первым рассмотрел в кибернетической, по сути дела, модели политической системы блок памяти и ценностей, в котором результаты обработки информации подвергаются дополнительному преобразованию, после чего также поступают в ЦПР. После принятия решения соответствующие команды поступают в эффекторы, которые осуществляют воздействие на среду, ею перерабатываются и как реакция общества вновь поступают на вход политической системы. Тем самым К.Дойч определил и элементы политической системы -рецепторы, эффекторы и блоки переработки информации.

Более подробно функции входа и выхода политической системы рассмотрены американским социологом и политологом Г.Алмондом, глубоко исследовавшим политическую сферу в системно-функциональном аспекте. Функции выхода политической системы можно представить как совокупность выработки, применения и контроля за соблюдением правил. Чем лучше эти правила соответствуют объективным условиям и стереотипам общественного сознания, тем эффективнее и с меньшими затратами функционирует политическая система. Реакция же общественной среды, или обратная связь, возникает как результат двух взаимосвязанных процессов: артикуляции и агрегирования социальных интересов.

Артикуляция и агрегирование, по сути дела, - две основные составляющие социальной обратной связи. Посредством артикуляции индивиды и общественные группы формулируют свое отношение к политической системе, придают ему характер требования или поддержки. Затем возникает потребность в агрегировании с тем, чтобы упорядочить и ранжировать, по возможности гармонизировать многочисленные интересы и точки зрения, взвесить противоположные позиции, найти оптимальное соотношение. Эффективное функционирование механизма агрегирования способствует снижению уровня требований (недовольства) к политической системе и усилению поддержки.

Для реализации этих функций политическая система должна иметь достаточные способности, или возможности. По сути дела, это - тоже функции, поскольку их реализация также возможна только во взаимодействии политической системы с обществом в целом. Г.Алмонд рассматривает пять типов возможностей политической системы:

1. Экстракционная возможность политической системы – это ее способность извлекать из общества природные и человеческие, интеллектуальные и физические ресурсы. Сюда относят вовлечение людей в политику в качестве избирателей, государственных служащих, партийных активистов, аналитическая поддержка политических структур, налогообложение, добровольные взносы и другие механизмы пополнения бюджета институтов политической системы. Политическая система существует лишь постольку, поскольку общество поставляет ей свои ресурсы.

2. Регулирующая возможность, - способность управлять, регулировать, координировать поведение индивидов и групп, обеспечивать эффективное политическое управление и взаимодействие с гражданским обществом. Чем эффективнее и шире используется экстракционная возможность, тем сильнее зависимость политической системы от гражданского общества, но тем шире сфера ее регулирующей возможности. Осуществляется она как мерами прямого принуждения – через законы, распоряжения, приказы, – так и через косвенные механизмы регулирования цен и заработной платы, обработку общественного мнения, установление размеров процентных ставок на кредиты и налогообложение.

3. Дистрибутивная возможность - одно из слагаемых регулирования. Технологический уровень современного производства предъявляет качественно новые требования к процессу воспроизводства работника и предопределяет возникновение социального государства, перераспределяющего национальное богатство. Отсюда – значение социальных программ, эффективного государственного патронажа над сферами образования, науки, здравоохранения для устойчивого развития общества и дееспособности его политической системы. И в России без государственной поддержки этих сфер не будет ни современной индустрии, ни рынка. Эффективное осуществление дистрибутивной возможности требует широкого общественного контроля за распределением. Только в демократическом обществе возможна оптимизация широкого использования дистрибутивной возможности, и чем больше потребность в перераспределении, тем более демократичной должна быть осуществляющая его политическая система.

4. Символизирующая возможность - способность политической системы обращаться к населению с популярными лозунгами, создавать привлекательные символы и нужные стереотипы мышления. От нее зависит степень консолидации общества, а значит, реализация и экстракционной, и регулирующей возможностей политической системы.

5. Наконец, интегральная возможность политических, как и любых иных систем, - их реагирующая возможность, складывающаяся из названных и других возможностей системы. Именно способность адекватно реагировать на изменение внешних условий и внутреннего состояния, быстро адаптироваться к ним делает систему устойчивой и способной к саморазвитию.

 

53 Управление в политической сфере: институты, формы, механизмы

Государственное управление и политика: общее и особенное. Государственное администрирование и государственный менеджмент. Политическое управление. Специфика управления в политической сфере. Институты, формы и механизмы политического управления, критерии эффективности. Факторы риска, оказывающие наибольшее влияние на политическую ситуацию.Специфика главных акторов политического управления: человек, группа, массы. Личность и группа как субъекты и объекты управления в политике. Массовое политическое сознание и политическая культура общества как факторы политического управления. Социально-психологические механизмы политического воздействия и политической обратной связи. Политическое участие как универсальное свойство социально-политической общности. Субъекты политического участия. Классификация участников политики. Масштабы и уровни участия. Виды участия. Формы политического участия - массовые, групповые, индивидуальные. Ресурсы и механизмы политического участия, его эффективность. Политическое поведение и политическое участие: общее и особенное.

53. Управление в политической сфере: институты, формы, механизмы

Государственное управление и политика: общее и особенное. Государственное администрирование и государственный менеджмент. Политическое управление. Специфика управления в политической сфере. Институты, формы и механизмы политического управления, критерии эффективности. Факторы риска, оказывающие наибольшее влияние на политическую ситуацию.Специфика главных акторов политического управления: человек, группа, массы. Личность и группа как субъекты и объекты управления в политике. Массовое политическое сознание и политическая культура общества как факторы политического управления. Социально-психологические механизмы политического воздействия и политической обратной связи. Политическое участие как универсальное свойство социально-политической общности. Субъекты политического участия. Классификация участников политики. Масштабы и уровни участия. Виды участия. Формы политического участия - массовые, групповые, индивидуальные. Ресурсы и механизмы политического участия, его эффективность. Политическое поведение и политическое участие: общее и особенное.

ОТВЕТ:

1.есть госуд.политика и она отличается от политики вообще в том, что это продукт конценсуса политичеких сил. На уровне парламента формируется общая повестка дня, которая реализуется на общем уровне- т.е.гос.политика

гос.управление-связанно с администрированием и менеджментом,госуд.администрир-регулятивные, контрольные формы-запретительные, с другой стороны госуд.все больше пропаведуется менеджирование-управление, создании е положительных стимулов, реализация гос.программ, меры поощрения и активации субъетов. Полит.управление- предпологает необязательность исполнения решений руководителя. Общество нельзя уволить, а наоборот общество может уволить эту власть.

Нужно использовать мотивацию, а не приказ, он не действует. Полит.решения не обязательны к общему исполнению.

2. Инситуты и ….: кадровые механизмы, организационные, финансовые. Кадровые-люди,формирование кадрового резерва. Финансовые-это не только бюджет, но и создание и привлечение механизмомв софинансирования и привлечение инвеститиций. Организационные-создание коммисий, определ.органов. праовые-законы. Постановления, указы.

Институты-госуд.-монопольное прво на применение насилия.легитимное насилие.+ отчуждение средств-налоги.

Институты гос.власти по вертикали(федеральная, муниципальная, региональная) и по горизонтали(судебная, имполнит, закон)

Предприятие(коммерческое) и учреждение.

3.безопасность государства: военная, экономическя, социальная, продовольственная, информационная безопасность, региональная-и их риски.

Политика-субъект-субъектные отношения(индивиды или группы-группы интересов, потом превращаются в группы давления. Есть около 30 групп: институты, заинт.группы, полит.элиты,субъекты.Полюса давления на власть

Главный механизм участия-выборы,ковенциальные-договорные с властью т.е. выборы, непротестные акции; неконвенциальные-протестные.

Политическое участие есть даже в авторитарных обществах(ех: на выборы в СССР ходили все). У нас есть традиция предвыборной мобилизации.

Есть институцианальная: площадки, орены, институты в демократич.обществе это легитимные институты где люди могут высказать свою мнение: если этого нет(авторит), то может быть революция

Типы полит.культуры: алмонд и верба: патриархальная, культура участия,прихотская(слабое участие,полное полит.активность)

Субъеты-люди, группы, партии, институты, профсоюзы. Корпоротивные акторы, группы интересов

Прямая демократия: плибесцит(сход граждан), отзыв депутатов,.

Пикет-незначительное количество людей. В одном месте, без речей.Форм участий много: демонстрации, шествия, митинги, пикеты, флеш-мобы и т.д.

 

54 Структура и технология политического менеджмента

Политический менеджмент как технологии достижения эффективных, наилучших результатов в управлении публично-политическими делами и в решении политико-властных проблем. Роль идей публичного управления, публичной политики и публичного менеджмента в возникновении и становлении политического менеджмента. Преимущественно прикладной и технологический характер политического менеджмента. Основные задачи политического менеджмента. Политический менеджмент как основа профессиональной карьеры в сфере политики. Специализация политических менеджеров: политико-управленческие эксперты, консультанты, переговорщики. Политическое консультирование. Типы и формы консультантских услуг. Административное управление и административный менеджмент.

1. Структура и технология политического менеджмента

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.