Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. Резюме Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии




Резюме

  • Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии
    • В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.).
  • К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие - тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский).
    • Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера.
    • Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин).
  • Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).
    • Основными "пластами" уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость.
    • Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности.
    • Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.

 

Словарь терминов

1. Воспитанность

2. Воспитуемость

3. Задатки

4. Зона ближайшего развития (ЗБР)

5. Интеллект

6. Мышление

7. Научение

8. Обучаемость

9. Обучение

10. Обученность

11. Память

12. Развиваемость

13. Развитие

14. Развитость

15. Созревание

16. Способности

17. Становление

18. Уровень актуального развития (УАР)

19. Психическое развитие

20. Развивающее обучение

21. Учение

22. Формирование

 

1. Почему проблема соотношения обучения и развития считается центральной проблемой педагогической психологии?

2. С чем связано смещение смысловых акцентов в проблеме соотношения обучения и развития в настоящее время?

3. Назовите основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).

4. Назовите основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития.

5. Какой точки зрения к соотношению обучения и развития придерживались А. Гезелл и З. Фрейд?

6. В чем особенности точки зрения Э. Торндайка, У.Джемса в трактовке проблемы соотношения обучения и развития?

7. Назовите основные направления разработки проблемы обучения и развития.

8. Кто изучал влияние поэтапного формирования умственных действий на интеллектуальное развитие?

9. Какое положение легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития учащегося?

10. Что такое зона ближайшего развития?

11. Чем отличается уровень актуального развития от зоны ближайшего развития?

12. Назовите основные показатели, "пласты" актуального развития учащегося.

13. Что понимается под обученностью?

14. Назовите основные показатели развитости (интеллектуальной).

15. Чем отличается воспитанность от воспитуемости?

16. Что понимается под обучаемостью?

17. Назовите существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающих возможности к обучению.

18. Чем отличается общая обучаемость от специальной?

19. Какие признаки обучаемости выделяет О.М. Морозов?

 

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

3. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности. М., 1962.

4. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.

5. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999.

6. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

9. Гончарова Т.И. Уроки истории - уроки жизни // Педагогический поиск. М., 1987.

10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

11. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

12. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития / Предисл. Б.В. Зейгарник. М., 1975.

13. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

14. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.

15. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М., 1988.

16. Коффка К. Собрание сочинений. Т.1. М., 1992.

17. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

18. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

19. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.

20. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.

21. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995.

22. Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. З.И. Калмыковой. М., 1975.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1996.

24. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.

25. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

26. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996.

27. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.