Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология Э. Дюркгейма. Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) относится к наиболее значительным представителям позитивизма конца XIX-начала XX века




Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) относится к наиболее значительным представителям позитивизма конца XIX-начала XX века. Он энергично выступал против индивидуалистических и психологических подходов в объяснении явлений социальной жизни. В своей теории социального реализма он исходил из того, что природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами, что исходным моментом анализа поведения людей является общество как система взаимодействий индивидов, соц. групп и соц. институтов. Главную роль в деятельности и поведении людей играет непосредственная, а также более широкая среда их жизнедеятельности.

Дюркгейм был сторонником разработки научного метода в социологии, заключающегося, по его словам, в рационалистическом, то есть строго логическом объяснении явлений общественной жизни. Социология, пишет он, есть наука о социальных фактах, под которыми он понимает политические, правовые, моральные, религиозные идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Конечными причинами соц. явлений выступают идеи и духовные ценности людей, которые они реализуют на практике. В них он находит источник всякой социальной эволюции. Речь идет об идеях и духовных ценностях как проявлениях коллективного сознания.

Каждый человек застает уже сложившимися определенные политические, правовые, моральные и другие нормы. Он должен их усвоить и реализовать на практике. Отсюда два основных признака соц. фактов: объективное существование по отношению к отдельным индивидам и их принудительное воздействие на людей. Тем самым, Дюркгейм исходил из понимания человека как социального существа, развитие и деятельность которого проходят под определенным воздействием на него соц. норм и предписаний.

У социальных фактов общая духовная природа и сущность. Все они – проявления группового или массового сознания. Их воздействие на людей в конечном счете организовано сознательно и осуществляется через соц. институты.

Актуальный характер имеет учение Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о соц. болезнях и их преодолении. Соц. здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. То, что способствует развитию общества и благосостояния людей должно быть признано полезным и необходимым. Если общество больно целиком, лечить его надо комплексно. Большое значение Дюркгейм придавал моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все сферы соц. здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

Пытаясь решить вопрос об источниках социальной эволюции, Он считал решающими социальные истоки развития общества, прежде всего, коллективное сознание и коллективную деятельность людей. Это позволило ему более подробно проанализировать механизм функционирования и развития общества.

Представляет интерес анализ Дюркгейма проблемы коллективности. Коллективность трактуется им как основной фактор социальности, естественное русло жизнедеятельности людей. Коллектив, общество, его соц. институты в решающей степени воздействуют на развитие каждого человека. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально-ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной дисциплины (политической, правовой, моральной), что по мнению Дюркгейма является весьма существенным фактором общественной жизни. Касаясь проблемы социологии и философии, он признавал, что социология возникла из великих философских доктрин и всегда опирается на какой-нибудь философских метод, но давно стала самостоятельной наукой и должна заниматься своим делом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.