Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статистика инфляции и основные показатели ее оценки




Статистический анализ цен потребительского рынка.

Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по отобранному набору товаров—представителей на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров (100), непродовольственных товаров (201) и платных услуг (81 наименование) – всего 382 товара и услуг. Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные: 1) об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке; 2) о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств. Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов. 1. Средние цены отчетного и базисного периодов P1 и P0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической: P1=?P1j / n, где n – число зарегистрированных цен. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар. Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен. ip = P1 / P0. 2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне. Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле: P1 = ??? х d, где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов. 3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории. Используется модифицированная формула Ласпейреса.

Инфляционный процесс связан с обесцениванием денег, проявляющимся в росте цен на товары и услуги и в нарушении денежного обращения. Из многообразия причин возникновения инфляции обычно выделяют две основных: монетаристическую (денежную) природу и немонетаристическую. Согласно монетаристическому подходу, инфляция всегда и везде является денежным явлением. Причина роста инфляции кроется в более быстром увеличении денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта. Монетаристическая концепция инфляции в наиболее четком виде представлена уравнением Фишера: MV = PQ, откуда P = MV / Q, где M – денежная масса, находящаяся в обороте; V – скорость обращения денег; P – уровень цен; Q – количество реальных товаров и услуг. Из данного уравнения для коротких интервалов времени выводится уравнение темпов роста Т рассматриваемых показателей: T P = T MT V / T Q. Из многогранной природы возникновения инфляция бывает открытая и подавленная. Открытая инфляция проявляется в следующих формах: инфляция спроса, возникающая при избытке совокупного спроса, за которым не успевает производство, что приводит к резкому росту цен на потребительском рынке; инфляция издержек производства возникает при росте цен на промежуточные товары (сырье, зарплата); структурная инфляция, характеризующаяся макроэкономической межотраслевой несбалансированностью. Для оценки и анализа инфляции используется система показателей. Дефлятор ВВП оценивает степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, производимых и потребляемых в государстве. Его определяют как отношение номинального ВВП (ВВП N) к реальному ВВП (ВВП R): I = ВВП N / ВВП R = Σ P tq t / Σ P 0 q t, где Σ P tq t – валовой продукт изучаемого периода в текущих ценах; Σ P 0 q t – валовой продукт изучаемого периода в ценах базисного периода. Реальный ВВП представляет собой физический объем производства конечных товаров и услуг, рассчитанных в ценах предыдущего года. 2. Индекс цен производителя измеряет инфляцию в отношении товаров потребительского и производственного назначения.3. Индекс потребительских цен измеряет инфляцию исключительно потребительских товаров и услуг, приобретаемых конечными покупателями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.