Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночный спрос и рыночное предложение. Образование рыночной цены




В рыночной экономике тесно взаимодействуют три переменные: спрос, предложение и цена. Спрос – это связь между двумя переменными: рыночной ценой товара и тем его количеством, которое покупатели готовы и в состоянии купить для удовлетворения своих потребностей. Спрос находится в обратной функциональной зависимости от рыночной цены Q = f (P). В этом заключается суть закона спроса: с ростом цен спрос на товары и услуги уменьшается, при снижении цен спрос повышается. Например, пусть для покупателя картофеля имеется ряд альтернативных рыночных возможностей (A, В, С и D), которые отражены в табл.1.

 

Спрос индивидуального покупателя


Табл.1.

Варианты рыночной ситуации Цена картофеля, д.е. за 1кг. Величина спроса на картофель в килограммах.  
А В С D    

Рис.1.


Из таблицы видно: если цена за 1кг. картофеля составляет 35 д.е. (вариант А), то потребитель будет готов купить 10кг. картофеля в неделю; если же цена составит 25 д.е.(вариант В). потребитель купит 20кг. и т.д.

Эту обратную связь между ценой и величиной спроса можно изобразить в виде графика, показывающего величину спроса Q на горизонтальной оси, а цену Р – на вертикальной оси (рис.1) Построенная по данным табл.1. кривая спроса, наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса отрицательная или обратная.

На спрос влияют не только цены, но и многие другие факторы, поэтому различают изменение величины спроса и изменение спроса. Под влиянием цен изменяется величина спроса, а не самого спроса, т.е. речь идет о переходе от одной комбинации «цена – количество продукта» к другой их комбинации в точках А,В,С,D.

Неценовые факторы (число покупателей; доход потребителей; вкусы; цена на товары заменители), могут повлиять на смещение кривой спроса вправо или влево. Например, изменение в спросе произойдет, если на рынке увеличится число покупателей. Понятно, что спрос тоже изменится в сторону повышения и кривая спроса переместится вправо.

Предложение – это количество благ, которое производители хотят и могут произвести и предложить к продаже на рынке по определенной цене. Предложение находится в прямой функциональной зависимости от рыночной цены Q = f (P). Чем она выше, тем больше и предложение. Эта зависимость выступает как закон предложения. Понятие предложения можно представить в графическом изображении (рис.2) на примере данных табл.2.

 


Предложение производителя. Табл.2

Варианты рыночной ситуации Цена картофеля, д.е. за 1кг. Величина предложения картофеля в неделю, кг.
А В С D    


Рис.2.

При построении кривой предложения необходимо учитывать, что цена влияет на величину предложения. Но так же, как и на спрос, на предложение влияют и многие другие неценовые факторы (технология производства; цена на факторы производства; количество 0товаропроизводителей; налоги и субсидии). Поэтому и при анализе предложения надо различать изменения величины предложения под влиянием цены и изменения в предложении товаров и услуг под влиянием неценовых факторов. Последние смещают кривую предложения вправо или влево.

Спрос и предложение – это не просто количественные выражения. За ними всегда стоят реальные фигуры покупателей и продавцов, чьи интересы в принципе противоположны. Первые всегда заинтересованы купить товар подешевле, вторые – продать подороже. В этом и проявляется суть свободного конкурентного рынка. Здесь каждый стремиться получить наибольшую выгоду, а в качестве арбитра выступает рыночная цена. Именно взаимодействие покупателей и продавцов приводит свободные конкурентные рынки в равновесие. Равновесие наступает тогда, когда спрос совпадает с предложением и на рынке устанавливается рыночная (равновесная) цена, которая устраивает и покупателя и продавца. В результате интересы покупателей и продавцов совпадают или согласовываются. Покупатели готовы приобрести товар по установившейся цене, а продавцы готовы его продать. Образование рыночной цены можно рассмотреть на графике (Рис.3.).

 

Рис.3.

Соприкосновение (переплетение) интересов субъектов рынка ведет к пересечению спроса и предложения и их кривых. Если совместить табл.1. и 2., рис.1. и 2., то получим модель частичного равновесия рынка, где пересечение кривой спроса D и кривой предложения S образует точку Е рыночного равновесия. На рис.3. покупатели и продавцы готовы купить и продать 40кг. картофеля по цене 15д.е. за 1кг. Это и будет равновесная рыночная цена за картофель.

В нашем примере любая цена, выше 15д.е. за 1кг., приводит к избытку предложения. Так, если цена установится на уровне 20д.е. за1кг., то поставщики готовы предложить картофеля 50кг. в неделю, но потребители могут купить по такой цене - лишь 30 кг (см. рис.3). В результате у продавцов возникнет излишек картофеля, который вызовет конкурентное сбивание цены теми из них, кто стремится избавится от избытка.

Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки (дефицита) картофеля. Величина спроса начинает превышать величину предложения. Конкурирующие между собой покупатели готовы будут платить больше, лишь бы найти картофель и приобрести его. В результате надбавки к цене будут толкать ее к равновесному уровню.

Конкуренцию продавцов на рис.3 отражают стрелки, направленные вниз, конкуренцию покупателей – стрелки, направленные вверх.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.