Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности




Вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия, имеет давнюю историю в философии.

Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый).

Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. В философских системах этого типа утверждается, что по­знание реальности возможно, но не по существу, а на уров­не явлений. Иначе говоря, познание скользит по поверхно­сти вещей, не проникая в их суть. Свое высшее выражение скептицизм нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.).

Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину. Эта позиция получила название гностицизма или гносеологического оптимизма. Она предполагает сле­дующий ответ на вопрос о возможностях познания и степе­ни его адекватности: мир познаваем полностью и по суще­ству. Такая точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.

С точки зрения выделения ведущей познавательной спо­собности весь спектр философских теорий можно разделить на рационализм и иррационализм, а раци­оналистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле слова и эмпиризм.

Иррационалисты считают, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью веры, интуиции или инстинк­та. Разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих филосо­фов, не дают истинного знания, напротив, являются препят­ствиями для постижения истины. Примером философского иррационализма являются иррационалистический волюн­таризм А. Шопенгауэра, философия воли Ф. Ницше, фило­софия жизни А. Бергсона. Ф. Ницше, в частности, писал, что разум - препятствие для воли в ее стремлении к влас­ти, интеллектуальные размышления, рефлексия тормозят человеческие действия.

Эмпиризм называет главной познавательной способностью человека чувства, а источником знаний - опыт. Дж. Локк, в полемике с которым Г. Лейбниц предло­жил «формулу» рационализма, писал: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». По мнению сенсуалистов, ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляет опыт. Сенсуализм (эмпиризм) существует в материалистической и идеалистической формах. Материалис­тический сенсуализм считает источником познания внешний опыт, объективные данные органов чувств о предметах и явлениях внешней реальности. Представителями этой линии сенсуализма являются Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс. Идеалистический сенсуализм весь опыт сводит к чувствен­ным данным, которые носят субъективный характер, т.е. к ощущениям. В интерпретации субъективных идеалистов существование мира сводится к его способности быть вос­принятым человеком. Представителями этого направления являются Дж. Беркли и Д. Юм.

Сторонники ра­ционалистического взгляда на природу человеческого позна­ния считают, что ведущей познавательной способностью и главным источником знаний является разум, интеллект. Суть философского рационализма одной фразой выразил Г. Лей­бниц: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чув­ствах, кроме самого разума». Рационалисты считают, что опыт не может дать истинного знания и стать основой об­щенаучного метода. Опытные данные сомнительны. Идеи же, содержащиеся в уме человека, напротив, ясны и оче­видны. Задача познания заключается в том, чтобы выявить уже заложенные в разуме знания. Философский рациона­лизм достиг пика своего развития в философии XVII - XVIII вв. Его представителями являются Р. Декарт, Б. Спи­ноза, Г. Лейбниц.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.