Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиоризм. История становления и основные направления 2 страница




Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходят процессы «размножения» средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII - газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап - изобретены фотография, радио, телефон, кино, грамзапись. В XX веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно: широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, факсимильная связь, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т. д.), космическая связь. Причем, в настоящие время на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные. Можно, нажав кнопку сидя перед телевизором, заказать товар, высказать мнение (да, нет, не знаю), получить на экране информацию о ценах товаров, расписаниях транспорта, бронировать места в театрах или гостиницах и т. д.

Настоящая революция в средствах массовой информации произошла с появлением технологии комбинированных съемок, основанной на цифровом коде. (Наши зрители впервые познакомились с ее возможностями благодаря фильмам «Терминатор-2» и «Парк юрского периода»). Эта технология позволяет соединить в одном изображении несколько взятых поодиночке объектов, подогнать их по размеру, цветовой гамме, яркости, отретушировать, убрать любой «желательный» элемент с неразличимой для глаз точностью. Можно восстановить даже очень сильно испорченные, поврежденные негативы. Можно из ничего создать декорации, синтезировать воображаемых актеров. Или можно «клонировать» актеров вполне реальных (т. е. создавать их двойников), чтобы те по заказу появлялись в сценах, в которых истинные актеры никогда не участвовали. А это значит, что можно «корректировать» архивные видеодокументы.

В связи с тем, что средства массовой коммуникации имеют публичный и массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Иными словами для того, чтобы реализовать свои социальные функции по обслуживанию интересов общества в целом и различных социальных групп, массовая коммуникация должна учитывать потребности и психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, будут не поняты или не приняты аудиторией.

На основе имеющихся в настоящее время данных и их обобщения, можно выделить три основные потребности у молодого человека, заставляющие его обращаться к средствам массовой информации. Это:

· потребность в информационной связи с окружающим миром и, соответственно, в постоянном притоке информации,

· потребность в развлечениях и, в некоторой мере похожая на неё, но не совпадающая полностью с ней,

· потребность в отвлечении (уходе от повседневных дел и обыденности окружающей жизни).

При реализации потребности в отвлечении молодой человек может смотреть телепрограммы, слушать радиопередачи или читать газеты, которые не вызывают у него интереса, а помогают уйти, психологически изолироваться от окружающей обстановки (например, в очереди, в длительных поездках, в ситуациях психоэмоциональной напряженности и т.д.).

Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность (психические состояния негативного характера), получить определенную психоэмоциональную «стимуляцию» для последующей активной повседневной деятельности при условии, что удовлетворение данной потребности не становится доминирующей целью и смыслом деятельности человека и, соответственно, основной и подавляющей функцией времяпровождения.

Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

· ориентировки в современной ситуации и социальной среде, а в более широком плане - социализации в обществе (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);

· развития общего кругозора, по сути, заменяющего процесс систематического обучения и получения общего образования, повышающего интеллектуальный уровень личности в целом;

· решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.).

· повышения профессионального уровня (за счет специализированных периодических изданий и других средств массовой коммуникации).

Средства массовой информации играют большую роль в жизни человека любого возраста. Так, телепередачи смотрят каждый день 87% семей, а более 30% семей хотят иметь два телевизора из-за различий в предпочитаемых членами семьи передачах. Причем, видны явные половозрастные различия в жанрово-тематических предпочтениях. Мужчины предпочитают информационные, публицистические и спортивные программы радио и телевидения, а женщины - телесериалы, литературно-драматические и музыкальные программы. Начиная с 12-13 лет, подростки и молодежь предпочитают рок-музыку, спортивные и развлекательные программы. В целом среди передач телевидения молодёжь проявляет интерес к новостям, сериалам, к музыке, лотереям и викторинам, к криминальной хронике. Среди книг наибольшим успехом пользуются детективы, историческая, приключенческая литература, любовные истории.

Говоря о влиянии на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах.

В последнее время набирает силу тенденция превращения средств массовой информации в сферу самореализации личности. К давно существующей переписке зрителей с газетами и журналами, добавились передачи радио и телевидения с прямым участием слушателей и зрителей. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации - участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин «компьютерная психология». Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.

Сегодня зависимость молодых людей от телевидения стала всеобщей. У некоторых категорий (особенно у подростков) эта зависимость развивается настолько, что наносит существенный ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, а теперь уже и политики рекомендуют родителям за дверями своих домов забывать о демократии и действовать авторитарно, заботясь, прежде всего о благе детей. Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно они формируют слушателя, зрителя, то есть потребителя (сегодня, например, даже словарь подростка, юноши формируется зачастую как словарь потребителя). Станет ли он активным субъектом культуры, зависит от многих дополнительных условий: подготовленности молодого человека к взаимодействию со средствами массовой информации; включенности средств массовой информации в его реальную жизнедеятельность, от влияния семьи. Так, телевизор смотрят все и взрослые, и подростки, т. е. они могут получать одну и ту же информацию. Однако - это не решает проблемы выравнивания их интеллектуального развития. Получаемая по телевизионным и другим каналам информация многими не усваивается и тем более не «присваивается», ибо не пропущена через фильтр интеллекта взрослых членов семьи или групповое общение со сверстниками.

Несомненно, существует связь между телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде и социокультурными доминантами. Через телевидение внедряется мода на определенный ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Влияние видеокультуры на воспитание подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм (таких как, к примеру, «виртуальная реальность») помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Кроме того, телевидение обладает мощным потенциалом знакомства молодежи с другими культурами и жизненными стилями, отличными от их собственных, обладающих непривычными эстетическими характеристиками.

Широко известны данные о насыщенности средств массовой информации актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени - второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.

По данным социологических исследований, молодежь предпочитает телепрограммы развлекательного характера, в последнее время наблюдается стабильный интерес к программам, посвященным экономике и бизнесу. Это связано с общим переструктурированием ценностных ориентаций молодежи, для которой все больше возрастают ценности потребления, как товарного, так и духовного, в то время как интерес к политике занимает невысокое место в шкале приоритетов. Наиболее часто молодые люди смотрят сегодня различные информационные программы, телесериалы, развлекательные музыкальные и художественные программы, спортивные программы.

В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Сейчас говорят о «втором коперниканском перевороте», связанном с проникновением «новых технологий» во все сферы общественной жизни и об опасности ее дегуманизации. В этих условиях задачи воспитания молодежи непосредственно связаны с условиями формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Новые формы жизни, новый опыт общения и общежития во многом связаны и с развитием средств массовой информации и коммуникации, которые играют огромную, можно сказать, даже определяющую роль в формировании мировоззрения, ценностных приоритетов и личностных качеств молодого поколения. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, - это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от средств массовой коммуникации. Средства массовых коммуникаций несут, и в основном это касается молодежи, возможности как блага подключения к ценностям мира, так и зла - замыкания в себе, явное ослабление непосредственных контактов. Однако даже благая роль средств массовой коммуникации может обернуться простой манипуляцией, если личность не готова к критической оценке информации. А если готова, то следует чётко представлять, что точка зрения индивида при восприятии сообщения тесно связана с нормами группы, в которой он живёт. Но мода на сами вкусы, нормы, взгляды группы определяются и формируются средствами массовой информации. Средства массовых коммуникаций способны с большой силой психологического пресса влиять на мнения, оценки аудитории, предлагая всем одну и ту же норму, меру и стереотип впечатлений. Воздействие телевидения, кино и т.д. способно активизировать механизмы социально-психологогического подражания, заражения, внушения моды и, следовательно, формировать мысли, чувства, потребности молодежи. Поэтому сегодня всё острее встаёт вопрос о ближайших и отдалённых психологических последствиях влияния средств массовых коммуникаций.

Характерной чертой массовой коммуникации нашего времени является убеждающая коммуникация. Существуют два основных способа убеждения: прямой и косвенный. Прямой способ состоит в предоставлении системы аргументов, косвенный - использует косвенные факторы, намёки, и склоняет к одобрению без раздумывания.

Социальные психологи выделяют четыре компонента, которые определяют процесс убеждения:

  1. Кто? (передаёт сообщение) – коммуникатор.
  2. Что? (передаётся) – содержание сообщения.
  3. Как? (осуществляется передача) – канал коммуникации.
  4. Кому? (направлено сообщение) – аудитория.

Влияние коммуникатора определяется следующими его характеристиками: кредитностью и привлекательностью. Кредитность есть убедительность коммуникатора, она складывается из компетентности и надёжности.

Человек воспринимается аудиторией как компетентный, если:

  • он высказывает суждения, с которыми аудитория согласна;
  • его представляют как человека, осведомлённого в обсуждаемом вопросе.

Человек воспринимается со стороны большинства как надёжный, (честный), если:

  • его «стиль» речи и поведения не вызывают сомнений (смотрит в глаза, говорит достаточно быстро и т.д);
  • отстаивает что-либо в ущерб своим личным интересам (т.е. на первом месте – приверженность истине, а потом – личные пристрастия).

Эффективный коммуникатор, как правило, привлекательный коммуникатор. Исследователи обнаружили, что привлекательность коммуникатора имеет значение как при прямом, так и при косвенном способе убеждения. Привлекательность имеет несколько аспектов:

  • физическое обаяние;
  • подобие (коммуникатор похож на аудиторию).

Когда дело касается тривиальных мнений и поступков, то человек, который нам нравится и с которым мы можем индефицироваться, повлияет на нас больше, чем позволяет содержания его сообщения. Для того чтобы сообщение было убедительным, необходимо, чтобы его содержание удовлетворяло нескольким принципам:

  1. Сообщение апеллирует либо к эмоциям, либо к разуму в зависимости от аудитории:
    1. при апелляции к эмоциям используется «эффект хорошего настроения», так как ассоциация сообщения с позитивными эмоциями делает его более убедительным;
    2. при апелляции к эмоциям возможно возбуждение негативных эмоций; так называемый «эффект активации страха» действует при одновременном включении в сообщение инструкции по избежанию опасности.
      В некоторых случаях апелляция к страху в сочетании с конкретными инструкциями по избежанию неприятностей вызывает рекомендуемое поведение. Однако это происходит в зависимости от контекста (например, для людей с низкой самооценкой и маленького запаса времени на обдумывание информации такой вариант неприемлем).
  2. Сообщение должно учитывать степень расхождения мнений коммуникатора и аудитории, так как разногласия в суждениях приводят к дискомфорту, а ощущение дискомфорта подталкивает человека изменить свое мнение (действует так называемый «когнитивный диссонанс»). Если коммуникатор имеет высокий кредит доверия, то чем больше расхождения между его взглядами и взглядами аудитории, тем в большей степени аудитория окажется убеждаемой. Если кредит доверия коммуникатора вызывает сомнение, то такой коммуникатор максимально изменит мнение аудитории в случае умеренного расхождения мнений.
  3. Возможность представлять в сообщении противоположные позиции, апеллирующие к контраргументам и нет (противостояние обращений в одном сообщении), определяется особенностями аудитории. Чем более информирована аудитория, тем менее убедительной будет односторонняя аргументация. Неинформированную аудиторию контраргументы могут ввести в замешательство.
  4. Сообщение должно учитывать последовательность обращений, действие так называемого («эффекта первичности»). Если аудитория должна сделать выбор сразу же после второго сообщения, то имеет место максимальное удержание в памяти второго сообщения (эффект вторичности).

Социальные психологи отмечают, что каким бы способом ни передавалась информация, предсказать успешность процесса убеждения с большой точностью не предоставляется возможным. Однако в процессе передачи информации существует ряд требований, повышающих убедительность сообщения. Установлено, что в процессе восприятия запоминается сообщение не само по себе, а скорее вызванные им мысли. Следовательно, под активностью восприятия нужно понимать те умственные действия, которые совершает субъект, когда слушает сообщение.

Экспериментально выявлено, что эффективность социальных влияний зависит от различных характеристик аудитории. К ним можно отнести следующие характеристики.

  • Возраст. В течение второго десятилетия жизни человека и в начале третьего происходит интенсивное формирование личности, и установки, возникшие в этот период, имеют тенденцию оставаться неизменными в течение последующей жизни. Установки же молодых людей менее стабильны.
  • Самооценка. Люди с низкой самооценкой зачастую слишком медленно понимают сообщение и поэтому плохо подаются убеждению. Люди с высокой самооценкой понимают всё быстро, однако предпочитают придерживаться своих взглядов. Легче всего влиять на людей с адекватной самооценкой.
  • Ценности. При прямом способе сообщения, если оно соотноситься с нашими представлениями, оно убеждает нас. Если же оно заставляет задуматься о контраргументах, мы остаёмся при прежнем мнении.
  • Мотивированность. Если у человека есть мотивация обдумывать тему сообщения, то он охотнее верит коммуникатору, более благожелателен и менее склонен подыскать контраргументы.

Рекламу по праву считают одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание. С момента возникновения в ней отрабатывались способы воздействия на поведение индивида и групп людей. За свою длительную историю реклама качественно эволюционировала. Она прошла путь от информирования к увещанию, от увещания - к выработке условного рефлекса, от выработки условного рефлекса - к подсознательному внушению, от подсознательного внушения - к проецированию символического изображения. Реклама всё чаще вмешивается в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.

В области коммуникаций реклама предоставляет покупателю информацию, необходимую ему для аргументирования выбора; способствует эстетизации повседневной жизни; помогает ценить юмор; оставляет свободу выбора и принятия решений. Телереклама использует слово и символ для того, чтобы произвести изменения в поведении зрителя. Она включает в себя субъекта как зависимого наблюдателя, формируя его как потребителя. В условиях социокультурной трансформации современного общества изучение рекламы с точки зрения психологии приобретает всё большее значение, так как сегодня реклама становится частью повседневной общедоступной культуры, информационной составляющей коммуникационных процессов и выступает одним из показателей развития общества. При этом реклама постоянно выходит за рамки коммерческих интересов и навязывает молодежи систему определённых стандартов, точку отсчёта жизненных ценностей, мировоззренческих идей и представлений.

Психологическое воздействие рекламы проявляется в процессах переработки рекламных сообщений: эмоциях, мыслях, возможных решениях, обусловливающих конкретные поведенческие акты человека.

Выделяют четыре компонента психологического воздействия рекламы:

  • когнитивный (получение новой информации за счёт процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
  • аффективный (формирование эмоционального отношения, побуждающего желания, переживания);
  • регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
  • коммуникативный (интегрирование потребителя рекламы в контекст информирования).

Существует несколько вариантов рекламы: рекламные ролики, размещение логотипа, эмблемы, девиза рекламодателя на экране, бегущая строка, спонсирование популярных передач и т.д. Самым высоким уровнем психологического воздействия обладают рекламные ролики.

«Убаюкивающий эффект» телевизионной рекламы, обеспечивает пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки приводит к релаксации, снижению умственной активности и критичности восприятия информации.

Реклама дорогостоящих продуктов при низкой покупательной способности основного потребителя, внушение мыслей о необходимости их приобретения, внедрение в общественное сознание недостижимого образа жизни приводит к негативным эмоциональным реакциям молодежи.

Многократно повторяясь не зависимо от желания человека, действуя на взрослых и, в особенности на беззащитную психику и запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, реклама, по существу, формируетмировоззрение современного человека. Отмечая особое влияние рекламы на молодежь, необходимо помнить, что основная функция современной рекламы - готовить людей к «будущей профессии - быть квалифицированными потребителями».

Среди методов психологического воздействия рекламы на людей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическое заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присваивание ребёнком различных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая субтестивность ввиду несформированной целостности личности).

Культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом. Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И молодежь придумывает свой способ. Раньше в нашей стране (Советском Союзе) было больше контроля над молодежью, существовали пионерская организация и комсомол, которые были обязательны, но большинство их членов были пассивными и вступали в них скорее потому, что «так полагалось». Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры, мода на определённый стиль жизни.

Средства массовой информации являются важным институтом формирования мировоззрения у учащейся молодежи. Их заслуга велика во многих сферах общественной жизни: культуре, политике, экономике, образовании и воспитании. Но вместе с тем, они вносят свой вклад в отрыв людей от реальности, предлагая целую индустрию ощущений взамен полноценным взаимоотношениям, дают готовые образцы мыслей и поступков, «… существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, отрицательно сказывающегося на развитии творческих позиций, индивидуальности и социальной активности личности».

Необходимо вести разъяснительную работу среди молодежи о том, что телевидение в большой степени разобщает людей. Они разучиваются общаться. Даже члены семьи могут вечерами после работы и учёбы собираться у экрана на несколько часов, перебрасываясь лишь репликами по поводу просмотренного, но, не уделив внимания проблемам и интересам друг друга. Многие находят в телевидении эффективное, на их взгляд, средство ухода от проблем. Порой экранные персонажи говорят о том, что реальность скучна, сложна, непредсказуема, и поэтому надо отвлечься, расслабиться, отдохнуть. Некоторые люди могут принять это как формулу выживания и сделать для себя вывод, что предпринимать какие-то действия, переорганизовывать свой жизненный план – это большие затраты, что лучше просто отстраниться.

В воспитательной работе с учащимися необходимо формировать систему представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе. Необходимо помнить, что мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования, и к этому с уверенностью можно прибавить влияние средств массовой информации, рекламы, моды. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это требует от педагогов большего понимания внутреннего мира учащегося-подростка - ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас сформировавшей свою субкультуру, может весьма существенно отличатся от нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и в процессе общения, и даже привести и к непониманию.

44. Социальное взаимодействие людей в группе.

Социа́льное взаимоде́йствие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов[1]. Оно родственно понятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальных связей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношений предполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий и факторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.[2]

Социальное взаимодействие включает передачу действия от одного социального актора — другому, получение и реакцию на него в виде ответного действия, а также возобновление действий социальных акторов. Оно имеет социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущем благодаря присутствию в нём особой каузальности — социального отношения. Социальные отношения формируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия, в отличие от них, представляют собой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которые обусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, но способны воздействовать на эти социальные формы и изменять их.

Социальное взаимодействие определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Оно имеет объективную и субъективную стороны:

· Объективная сторона — факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.

· Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

[править]Классификация социального взаимодействия

1. Первичные, вторичные (идеологические, религиозные, нравственные)

2. По количеству участников: взаимодействие двух людей; одого человека и группы людей; между двумя группами

3. Разнонациональные

4. Между людьми разного достатка, и т. д.

 

46. Психологические основы социальной работы.

Психологические основы социальной работы. Общее понятие о современной практической психологии
Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические взгляды. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особое значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии. Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находится во взаимодействии со своим окружением.
И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:
• Психодиагностика
• Психологическое консультирование
Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др..

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.