Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 10 философия нового времени. 3 страница




 

Философию занимает проблема мира ч-ка. Что такое мир ч-ка? Ч-к специфическое живое существо. Его жизнь не сводиться к биологическому процессу

1) природа, вселенная

2) «Вторая природа» - природа, преобразованная ч-ком (техносфера)

3) Об-во – процесс совместной жизни людей

4) Культура – совокупность смыслов и значений

5) Человек – соц дух, телесная жизнь.

Внутр мир – мир ч-ких мыслей, чувств, надежд.

Внешний мир – вне ч-ка – природы, об-ва.

Билет 17

Человек и мир. Различные картины мира.

Особенность мира ч-ка – изменчивость. Этим он выделяется среди других живых существ. Изменчивость мира ч-ка связана с самим ч-ком. Меняются люди, их возможности, потребности, проблемы -> мир людей. Ч-к – единственное на земле существо, для к-рого природа – вселенная существует как нечто данное. Вселенная, как эл-т мира ч-ка меняется. В самой вселенной происходят процессы. Даже если признать что вселенная постоянно, то как Эл-т ч-кого мира она изменчива. Для др людей вселенная человекоподобна – антропоморфна. До начала нового времени в европейской культуре имеет место модель вселенной вокруг ч-ка, для ч-ка.

С открытием Коперника эта модель начинает вытесняться и заменяться другой. В европейской культуре вселенная без ч-ку. Если исчезнет ч-к вселенная ничего не потеряет.

Во 2-ой половине 20в этот образ вселенной подвергается критике.антропный принцип – ч-к м бы не существовать. Наша вселенная – это 1 из вариантов эволюции.

Мир ч-ка многообразен и изменчив. Это явл-ся почвой для различных картин мира.

I Мифологическая картина мира:

Хар-но понимание мира,как чего-то слитного, нераздельного. Нет границ м/у живым и неживым ч-ком и животным.

I I Религиозная

Хар-но признание высшего, божественного начала в мире. Божественное начало возвышается над миром, оно творит мир, управляет им, судья, направитель судеб мира. Важнейшая проблема религ картины мира – взаимоотношения Бога и ч-ка.

I I I Научная

Строится на материале науки. Несет на себе печать лидирующей определяющей науки своего времени.

IV Философская

Задачи фил-фии:

1) обоснование критика различных картин мира

2) ставит и обсуждает важнейшие проблемы понимания мира: об основах бытия, формах, смысле и направленности бытия мира.

Различные подходы к решению проблем понимания мира:

1) материализм: мир по природе своей материален, существует сам по себе и д б понят из себя. Все духовное связано с материальным.

2) Идеализм: духовное идеальное начало – основа бытия: творец, управитель… Материальное зависит от духовного

а) объективный идеализм – сверхчеловеческое духовное начало.

б) субъективный – мир в зависимости от ч-ка и его сознания.

3) диалектика – взгляд на мир в процессе его развития, в процессе внутр связей и взаимодействия.

4) метафизика – взгляд на мир, как нечто низменное, постоянное. Как собрание несвязных образований.

Билет 18

Проблема единства мира. Гете и Гольбах о природе.

Мир полон различий. Чем больше развивается жизнь и познание, тем больше открывается различий (?). Можно ли найти в мире единство?

1) В мире есть внутр единство. Мир м понять ч/з какое-то проникающее начало – МОНИЗМ

2) В мире нет внутр единства. Внутр начала. Дуализм

3) Скиптицизм – вопрос о единстве мира непосилен для ч-кого размышления

Единство:

1) трансцендентный – мир един, но единство не в нем самом, а в запредельной силе.

2) Имманентный – единство в нем самом, и оно д б понято из самого мира. Выявить внутр связи, к-рые делают его целостным

 

ГЕТЕ Иоганн Вольфганг (1749—1832) — великий немецкий писатель и мыслитель, сыграл выдающуюся роль в развитии немецкой фило­софской культуры.

ГОЛЬБАХ Поль Анри (1723—1789) — французский философ-материа­лист, крупнейший систематизатор взглядов французских материалис­тов XVIII в. Сводил все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Ма­терия, по Гольбаху, существует сама по себе, являясь причиной всего: она — своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал «классическое» определение материи: она есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.

 

Билет 19.

Общая характеристика сознания.

Сознание – есть специфич кач-во ч-ка. С этим связано его место в жизни, отношение к миру. Трудность изучения сознания связана с многоликостью.

Характеризуя сознание, м отличить:

- сознание-знание -> со-знание: сознание – мы знаем, что мы делаем, и что из этого м произойти

- сознание – это переживание, активно-субъективное отношение к тому, что мы знаем.

- сознание включает в себя волевой момент: способность организовать себя, направить к цели, способность владеть собой.

Сознание – это знание того, что есть. Особенность ч-ка – в своем знании сущего он не ограничен. Предметом знания ч-ка м стать весь мир. Отличие от др живых существ. Ч-к в своем знании не ограничен биологич запросами и предметом его знания м стать любые процессы и явл-ся в мире. Сфера дана социально и культурно в ч-ком сознании представлены не только образы сущего, но и образы того, что нет, но то что желательно или не нужно. Ч-кие мечты, надежды, проекты – это образы того, что желательно, но в действит отсутствует.

Образы сущего и желательного взаимосвязаны в сознании. Образы растут из сущего. Находятся в противоречии. Если бы жизнь устраивала на 100%, то ч-к бы не мечтал. В ч-кой жизни всегда имеется материал для недовольства. Выход за предел сущего м б фактором изменения жизни, м б способом отдохнуть; м б способом бегства от жизни.

Знание – образы сущего ß> образы желаемого

Переживанß___________|^ |^

Воляß________________________|

 

Важная грань ч-кого сознания связана с самосознанием. Люди знают о своем сознании, своих эмоциях, стремлениях. Люди обладают самосознанием.

 

Билет 20

Сознание и самосознание

Самосознание:

- это способность ч-ка всмотреться в себя и дать себе и др отчет на счет самого себя (память)

- отношение ч-ка к самому себе, переживание себя, вынесение оценок себе. Задача – выработка правильн сознания.

- способность ч-ка ставить себе вопросы, цели, задачи.

Уровень самосознания, объем – показатель развитости сознания. Сознание и самосознание не захватывают всего объема мира человека. Всегда есть что-то такое, что не осознается: инстинкт, регуляция возрастной эволюции. За пределами сознания оказываются хорошо отработанные механизмы – автоматически. За пределами оказываются ситуации, когда человек поглощен делом, переживанием. За пределами оказывается озарение, интуиция. Совокупность явлений за пределами сознания называется «бессознательное».

Благодаря сознанию и самосознанию открывается 2 плана бытия:

- мир вне нас: природа, вселенная.

- внутренний мир человека: мысли, желания, цели.

Вопрос о взаимоотношении сознания и материи – классический вопрос философии.

2 позиции:

- идеализм – сознание имеет духовный, материальный источник. Родина сознания не в земном мире, а в идеальном. Матер. Факторы – помеха или ср-ва для сознания.

- материализм – сознание – есть порождение и проявление материал. процессов; рез-т действ. матер. систем.

- промежуточные подходы: энергоинформационное поле.

Что такое сознание

Сознание — одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная форма, преисполненная глубокого содержания. В жизни мы часто употребляем эти понятия как синонимы. Однако понятие «душа» шире понятия «сознание». Например, чувства — это состояние души. Их нельзя отождествлять с сознанием. Как синоним понятия «душа» мы можем употреблять понятие «психика».

Как же можно определить сознание? Сознаниеэто высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в пред­варительном мысленном построении действий и предвидении их результа­тов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии.

Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализу­ется в виде различного рода практической и теоретической деятель­ности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи.

Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают харак­тер цели. Цельэто идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой дея­тельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего, проявления в виде индивидуальных, социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганиюспецифически человеческая спо­собность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Со­знание стало бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, т.е. способности мысленного преобразования вещей в соответствии с потребностями. В основе целеполагающей деятель­ности человека лежит потребность изменить мир, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели че­ловека порождены личной и общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосред­ственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно много­образный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего Я и образуя не менее слож­ный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом при­чудливом царстве духа, собственном «духовном пространстве» дви­жется и творит пытливая человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные, и иллюзорные представления. Мысль и дви­жется по готовым шаблонам, и прокладывает новые пути, ломая ус­таревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторст­ва, творчества.

Сознание неоднородно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или со­циальном, чувственном или рациональном, тем самым подчеркива­ется его отношение к материи без выявления специфики его струк­турной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием подразу­мевают не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму психического отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой це­лостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отноше­ние к содержанию того, что отражается. Развитие сознания пред­полагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окру­жающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень яс­ности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эсте­тическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление в целом образуют ядро сознания. Оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно бла­годаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, со­бытия вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, вол­новаться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстное ис­кание истины.

Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личнос­ти включает в себя собственно чувства, представляющие собой от­ношения к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроения, или эмоциональное самочувствие (веселое, по­давленное и т.д.), и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т.п.). В силу определенного отношения к объекту познания знания получают раз­личную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях, они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для чело­века знаний, ставших его жизненным ориентиром. Чувства, эмоции суть компоненты структуры сознания.

Человеческие чувства — это факт сознания, отражение мира и выражение отношения человека к удовлетворению или неудовле­творению его потребностей, интересов, соответствия или несоот­ветствия чего-либо его представлениям и понятиям. Ничто в нашем сознании не совершается вне эмоциональной окраски, имеющей громадный жизненный смысл. Эмоциональный стимул определен­ным образом организует наши мысли и действия для достижения конкретной цели.

Сознание не ограничивается познавательными процессами и эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело бла­годаря усилиям воли. Сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое.

В основе всех психических процессов лежит памятьспособность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.

Движущей силой поведения и сознания людей является потребностьсостояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние вызывает влечение, поисковую активность, волевое усилие. Когда потребность находит свой предмет, то вле­чение переходит в хотение, желание. Воляэто не только умение хо­теть, желать, это психический процесс, выражающийся в действиях, на­правленных на удовлетворение потребности. Качественные сдвиги в ха­рактере потребностей — это основные вехи в эволюции психики от ее элементарных форм до высшего уровня сознания. Для регуляции поведения у животных нет никаких оснований, кроме биологичес­кой полезности. У человека возникают социально обусловленные потребности и запросы к жизни и совершенно новые идеальные побудительные силы — жажда познания истины, чувство прекрас­ного, моральное наслаждение, стремление совершить подвиг во имя блага народа, человечества и др. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отраженная в сознании потребность. Но потребность — это не конечная, а производная причина человечес­ких поступков. В возникновении потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно — через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

 

Сознание, самосознание и рефлексия

Человек есть не только сам в себе, он есть и для себя, что прояв­ляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе индивидуального развития че­ловек первоначально осознает предметы и свои практические дей­ствия, а на более высоком уровне развития — и свои мысли о пред­метах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознаниеэто осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего по­ложения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, дви­жений, действий.

Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с дру­гими людьми, с миром через свою практическую деятельность, об­щение. Общественная обусловленность формирования самосозна­ния заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании тре­бований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осозна­нии самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не толь­ко посредством других людей, но и через созданную ими матери­альную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зер­калами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возмож­ность созерцать свое собственное творение.

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования челове­ка. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оце­нивать свои поступки, слова и мысли. Жизнь своими строгими уро­ками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулиро­вание. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответст­венность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы рас­ширяя его смысловое поле. Рефлексияразмышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку че­ловек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадле­жит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародиться в недрах обособленной лич­ности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивили­зации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает нега­тивные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть вы­ражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осозна­ния субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

 

 

Билет 21.

Сознание и материя.

Соотношение материи и сознания:

- сознание и мозг. Сознание – философия проявления деят-ти мозга. Чем больше люди узнают мозг, тем острее встают вопросы понимания и организации ч-кой жизни и сознания.

а) мозг – приемник, уловитель информации

б)???

Манипулирование ч-ком, его сознанием и поведением. Мозг открыт воздействию. М возд самочувствие, сознание.

Рост ч-ких знаний о мозге расширяет возможности и открывает возможность манипулировать ч-ком в массовом порядке.

- сознание и бытие

Нет сознания без мозга, но корень сознания не в мозге самом по себе. Корень сознания в бытие. Вульгарный материализм.

Чтобы понять сознание надо обратить внимание на жизнь, условия бытия, в к-рых сознание существует. Сознание – это осознанное бытие. Т к бытие меняется, то и сознание м б разным.

- сознание и об-во

сознание – это св-во ч-ка. Но сознание – это св-во не отдельного ч-ка, а социально-обусловленное св-во. Ч-к становится сознательным включаясь в соц жизнь, приобщаясь к об-ву. Сознание – это общественно-формируемое св-во ч-ка, социокультурное.

В процессе общения, в процессе соц связей формируется соц поле сознания – об-венное сознание, с к-рым связано сознание отдельных людей.

- сознание и язык

сознание внутренне связано с языком. Все многообразие языков м назвать культурой. Сознание связано с языком, т к язык – способ выражения сознания. Язык – средство сообщения сознания, ср-во облика сознаниями. Язык – способ сохранения, накопления и обогащения сознания.

Билет 22.

Познание в жизни людей

Познание – один из важных способов отношения к миру. Ч-к - сущ-во познающее мир и себя. Вопросы познания – предмет изучения философии. Гносеология – теория познания. Эпистемология – учение о научном познании. Познание корнями уходит в глубины ч-кой жизни. Это совокупность ч-кой жизни. Что бы люди ни делали, им необходимы определенные знания: знания предметов, способов и приемов, последствий и рез-тов.

Знания необходимые для ч-кой жизнедеят-ти людей никто в готовом виде не подносит. Д добывать сами – заниматься познанием. Познание – процесс деят-ти людей для получения и обогащения знаний. Познание – процесс получения уже кем-то добытых знаний.

Познание – процесс получения принципиально нового знания (научно-исседов деят-ть).

Познание внутренне связано с знанием. Знание – цель и рез-т познания, условие познания, предпосылка. Все вопросы и проблемы растут из какого-то знания. Все ср-ва и инструменты познания есть использование знаний.

Условием познания явл-ся не только знание, но и познание. Где все знаем нет почвы для познания. Познание отправляется от границы м/у знанием и незнанием. Познание – метод избавится от незнания. Чем больше мы знаем, тем больше возникает вопросов.

Сущность и смысл познания

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений твор­ческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернис­тый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающе­го мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фак­тов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого че­ловека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие на­учного знания происходило одновременно с развитием производ­ства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание об­разует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от на­рода к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познава­тельной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания разви­валась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной ис­тории.

Теория познания иначе называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины имеют греческие корни: gnosis — познавание, узнавание; познание, знание и episteme — знание, умение; наука. В русском языке термин «знание», равно как и «познание», несет два основных значения: во-первых, знание как данность, добы­тый факт, во-вторых, процесс узнавания, добычи знания в пер­вом смысле. Гносеология не может не касаться указанных сторон. Все же в узком смысле задачей гносеологии является скорее иссле­дование природы «готового» знания, чем методов его получения. Таким образом, гносеологияэто знание о знании. В последние деся­тилетия ученых все больше интересует процесс получения знания, его приращения, развития, а это предполагает изучение и использование достижений истории наук, данных когнитивной психоло­гии, учет личностного фактора в познавательной деятельности.

Существенно то, что хотя гносеология не может игнорировать разнообразные данные, получаемые в смежных науках, она не может и не должна зависеть в своих посылках от них. Правильное разграничение предметов направлено именно на это. В идеале тео­рия познания должна обосновывать всякое знание, в том числе ес­тественнонаучное и философское. Она должна объяснять саму воз­можность такого знания, его сущность, содержание понятия исти­ны, ее критерии. Поэтому ясно, что если теория знания включает в себя в качестве предпосылок выводы каких-то других теорий, то она рискует попасть в логический круг. Человек, приступающий к построению гносеологии, находится в тяжелейшем положении: он должен сам «поднять себя за волосы», создать теорию фактически на голом месте, чтобы удовлетворить идеалу беспредпосылочности.

Как выражается Н.О. Лосский, мы вслед за И. Кантом, основа­телем критического метода, должны прибегнуть к крайне своеоб­разному подходу. Мы должны строить философскую теорию знания «не опираясь ни на какие другие теории, т.е. не пользуясь утверждениями других наук...» При этом можно, конечно, «воспользоваться трудами других наук и их анализом мирового целого, но только как матери­алом, а вовсе не как основою для теории знания».

Идеал чистой, беспредпосылочной теории познания труден и почти недостижим. Кроме того, на практике теорию познания в точ­ном смысле, например в том, который предлагает установить Лос­ский, трудно полностью отделить от смежных отраслей философии. Особенно существен факт, что значительная часть современной гно­сеологии прямо ориентирована на научное (прежде всего естествен­нонаучное) познание и в своих методах и материале по существу сливается с методологией науки. Надо ли отделять методологию от теории познания? Если исходить из определения теории познания, данного выше, то — да. Методология изучает не знание и истину как таковые, а приемы их получения — в специфической обстановке научного исследования. Тем не менее оказывается, что не умозри­тельное, а предметное изучение того, каким образом наука накап­ливает свое знание, позволяет понять очень многое о самой природе получаемого знания, его структуре, функционировании, статусе его частей. Философы, которые занимаются такого рода исследования­ми, как правило, владеют богатым фактическим материалом по ис­тории науки, и их выводами не следует пренебрегать. Без всесто­роннего и глубокого обобщения достижений конкретных наук и того, как были достигнуты эти результаты в муках творчества, во взлетах и падениях, в озарениях и заблуждениях, т.е. без осмысления методологии науки, теория познания может выродиться в схолас­тику, в систему искусственных конструкций. Последнее особенно опасно, ибо современная философия имеет склонность быть при­кладной, и методология науки дает пример подобных приложений, будучи не только описательным, но и нормативным учением. Она помогает ученым и стимулирует прогресс научного знания, выявляя и делая общим достижением эвристику. При соединении с методо­логией науки задача гносеологии — осмыслить, что действительно есть знание и каким образом оно достигается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.