Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)




Существующие теории происхождения государства и права нередко противоречат друг другу, не содержат однозначных ответов. Одной из причин разнообразных подходов к объяснению происхождения государства и права является то, что нельзя видеть далее горизонта своего века – каждая эпоха дает истории новые точки зрения. Другая причина – идейные позиции автора.

Патриархальная теория: Платон и Аристотель видят государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха представляет собой подобие власти отца над членами семьи. Государство – продукт разросшейся семьи. Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития.

Теологическая теория: Фома Аквинский считал, что стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе. Государство является следствием изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. В тоже время, государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Деятельность монарха схожа с деятельностью Бога – монарх изначально учреждает государство и только потом начинает управлять им.

Патримониальная теория: Галлер видит причину возникновения государства в интенсификации земледелия. Причиной конфликтов между различными народами являлись территории – основные источники существования в эпоху присвоения, при переходе к производящей экономике ситуация еще более усугубилась. Эта модель происхождения государства адекватна практике государственного строительства, но не может быть универсальной, т.к. не объясняет многообразие путей возникновения гос.

Естественно-правовая теория: государство есть результат общественного договора, который явился порождением разумной воли народа, человеческим изобретением и учреждением для более разумного существования, обеспечения свободы и порядка. Люди делегировали часть своих прав государству, которое приобрело меры принуждения для реализации законов. Не подтверждается практикой государственного строительства.

Психологическая теория: процесс образования государственных институтов управления имеет своей предпосылкой психологическое различие отдельных индивидов. Согласно теории люди делятся на 2 группы – люди, склонные подчиняться авторитету и сильные личности, склонные подчинять своей воле других. Из лидеров постепенно формируются институты государства. Не соответствует практике – войны.

Диффузионная теория: государство возникает в соответствии с двумя вариантами развития. Первый – передача опыта управления большими группами человеческого общества от одних народов другим (возникновение государственности у славян). Второй – распространение государственно-правового опыта на территории, где еще не было государственности (колонизации народов). Теория является сугубо идеологической и излишне идеалистической.

Инцестная теория: особенности воспроизводства человека – табу на инцест – явились исходным фактором при зарождении государственности. Отказ от права на женщину своей группы создал условия для социальной коммуникации между группами. Преувеличение полового фактора в процессе государственного строительства.

Спортивная теория: природа образования государства объясняется процессом происхождения спортивных игр. Родовая и военная элита своим появлением обязаны военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях-инициациях. Не может претендовать на универсальность, т.к. не объясняет глубинных процессов образования государства.

Органическая теория: спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции; эволюция – переход от неопределенной однородности к связной однородности. Появление общества, а затем государства – результат такой эволюции. Базисом возникновения институтов управления является семейная дифференциация – становление класса мужчин как властвующего класса. Далее классовая структура усложнялась в связи с интенсификацией военных конфликтов, возникали различные сословия и выделяется группа управленцев.

Теория насилия: предусматривает два варианта развития и двояко объясняет природу происхождения государства. Теория внешнего насилия – к образованию государства привела война между племенными общинами; институты государственной власти возникают как средство организации общества для повышения его боеспособности и как средства контроля над завоеванными государствами. Теория внутреннего насилия говорит о том, что задолго до появления частной собственности выделяется группа людей, которые путем принуждения исполняют ряд важных функций в существовании общества, не связанных напрямую с производством и экономикой; институты управления возникают как инструмент осуществления контроля над принуждаемыми.

Расовая теория: Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Гобино считал, что именно государство призвано обеспечивать постоянное господство высших рас над низшими. Человеческие расы не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях, их можно структурировать на низшие и высшие расы.

Марксистская теория: совершенствование земледелия и скотоводства приводит к разделению этих занятий, возникает специализация, а специализация приводит к перепроизводству, перепроизводство порождает необходимость обмена, необходимостью обмена обусловлено рабство (пленных заставляли работать). Большие объемы производства приводят к накоплению богатства в одних руках, к возникновению собственности и появлению необходимости охранять богатство. Затем появляется ремесло – второе разделение труда, а после торговцы – третье. В этих условиях (частная собственности, классы, которые ничего не производят) родовая организация жизни общества становится непригодной. Согласно теории марксизма государство является следствием трех основных причин: 1) разделение труда; 2) возникновение частной собственности на средства производства; 3) раскол общества на антагонистические классы. Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.

 

6. Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.

Власть – способность класса, соц. группы, личности подчинять своей воле другие классы, другие соц. группы, других людей, побуждать или принуждать их действовать в интересах властвующих и не препятствовать осуществлению и достижению интересов тех, кто обладает властью.

Виды власти:

1) Политическая (государственная) власть

2) Законодательная власть

3) Исполнительная власть

4) Судебная власть

5) Управленческая власть

6) Публичная власть

7) Символическая власть

Государственная власть является неотъемлемым свойством государства, в первую очередь выражает интересы и волю тех социальных сил, которым она принадлежит.

Государственная власть всегда решает как свои собственные, так и общенациональные задачи. Государственная власть верховенствует над всеми видами власти общества – ее веления обладают безусловной обязательностью, она независима и не подчиняется никакой другой власти. Одной из важнейших черт гос.власти является ее единство. Характерным признаком – возможность использовать силовые методы, осуществлять принуждение при помощи спец. органов и учреждений. Гос.власть должна быть легальна. Гос.власть является легитимной, т.е. обеспечена поддержкой общества, основана на реальном народном волеизъявлении.

Компоненты гос.власти:

1) Субъект гос.власти – непосредственный носитель – социальные и национальные общности, классы, народ.

2) Объект гос.власти – граждане, их объединения, соц.слои, классы, общество в целом. В демократическом обществе субъект и объект власти очень близки и даже совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

3) Один из сущностных структурных элементов гос. власти – властоотношения – возникают в процессе взаимодействия между носителем власти и подвластными субъектами; в рамках властоотношений властвующий навязывает свою волю подвластным.

4) Средства, методы и способы осуществления гос.власти зависят от многих факторов. Если интересы и воля влавствующих и подвластных совпадают, то властоотношения реализуются без принуждения.

5) Ресурсы государственной власти – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление гос.власти. Утилитарные – материальные и др. блага. Принудительные – меры государственно-властного, карательного воздействия. Нормативные – ценностные ориентации, регулирование отношений в обществе путем правового регулирования. Существует классификация ресурсов власти в зависимости от важнейших сфер жизни общества: экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

Материальные ресурсы: гос.собственность, гос.казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д. Они составляют экономическую базу гос.власти.

Социальные ресурсы образуют соц.основу гос.власти, которая предназначена организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения, разрешать соц.конфликты. Для реализации этих задач гос.власть добивается доверия и поддержки населения.

Культурно-информационные ресурсы – знания, информация, а также средства их получения и распространения. Особенно велика роль исторических и национально-культурных традиций. Если власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе.

Идеология – власть посредствам идеологии оправдывает свое существование, обосновывает проведение своих методов властвования и достижения определенных целей.

Силовые ресурсы составляет армия, полиция, суд, прокуратура, органы безопасности – они необходимы государству для обеспечения правопорядка, осуществления принуждения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.