Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные конфликты в современном российском обществе и пути их урегулирования




Наибольшее распространение в российском обществе получили политические конфликты. Наибольшую опасность для его развития представляет усиление напряженности и конфликтности в межнациональных отношениях. Исследования, проведенные в 90е гг. ИСПИ РАН в режиме мониторинга, показали, что именно социальные факторы вызывают напряженность в межнациональной сфере, а последняя, в случае неэффективной национальной политики может вызвать конфликт. Примером могут служить события на Северном Кавказе (чечено-дагестанский, осетино-ингушский конфликт); более мелкие по масштабам межнациональные конфликты в Ставропольском и Краснодарском крае. Что касается внутренних политических конфликтов России, то основным здесь является конфликт между исполнительной и законодательной властью, длящийся с момента распада СССР. На высшем уровне этот конфликт первоначально проходил по линии противостояния президента и Верховного Совета, глав республик и местных органов власти, с одной стороны, и Советов народных депутатов всех уровней, с другой стороны. Этот конфликт вылился в события октября 1993 года. Формой частного разрешения этого конфликта являются выборы депутатов Федерального собрания и референдум по принятию первой Конституции. Однако объективные причины конфликта не устранены и отныне он реализуется в новых формах противостояния Президента и Федерального Собрания, а также исполнительной и законодательной власти в регионах. Также в социально политической сфере характерны внутрипарламентские конфликты, межпартийные конфликты, конфликты между звеньями управленческого аппарата. Заметное место занимают национально-этнические конфликты. Доминирующей идеей их является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение власти между органами государственной законодательной и исполнительной власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играют проблема самоопределения тех или иных национальных общностей. В России национально-этнические конфликты чаще носят политический характер. В период перестройки в различных республиках и регионах России на волне демократизации и формирования новых рыночных отношений выросли новые элитарные соц. группы. Местная этнократия, поддерживаемая центром, не подпускала к процессу принятия решений представителей новой элиты. Поэтому последняя вынуждена была облекать свои притязания на власть в форму национально-этнических лозунгов и требований. Старая правящая элита, чтобы остаться у власти, нередко поддерживала эти требования. По мере того, как укрепляются позиции центра и происходит проникновение новых элит к властным структурам, конфликты в такой форме ослабевают. В социально-экономической сфере конфликты связаны с перераспределением собственности, становлением рыночных отношений, отсутствием четкой законодательной базы разрешения трудовых конфликтов и т.д.Значительное место в этом конфликте имеет субъективный фактор: перекосы в проведении реформ, ошибки налоговой политики, бюрократия в институтах власти и др. Особый вес в разрешении конфликтов имеет роль третьей стороны, осуществляющей конфликтологическое посредничество. Посредничество может принимать различные официальные и неофициальные, формальные и неформальные, инициативные и испрашиваемые и т.д.

 

44. Типология соц. институтов. Особенности традиционных и современных институтов.

Социальные институты различаются по типу потребностей, задач, которые они решают:

1. экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. Они могут рассматриваться как разновидность социальных институтов, поскольку их характеризует система соответствующих социальных норм, правовых, морально-этических, относительно устойчивая совокупность целесообразно ориентированных стереотипов поведения, подкрепляемых соответствующими ожиданиями и системой санкций. В нормативную структуру экономических институтов входит система норм, отражающих тип производства, наличие типичных форм и способов обмена, а также те или иные социальные ценности, морально-этические стандарты и нормативы поведения в сфере экономики. К числу соц. институтов в экономике относится институт собственности, система торговли и распределения, финансовая система, система страхования и др.

2. политические институты – они осуществляют реализацию политической власти, необходимость которой определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, соц. групп ресурсы, ценности никогда не безграничны; естественному стремлению к расширению сферы обладания ими должны быть установлены соц. определяемые пределы. Это государство, политические партии, профсоюзы и т.д. они обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые культуры.

3. социокультурные и воспитательные институты (образование, наука, культурно-воспитательные учреждения и др.) К числу важнейших соц. институтов относится образование. С функциональной точки зрения система образования обеспечивает социализацию индивидов. Наука является центральным институтом во всех современных обществах

4. нормативно-ориентирующие – это механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в обществе этику поведения, императивные общечеловеческие ценности.

5. нормативно-санкционирующие – осуществляют общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил, предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6. церемониально-символические – регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи, обмена информацией и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.