КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М. Вебер – основоположник понимающей социологии
Немецкий мыслитель М. Вебер (1864-1920) считал, что социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякое поведение и деятельность являются предметом изучения социологии, а только те, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижения, во-вторых, ориентированы на других субъектов, то есть учитываются влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, то оно не считается социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Соц. действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей. В таком качестве они составляют предмет внимания понимающей психологии. Если действия человека ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этих действий в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта соц. действия. Задачи понимающей социологии, по мнению Вебера, заключаются в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось; во-вторых, какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно- соотнесенного поведения других людей». Вебер исходит из того, что понимание соц. действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим (осмысленным с помощью понятий), так и чисто эмоциональным (вживание социолога во внутренний мир субъекта). В своей социологии понимания Вебер рассматривал проблему моральных, политических, эстетических ценностей. Вебер трактует ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Ценности из надисторической области переносятся в историческую. Важнейщей составляющей разработанной Вебером теории социального действия является концепция идеальных типов. Идеальный тип – это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современную эпоху (моральные, политические, религиозные ценности, вытекающие из них установки, правила поведения людей). Идеальные типы характеризуют сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т.д., в силу чего они выступают как своеобразные критерии жизни людей. Идеальные типы способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь. Типы соц. действия по Веберу: - целерациональное (человек ясно представляет цель своего действия и средства ее достижения) - ценностно-рациональное (сознательная вера в этическую, эстетическую и религиозную ценность поведения) - аффективное (происходит через бессознательные психологические импульсы и чувства) - традиционное (осуществляется через привычку) В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы и виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко и содержанием и механизмом осуществления социального действия. Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности соц. действий. Воплощением рациональности Вебер считал правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным принципам.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |