Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства




Критериями мастерства педагога могут выступать: целесообразность (по направленности), продуктивность (по результату — уровню знаний, воспитанности школьников), оптимальность (в выборе средств), творчество (по содержанию деятельности).Главное свойство преподавателя, обладающего высоким уровнем владения мастерством — яркая гуманистическая направленность педагога: не только стремление навести порядок, но и желание изменить отношения воспитанников к лучшему, опираясь на создаваемое общественное мнение. Педагог должен владеть ситуацией, уметь ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи.В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика; управление эмоциями, настроением); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр.Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как преподавателем, так и студентами, спонтанно и специально.Эти ситуации преподаватель осознает и формирует для себя задачи: стратегического характера (как воспитать у студентов чувство ответственности, организованности, аккуратности), тактического (разработка средств, стимулов) и ситуативного (как отреагировать на опоздавшего, на нарушение этики поведения, отсутствие аккуратности и др.).Мастерство преподавателя — в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, то есть направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая к поставленной педагогической цели.
9. Организация научно-психологических исследований в учебном заведении. В настоящее время в педагогической психологии широко применяется формирующий эксперимент, содержащий в своей организационной структуре систему диагностических процедур и программу формирующих воздействий. При помощи тестовых заданий определяется исходный уровень развития психических функций испытуемого до начала эксперимента. Далее, в ходе формирующего исследования, даются диагностические испытания для выявления динамики психического развития ребенка и успешности усвоения им учебного материала. Изучается также результативность учебно-воспитательной программы и осуществляется ее корректирование. После окончания исследования проводится диагностика с целью определения уровня сформированности исследуемой психической функции.

Диагностическую работу, организацию эксперимента, проведение формирующих воздействий, а также анализ полученных результатов, как правило, осуществляет психолог, ведущий формирующее исследование. Однако известно, что для эффективной воспитательной и обучающей работы психолог-экспериментатор должен быть полностью включен в экспериментальную ситуацию, хорошо чувствовать испытуемого и свои взаимодействия с ним, оперативно отслеживать процесс реализации формирующей программы, при необходимости вносить в нее соответствующие коррективы и т. д. Деятельность экспериментатора, таким образом, состоит из практических воспитательных и обучающих действий, а его внимание должно удерживать в первую очередь основные мыслительные единицы содержания преподаваемого учебного курса.Позиция исследователя, наоборот, требует определенной отстраненности от экспериментальной ситуации и осуществления рефлексивного выхода из нее в исследовательскую позицию. Когда психолог становится исследователем, содержанием его внутренней активности выступает теоретическое мышление; в предметном плане его внимание обращено на изучение исследуемой психологической проблемы.

Психологическое содержание деятельности экспериментатора существенно отличается от содержания деятельности исследователя. И поэтому находиться одновременно и равным образом результативно внутри экспериментальной ситуации и в исследовательской позиции над ней человеку практически невозможно2.

Вполне понятно, что в ходе проведения эксперимента психолог вынужден занимать монопозицию обучающего и воспитывающего и многие условия его взаимодействия с испытуемым и возникающее при этом психологическое содержание им не охватываются. Интерпретация и оценка полученных данных проводятся после окончания эксперимента, когда ученый получает возможность работать в режиме исследовательской монопозиции. При этом неизбежны потери части психологического содержания, рождающегося в ходе формирующего эксперимента.

10
10. По какой по форме и содержанию ответ на экзамене Вы поставите студенту оценку «хорошо».
"Хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух). 1) понимание и степень усвоения теории;

2) методическая подготовка;

3) знание фактического материала;

4) знакомство с обязательной литературой, может быть, с современными публикациями по данному курсу

5) умение приложить теорию к практике;

6) знакомство с историей науки;

7) логика, структура и стиль ответа, умение защищать выдвигаемые положения.


11. Технические средства и компьютерные системы обучения.
Технические средства обучения

В современном процессе обучения используется следующий ряд новых технических средств:

учебные электронные издания;компьютерные обучающие системы;аудио-, видео-учебные материалы и многие др.Электронные издания учебного назначения, обладая все ми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте. Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.Программированное обучение опирается на хорошо известные в педагогике общие положения, теории. Материал дается небольшими, легко усваиваемыми частями, получившими название шагов, порций или фрагментов информации.Характерные черты программированного обучения:расчленение строго отобранного учебного материала на отдельные небольшие части;включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части;предъявление заданий по проверке усвоения каждой данной части;соблюдение ответов, информирующих учащегося о степе ни правильности его ответа. Компьютерные обучающие и контролирующие программы – программные средства учебного назначения, которые широко используются в образовательном процессе и позволяют:индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно-познавательной деятельности;

моделировать и имитировать процессы и явления;проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации и многое др.Аудио – и видеоучебные материалы – записываются на магнитные носители, аудио – и видеокассеты и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.Компьютерные сети – средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.

Глобальная сеть Интернет является интегральным средством.Педагогическая деятельность включает в себя совокупность мероприятий по воспитанию, образованию и обучению. Педагоги занимаются педагогической деятельностью профессионально, а непрофессионально этой деятельностью занимаются почти все люди.Основное требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей.Специфические черты педагогической деятельности:


12. По какой по форме и содержанию ответ на экзамене Вы поставите студенту оценку «отлично»? Оценка «отлично»:
Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов (например, Конституции РФ, Закона РФ о высшем образовании, Положений о Психологической службе, Этического кодекса психологов и пр.). Соблюдаются нормы литературной речи. Оценка "отлично" предполагает глубокое знание всех курсов психологической теории, понимание всех явлений и процессов в психологии, умение грамотно оперировать психологическими категориями. Ответ студента на каждый вопрос билета должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки, подтверждаться графиками, цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы. Оценка 5 ("отлично") ставится студентам, которые при ответе:

- обнаруживают всестороннее систематическое и глубокое знание программного материала;

- демонстрируют знание современной учебной и научной литературы;

- способны творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;

- владеют понятийным аппаратом;

- демонстрируют способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;

- подтверждают теоретические постулаты примерами из психологической практики.


13. Методика подготовки лекции.

Существует тематический план, который составлен в соответствии с Госстандартом для чтения лекций.Работа с литературой. Тема лекций определяется в соответствии с рабочей программой и тематическим планом занятий, хотя они могут несколько изменять по курсу.Работа над планом. План лекции должен соответствовать содержанию соответствующего раздела рабочей программы и раскрывать ее. Каждый из основных пунктов плана целесообразно разделить на несколько подпунктов, связав их логическую последовательность. Это совершенствует структуру лекции и способствует системному восприятию, осмыслению и запоминанию материала студентами. Работа над конспектом. Очень полезно для лектора при подготовке лекции. Чрезмерный объем текста делает поиск нужного пункта более трудным. Наиболее полезный конспект – это расширенный план, который построен иерархически, с указанием основных пунктов, фактического материала, закономерностей понятий. План расширяется за счет схем, понятий, диаграмм, которые резюмируют основные идеи лекции. Особенно важно заранее подготовить и отразить в конспекте примеры, которые будут приводиться на лекции. Преподаватель также должен подготовить иллюстрированный, демонстрационный и раздаточный материал, который он собирается использовать. Выбор средств и методов: Монолог, эвристическая беседа и т.д.Принцип отбора содержания для лекций: 1.Целеполагание. Отбор материала исходя из поставленной цели. 2.Учет уровня студентов. 3.Ориентация на последующие практические занятия и самостоятельную работу. 4.Лекция – вынос более сложного материала. 5.Учет той литературы, какой студенты будут пользоваться.Методика чтения лекций:Для любого лектора, даже самого знающего и опытного, методика чтения каждой лекции выступает как своеобразная творческая задача, так как это не просто хороший пересказ известной ему теории, а умелая ее адаптация к запросам и возможностям конкретной аудитории. Адаптация к конкретной аудитории – это доведение до сознания аудитории научного содержания основных понятий темы.

14. Психолого-педагогическая характеристика наглядных пособий и требования к их применению в процессе преподавания. Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты. Демонстрация порогов ощущений, зрительных иллюзий, идеомоторных актов, явления установки, колебаний внимания — примеры использования предметной наглядности. Главная задача преподавателя — наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию. Неслучайно известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Для подбора демонстрационных экспериментов и опытов можно воспользоваться целым рядов опубликованных учебных пособий Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.

Какими способами может демонстрироваться наглядность? Может использоваться традиционный способ демонстрации наглядности с помощью нарисованных плакатов, но он является слишком трудоемким и создает ряд других неудобств в использовании. Использование доски и мела всегда остается в распоряжении преподавателя, однако здесь важную роль играют его изобразительные способности. Современным способом демонстрации наглядности являются транспаранты на прозрачной пленке и слайды, которые проецируются на белый экран. В наше время проекторы становятся все более типичным техническим средством обучения. Это значительно расширяет возможности использования визуальных средств на лекциях. Прекрасным аудиовизуальным средством демонстрации всех перечисленных выше видов наглядности является компьютер. Использование компьютерной программы Power Point дает возможность преподавателю включать в свою лекцию самые различные виды наглядности: статичные и движущиеся, схематические и художественные, текстовые и изобразительные, применять различные эффекты. Проецирование слайдов данной программы на экран делает презентацию доступной для всех студентов.

Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:

1) демонстрируемая наглядность должна быть согласована с содержанием материала;

2) наглядность следует вводить на занятии постепенно, в соответствующий момент, по мере необходимости;

3) демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть объект;

4) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, схем, диаграмм;

5) следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.