Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические системы и отношения. 2 страница




 

4. частная собственность расколола общество на бедных и богатых при изобилии и роскоши меньшей части общества вынуждена вести борьбу за выживание большей части общества;

 

5. частная собственность стала причиной большинства войн в истории человечества.

 

Теперь я хочу рассмотреть основные формы частной собственности.

 

Единичная собственность.

 

Единичная собственность характеризуется тем, что физическое или юридическое лицо реализует все отношения собственности (присвоение, распоряжение, владение, пользование). Речь идет об обособленных простых товаропроизводителях, которые одновременно являются собственниками и средств производства, и рабочей силы. Здесь может использоваться труд членов семьи, например, фермерские семейные хозяйства. Кроме того, единичная собственность может быть представлена в форме собственности отдельного частного лица, которое может использовать и наемный труд.

 

Партнерская собственность.

 

Партнерская собственность предполагает объединение в той или иной форме имущества, капитала нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности. Здесь речь идет об образовании предприятия на основе паевых взносов (средств производства, земли, денег, материальных ценностей, инновационных идей) учредителей. Они могут создаваться на основе полной или ограниченной ответственности.

 

При полной ответственности учредители общества несут перед своими кредиторами всю полноту ответственности всем своим имуществом, включая и то, которое не входит в партнерскую собственность данного предприятия. Причем это еще и взаимная ответственность: недостаточность средств у одного из партнеров при расчете с кредиторами возмещается имуществом других партнеров.

 

В партнерских предприятиях с ограниченной ответственностью его учредители несут ответственность перед своими кредиторами исключительно в размерах доли капитала (пакета акций), принадлежащего каждому из них. Имущественная ответственность не распространяется на объекты собственности его участников, которые не имеют отношения к собственности партнерского предприятия. Акции таких предприятий распространяются только среди их учредителей.

 

Корпоративная собственность.

 

Корпоративная собственность базируется на функционировании капитала, который формируется путем свободной продажи титулов собственности - акций. Каждый владелец акции является собственником капитала акционерного общества открытого типа. В противоположность партнерской собственности, если последняя функционирует в виде закрытых акционерных обществ, акции обществ открытого типа свободно продаются и покупаются на рынках. В связи в этим через отдельные периоды времени могут происходить смены собственников акций - фиктивного капитала, тогда как общество будет продолжать свое существование до момента его ликвидации или реорганизации.

 

Что же касается общественной собственности, то это может быть:

 

- коллективная,

 

- государственная,

 

- общенародная собственность.

 

Коллективная собственность.

 

Коллективная собственность формируется путем ее распределения среди членов коллектива, занятых на определенном предприятии. Как правило, она функционирует в акционерной форме капитала, однако акции могут распределяться исключительно среди работников данного предприятия. Это неделимая общая собственность трудового коллектива, начиная от руководства предприятия и кончая неквалифицированными рабочими. Если работник увольняется с предприятия, уходит на пенсию или умирает, его пай или акции остаются в распоряжении предприятия, будут проданы (или переданы) вновь поступившим на работу или распределены между уже работающими членами коллектива. При этом работник, покинувший предприятие, ушедший на пенсию, или родственники умершего получат только возмещение стоимости акций в денежной форме. Следовательно, коллективная собственность будет продолжать функционировать, даже если весь персонал предприятия полностью обновиться.

 

Государственная собственность.

 

Государственная собственность выступает в качестве собственности всех членов общества. Однако реализация отношений присвоения через отношения владения осуществляется государственным аппаратом, который призван олицетворять собой социально-экономические интересы всех слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

 

Реализуя отношения государственной собственности, правительство прежде всего должно проводить такую экономическую политику, используя средства от этой реализации, которая бы привела к сбалансированности интересов различных слоев населения общества, к смягчению социальных противоречий и конфликтов.

 

Другая проблема заключается в том, чтобы не допустить узурпирования прав собственности общества со стороны государственной бюрократии и использования этой собственности в интересах своего обращения, или в таких формах, которые наносят экономический, социальный и экологический ущерб обществу.

 

Общенародная собственность.

 

Что касается общенародной собственности. В свое время закрепленной Конституцией СССР, то она имеет чисто правовую трактовку, тогда как с точки зрения экономических отношений собственности она не могла и не может быть реализована в обозримой перспективе: налицо расхождение, несоответствие юридической формы и экономического содержания. Фактически форма оказалась без содержания.

 

Общенародная собственность предполагает принадлежность всего общественного достояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. При этом отношении распоряжения реализовывало бы отношения владения общенародной собственностью реализовывал бы каждый член общества. Историческая тенденция накопления капитала указывает первоначально на отрицание индивидуальной частной собственности капиталистической частной собственностью, затем - на отрицание капиталистической частной собственности и установление индивидуальной собственности в рамках общественной собственности. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры, кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства, т.е. в рамках общественной собственности.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что общенародная собственность - принадлежит всему народу, т.е. всем и каждому одновременно, что предполагает полную свободу перемены труда.

 

После выше изложенного можно сделать вывод, что основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства. В индустриально развитых капиталистических странах наблюдается большое разнообразие типов и форм частной собственности: единоличная собственность фермеров; трудовая частная собственность (магазин, кафе, аптека и т.д.); индивидуальное частное предприятия с относительно небольшим числом работников, работающих по найму, акционерные общества и др. Такая смешанная экономика отличается от полностью монополизированной

 

тем, что она лучше реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более полно отражает их.

 

Экономические формы реализации собственности включают:

 

1) доходы (прибыль, рента, заработная плата, процент);

 

2) систему экономических интересов;

 

3) конечные народнохозяйственные результаты (удовлетворение потребностей членов общества, рост общественного благосостояния).

 

Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией.

 

Однако приватизация является только одной из форм. Преобразования собственности включают в себя как перераспределение прав в рамках одной и той же формы собственности, так и переход от одних форм собственности к другим.

 

В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем. Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.

 

В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.

 

Важная проблема в развитии государственной собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ. Можно предположить, что преодоление монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.

 

В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.

 

Тем не менее, одной из главных теоретических и практических проблем явилось разгосударствление, определение и использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.

 

В современной России приватизация приняла широкий размах, механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 году. В этом законе были заложены основы приватизации:

 

1. определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

 

2. созданы две государственные структуры: комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонда имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляют продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

 

3. были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

 

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:

 

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

 

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

 

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

 

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

 

Последствия приватизации - тема многих научных дискуссий. И это неудивительно, ведь приватизация - чрезвычайно сложный процесс, затрагивающий практически все сферы экономической, политической и социальной жизни. В целом множество суждений можно свести к одному: итоги приватизации разочаровывают.

 

6. Рыночный механизм: понятие, функции, виды рынков.

Рынок-это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: А) Местный (в пределах села, города, региона) Б) Национальный (внутренний) В) Мировой Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производство товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен, б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок, в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создаётся необходимость самого рыночного обмена продуктами.

 

В свою очередь, рынок оказывает обратное явление на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рыка.

 

Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, область окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

 

Другая функция: рынок выполняет роль главного контролёра конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и количество созданных продуктов соответствует нуждам потребителей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей разорительно или выгодно их приобретать?

 

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интересов строится на принципе, который сформулировал А. Смит: “Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь, то, что тебе нужно…”. Это предполагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) эквивалентность рыночной сделки.

 

Описанные здесь функции рынка свойственные ему, скорее всего, в начальный период его существования в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом в слитом, в нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставляющему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов.

 

Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или небольшом городе, то ему трудно понять, как преобразился известный ему с детства рынок в конце ХХ столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?

ВИДЫ РЫНКОВ

Рынки можно разделить на группы по определенным признакам, таким как:

А. Виды реализуемых товаров и услуг;

Б. Степень монополизированности (формы конкуренции);

В. По способам продаж и видам торговли;

Г. Региональная принадлежность;

А. Существует множество рынков, различающихся представленными на них товарами и услугами.

Рынок продовольственных товаров или продовольственный рынок, предназначен для купли-продажи всего того, чем питаются люди и животные, а также товаров, их которых приготавливается пища. С определенной степенью условности к данному рынку можно отнести табачные и винно-водочные изделия. Рынок продовольствия, в свою очередь, может делиться на мясной, молочный, хлебный, рыбный, овощной и др.

Рынок промышленных (непродовольственных) потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления: одежды, обуви, головных уборов, предметов галантереи и парфюмерии, бытовых товаров, мебели, книг, лекарств и др.

Рынок бытовых и коммунальных услуг включает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, парикмахерские, транспорт, связь, охрану), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирование домов и квартир), услуги по ремонту жилья и бытовой аппаратуры.

Рынок информационных услуг охватывает рекламу, размножение информации, нотариат, оповещение, справки, предоставление разного рода информации и множество других работ и услуг для населения.

Активно развивается рынок информационно-консультационных услуг в виде торгово-посреднических (риэлторских) услуг, управленческого консультирования (консалтинг), дополнительного обучения, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, предоставление возможности пользоваться информационными сетями.

Рыночные отношения распространяются на те виды деятельности, которые принято именовать услугами культуры, образования, здравоохранения. По мере перехода к рыночным отношениям масштабы платных услуг будут расширяться. В связи с этим происходит быстрое развитие рынка услуг.

Рынок недвижимости включает рынок непроизводственных зданий и сооружений, имущественных ценностей, используемых в социально-культурной сфере, а также рынок жилья. Рынок жилья распространяет свое действие, как на продажу помещений, так и на сдачу их в наем, в аренду. Приватизация и переход к частной собственности на жилые помещения значительно расширили возможности купли-продажи жилья, возникли организации, торгующие жильем, квартиры и дома стали объектом продажи на аукционах, биржах.

Рынок средств производства включает рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств. В сферу его действия попадают все материально-технические объекты, прямо или косвенно используемые в производстве. Рынок средств производства состоит из трех рынков. Во-первых, купля продажа зданий, сооружений, строений, помещений, используемых в производственных целях. Во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения. В-третьих, рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, из которых и посредством которых изготавливается продукция.

К рынку средств производства правомерно относить и рынок продуктивного скота, используемого в животноводстве.

Особое место на рынке средств производства занимает рынок земли и других природных ресурсов.

Финансовый рынок - это рынок денег, валюты, ценных бумаг, капитала. На рынке денег одни деньги и денежные средства продаются за другие, деньги «сегодняшние» продаются и покупаются в обмен на деньги «завтрашние», т.е. в долг, в кредит. Валюта одного государства продается на валюту другого государства - это валютный рынок. Ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, ваучеров продаются и покупаются за деньги - это рынок ценных бумаг, именуемый еще фондовым. Зоны действия этих рынков - банки, биржи, пункты продажи и покупки ценных бумаг, валюты.

Особая форма денежного рынка - рынок инвестиций, денежного капитала, на котором продаются и покупаются средства, вкладываемые в будущую экономику, т.е. капиталовложения.

Рынок труда и рабочих мест - это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых способностей и свободный наем работников.

На рынке инноваций объектом торговли становятся технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяются под общим названием «ноу-хау».

Б. В зависимости от степени монополизированности (формы конкуренции) различают рынок совершенной (свободной) и несовершенной конкуренции. К рынкам несовершенной конкуренции относится рынок монополии, олигополии и рынок монополистической конкуренции. Все эти рынки отличаются друг от друга по следующим признакам:

количество продавцов и покупателей на рынке;

вид продукции, которая продается на данном рынке;

степень свободы входа и выхода на рынок;

степень господства фирм над ценами.

Рынок свободной конкуренции характеризуется большим количеством мелких фирм, производящих однородную продукцию в таких незначительных объемах, что не имеют возможности влиять на цену на рынке. Производители соглашаются с ценой, которая складывается в зависимости от спроса и предложения. Все продавцы и покупатели обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке (ценах, товарах, спросе, предложении). Ни один не знает больше, чем остальные. При таких условиях все участники рынка занимают равноправное положение и могут свободно конкурировать.

Чистая монополия представляет собой рынок, целиком монополизированный одним продавцом, который производит повар у которого нет заменителей. Данный рынок защищен определенными барьерами (патенты, лицензии, величина капитала, владение уникальными ресурсами и т.д.), что препятствует проникновению других производителей на этот рынок и дают возможность монополисту обладать определенной монопольной властью над ценами.

Рынки свободной конкуренции и чистой монополии - это скорее идеальные модели и в жизни практически не встречаются.

Рынок монополистической конкуренции характеризуется относительно большим числом продавцов (несколько десятков фирм), производящих, схожую, но не идентичную продукцию. Товары весьма дифференцированы по различным признакам (маркам, качеству, дизайну, условиям продажи, рекламе и т.д.), которые способны привлечь своих покупателей. Цены устанавливаются в зависимости от цен конкурентов и степени уникальности собственного товара. Вход на рынок достаточно свободен, надо только найти тот монопольный признак, который выделит товар фирмы от других товаров конкурентов. В современных условиях к таким рынкам относится рынок косметики, одежды, обуви, мебели и др.

Рынок олигополии представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный признак олигополия - ограниченное количество участников, которые находятся под существенным воздействием поведения друг друга и вынуждены учитывать это воздействие, особенно в области цен и определения объема производства. Это рынки моющих средств, сигарет, швейных машин, автомобилей и др.

В. Рынки различаются способом поступления товара от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом продаж, формами оплаты товара.

Рынок непосредственной продажи характеризуется тем, что продавец приобретает товары и продает их покупателю за наличные деньги. Кроме денег в качестве платежных средств могут использоваться денежные чеки. Непосредственная продажа имеет место в магазинах, ларьках, на продовольственных и вещевых рынках.

Продажа за безналичные деньги (по безналичному расчету) имеет место, когда покупка оплачивается не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет продавца.

В странах с рыночной экономикой широко распространена продажа товаров в кредит, когда покупатель приобретает товар в обмен на обязательство выплатить деньги целиком или частями позже, в оговоренные обязательством сроки. Такой кредит называют товарным, его представляет заинтересованный продавец. В редких случаях наблюдается продажа товаров под залог личного имущества покупателя. Покупатель закладывает продавцу свои вещи и затем выкупает их, тем самым расплачивается за товар.

По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынок.

Оптовый рынок - это купля-продажа товаров крупными партиями у производителя или на торговых базарах, через биржи, на ярмарках. При оптовой закупке цены ниже, удобнее и дешевле транспортировка товара от производителя к продавцу.

Розничная торговля представляет куплю-продажу единичных товаров. Обычно в розницу продаются товары в магазинах, в торговых палатках, на рынках.

Г. Одним из признаков классификации рынков могут быть его расположенность, степень охвата рыночного пространства.

Самым крупным и всеобъемлющим является мировой рынок, включающий сферу международного обмена. Под термином «мировой рынок» понимают любые товарообменные процессы между странами, связанные с куплей-продажей всего множества продукции, товаров, услуг; независимо от того, кто является агентом торговых операций.

Совокупность рынков, действующих в пределах страны, обменных процессах и товарно-денежных отношений на этих рынках, именуют внутренним (национальным) рынком.

В составе внутреннего и мирового рынков могут выделяться региональные. О последних как самостоятельных принято говорить при наличии достаточно масштабных, регулярно действующих территориальных рыночных структур.

7. Спрос и предложение: понятие, ценовые и неценовые факторы. Закон спроса и закон предложения.

СПРОС:

Спрос - это совокупность товаров, которые хотят приобрести на деньги субъекты рынка. Спрос выражает общественные потребности в ресурсах и продуктах в условиях товарного производства, причем действительные потребности, поскольку их общество в состоянии оплатить, а значит, и создать соответствующие товары. Однако нельзя отождествлять действительные потребности общества и спрос.

 

Действительные потребности - это внутренняя сущность спроса. Спрос же - форма проявления действительных потребностей, более конкретная категория. Действительные потребности общества обусловливаются уровнем развития производительных сил, а спрос, как форма их проявления, зависит от огромного множества факторов (цены, доходы, социально-экономические различия между людьми, наличие товаров в продаже, вкусы, традиции, мода). Спрос чрезвычайно изменчив при одном и том же уровне производительных сил. Спрос по своему объему, как правило, отклоняется от действительных потребностей. При избытке денег в обращении или заниженности цен спрос превышает действительные потребности. Но возможна и противоположная ситуация, когда спрос по своим размерам ниже действительных потребностей. Это имеет место в условиях экономических кризисов, при неполном использовании производственного потенциала общества, при завышенных ценах и недостатке денег в обращении.

 

Выделяют: спрос на определенный вид товара (количество данного товара, которое готовы и в состоянии купить потребители за определенный период времени) и совокупный спрос (совокупность всех товаров, которую готовы и в состоянии купить потребители за определенный период времени).

 

Знание спроса имеет большое значение для товаропроизводителей, поскольку от соответствия их продукции спросу прямо зависит величина их доходов. На спрос влияет одновременно множество различных факторов, действие которых накладывается друг на друга. Изучение и прогнозирование спроса поэтому - задача не простая. Экономическая наука строит свое изучение спроса вначале на выделении действия того или другого фактора в “чистом виде”, при предположении, что остальные факторы не меняются. А затем пытается “наложить” действие различных факторов друг на друга и получить картину их совместного воздействия на спрос. Как правило, полученный результат не дает стопроцентного объяснения колебаниям спроса, а имеет большую или меньшую погрешность. Уровень точности повышается при усилении детализации анализа, расширении круга изучаемых факторов спроса.

 

Наиболее важным фактором, влияющим на спрос, являются цены. Если предположить, что меняется только цена данного товара, а остальные факторы спроса остаются без изменений, то для большинства товаров будет иметь место обратная зависимость спроса от цены. То есть с ростом цены спрос будет падать, а с понижением цены - увеличиваться. Данное явление получило название закона спроса.

 

В теории предельной полезности данное явление объясняется следующими лежащими на поверхности причинами:

 

1) доходы потребителей ограничены, и повышение цены неизбежно заставляет их сокращать размеры покупок;

 

2) растущий запас товаров может быть продан только при соответствующем снижении цены, поскольку его предельная полезность снижается;

 

3) уменьшение цены позволяет купить больше товаров, данный товар становится при этом более привлекательным по сравнению с его замени

Факторы, влияющие на спрос

 

Ценовой фактор. Действие ценового фактора приводит к изменению объема спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса.

 

Неценовой фактор. Среди неценовых факторов наибольшее воздействие на поведение покупателей оказывают следующие обстоятельства:

 

1) Цены взаимосвязанных товаров. Они могут влиять на спрос по-разному. Вначале рассмотрим влияние цен товаров-заменителей, а затем - взаимодополняющих товаров.

 

Товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), если увеличение цены одного из них влечет за собой рост объема спроса на другой товар при каждом значении цены. Взаимозаменяемыми они называются потому, что могут быть использованы для одних и тех же целей. Такие товары удовлетворяют одну потребность. Например, если выросла цена на говядину, то спрос на нее снижается, но одновременно растет на куриные окорока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.103 сек.