Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли




Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос. Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.

Совершенно верные и адекватные представления о вза­имной связи всех явлений и событий в философии XVII - VIII вв. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического. Механистический детерминизм трактует все типы взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Следствием механистического детерминизма является фатализм - учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, которое фактически сливается с верой в божественное предопределение.

Проблема ограниченности механистического детерминизма особенно ясно обозначилась в связи с открытиями в квантовой физике. Закономерности взаимодействий в микромире оказалось невозможным описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм пе­рестал ассоциироваться с детерминизмом вообще. Как писал физик М. Борн, «утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необосновано. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений». Причинность, таким образом, не изгоняется из науки, просто изменяются представления о ней, следствием чего является трансформация принципа детерминизма.

Современное представление о детерминизме конкретизируется в сле­дующих принципах:

- принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий;

- принцип причинности;

- принцип многообразия типов детерминации;

- принцип закономерности отношений обусловливания.

Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия способствовали активизации индетерминизма. Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, отказавшейся от отождествления личности только с ее разумной ипостасью, позиции индетерминизма усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на понимание свя­зи между явлениями только в механистическом и фаталистическом духе. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания событий и явлений в культуре предлагается принцип индетерминизма.

 

42. Проблема сознания в философии: его происхождение и сущность. Сознание и бессознательное.

Современные представления о сознании имеют долгую предысторию. Понятие сознания - ключевое в филосо­фии, а вопрос о его природе - один из самых древних. Как только первые философы сформулировали проблему человеческого бытия, они столкнулись и с проблемой со­знания.

В греческой философии нет собственно понятия «сознание», но существуют как минимум четыре термина, которые можно соотнести с современным представлением о сознании: «нус» - творческий ум, «психея» - душа, «логос» - разум, «эйдос» - идея.

Философия Нового времени полнос­тью отождествила сознание, познание и мышление. Сознание - способность, которая позволяет человеку получать знания о внешнем мире и о своих пси­хических состояниях.

Немецкая классическая философия, продолжая тему по­знавательных способностей, вносит в ее интерпретацию ряд существенных изменений. И. Кант впервые явно формулирует вопрос о том, как возможно сознание, как оно «работает». И. Кант пишет три критики: «Критику чистого разу­ма», проясняющую познавательные возможности сознания, «Критику практического разума», раскрывающую ценност­ный смысл сознания, и «Критику способности суждения», посвященную эстетической способности субъекта. По мыс­ли немецкого философа, ценностный аспект сознания пер­вичен, гносеологический — вторичен.

В диалекти­ческом материализме сознание определяется как функция высокоорганизованной материи - человеческого мозга. Сознание возникает и развивается на основе чувственно-предметной практической деятельности человека в ходе его взаимодействия с миром. Сознание есть субъективный образ объективного мира. Диалектический материализм различает общественное и индивидуальное сознание. Об­щественное сознание выступает аналогом духовной куль­туры, а его формами являются наука, философия, искусст­во, политика, мораль, религия, право. Индивидуальное сознание - сознание конкретного человека, в своем про­исхождении и развитии зависит от общественного. Именно общественное сознание первично и является той основой, на которой формируется индивидуальное.

XX в. принципиально изменил угол зрения на человека и его сознание. Философия жизни, экзистенциализм, персона­лизм, философская антропология, психоанализ занимаются изучением не столько сознания, сколько целостной субъек­тивности человека в единстве сознательных и бессознатель­ных компонентов. Существенной ха­рактеристикой сознания, с точки зрения феноменологии Э. Гуссерля, отличающей его от физических процессов, является интенциональность - направленность на объект: сознание никогда не бывает «пустым», оно все­гда есть сознание «о чем-либо».

Несмотря на длительную и богатую историю представ­лений о неосознаваемом, философское понятие бессозна­тельного было сформулировано только в XX в. Новые идеи возникли в рамках клинической психологии сначала как по­пытка построить методику лечения невротических заболева­ний, затем психоанализ стал общепсихологической теорией, и значительно позже, благодаря усилиям последователей и учеников 3. Фрейда, превратился в философско-мировоззренческую концепцию.

Принципиальное и фундаментальное отличие теорети­ческой позиции З. Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что 3. Фрейд постулирует первич­ность бессознательного по отношению к сознанию, и принципиально критикует позицию, представляющую бессознательное как низшую форму психической активности, преодолеваемую благодаря возникновению сознания.

Бессознательное - это вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, неосоз­наваемых и неподдающихся сознательному волевому конт­ролю. Сознательные содержания могут забываться, подав­ляться или вытесняться в бессознательное. Граница между сознательным и бес­сознательным размыта, существуют такие психические яв­ления, которые мигрируют из сферы сознания в бессозна­тельное, и наоборот.

Для того чтобы обозначить границу между сознатель­ным и бессознательным, З. Фрейд вводит понятие подсоз­нания. Подсознание - это те бессознательные психичес­кие явления, которые связаны с переходом на уровень сознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сно­видений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т.п. Именно по этим следствиям ра­боты бессознательного мы узнаем о его природе, содержа­нии и функциях.

З. Фрейд предложил собственную модель субъективной реальности, в которой представлены как сознательная, так и бессоз­нательная сферы. Структура субъективной реальности выг­лядит следующим образом:

1 уровень «Оно» - «подвалы сознания» (глубинный слой бессознательных влечений личности).

2 уровень «Я» - самосознание личности.

3 уровень «Сверх-Я» - установки общества и культуры, моральная цензура, совесть.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.