Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 25 «Политические отношения»




Политическое сознание — это система взгля­дов, понятий, представлений, установок и чувств, выражаю­щих субъективное отношение человека к действующим или же­лаемым политике и политическим явлениям.

Вопрос № 24 «Политическое сознание: понятие, структура, функции».

Политическое сознание — одна из основных форм общественного сознания.

В структуру политического сознания входят следующие уровни: теоретический, эмпирический, обыденный. Однако некоторые авторы выделяют наряду с этими уровнями еще и государственный.

Ø Государственный уровень – на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Государственное сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д.

Ø Теоретический уровень – представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

а). Ставить и решать важнейшие политические цели и задачи – как стратегические так и тактические.

б). Определять средства и методы их достижения.

в). Определять направления и пути организационно-политического решения назревших проблем;

г). Вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

д). Корректировать политику с учетом данных практического опыта.

Ø Эмпирический уровень - базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных групп. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений.

Ø Обыденный уровень – характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции.

Функции политического сознания:

1. Когнитивная (потребность в познании человеком различных сторон мира политики)

2. Идеологическая (необходимость в сплочении политических партий, наций, государств в сохранении завоеванных властных позиций)

3. Коммуникативная (обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти)

4. Прогностическая (способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов)

5. Воспитательная (возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами).

 

Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.
Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:
- их смысл заключается в установлении связи бытия социальных субъектов (социальных групп, личностей) с проблемами и интересами, свойственными всей социальной целостности. Государство выступает инструментом поддержания и регуляции этой связи;
- возникая при активном участии сознания, политические отношения существуют не в головах людей, а в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, государством, партиями;
- деятельный, активный характер политических отношений позволяет людям с их помощью влиять на многие внешние и внутренние параметры своего существования. Например, такое воздействие можно оказать на экономическую жизнь общества через установление приоритетов экономического развития;
- их специфическим инструментом оказывается власть, принуждение, авторитетное влияние, использование силы организации, в качестве которой могут выступать и партии, и союзы, и государства, движения, институты, возникающие в результате объединения воли и действий людей на основе определенных принципов.
Нерасторжимым единством целостности и социальной фрагментарности политические отношения отличаются от экономических отношений, где доминируют частные интересы. Причем их ограничение или подавление, непосредственное подчинение общим задачам оборачивается деструктивными для экономики процессами: падением инициативы, снижением конкуренции, торможением технического прогресса. Отличаются они и от морали в сфере, в которой, наоборот, существует абсолютный приоритет общечеловеческих ценностей, интересов и потребностей.
Отпечаток этой специфики невольно несет на себе любой человек, вступающий в сферу политических отношений. В его деятельности и сознании действительно нельзя будет разорвать частное и общее, интересы личные и общественныеили групповые.
Термин "политика" имеет много значений, но основные из них следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. ИНСТИТУТОМ и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:

1) они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе;

2) они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти;

3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.
Существует неразрывное единство политических институтов и политической деятельности: политическое действие "опредмечивается" в институциональном образовании (в соответствующем учреждении, юридической регламентации и т.д.), и, наоборот, институциональное образование постепенно "распредмечивается" в политическом действии (становится его объектом, средством, критерием, целью).
Существует множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются СУБЪЕКТАМИ политики, другие - выступают а качестве ее ОБЪЕКТОВ, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере социальных отношений, нет постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем - все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.
При стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений, в конечном счете при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.

 

Политические отношения образуют систему многообразных, многоуровневых, стихийных и сознательных взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики.

В центре политических отношений находятся отношения между государством и обществом. Данный вид политических отношений представляет собой совокупность прямых и обратных связей, с помощью которых осуществляется взаимодействие государства и общества.

Существуют три типа этих отношений:
• наличие и приоритет свидетельствуют о демократическом характере политических отношений;
• частичное блокирование «механизма обратных связей» и доминирование прямых связей свидетельствуют об авторитарных политических отношениях;
• полное блокирование механизма обратных связей, наличие только «прямых связей» соответствуют тоталитарным отношениям.

В политические отношения также входят межгрупповые, внутригрупповые и межличностные отношения. В этом находит свое выражение структурная сложность и многоуровневость системы политотношений. В нее же входят и межгосударственные (международные) и глобальные политические отношения.

Политические отношения могут носить характер как согласия, солидарности, так и соперничества, конфликта, антагонизма. Особое место в системе политических отношений занимают управленческие (между управляющими и управляемыми) и отношения политического властвования (между властвующими и находящимися под властью).
Совокупность всех политических отношений определяет, по существу, функционирование данной политической системы общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.